В Актобе в рамках концертной поездки выступила народная артистка Казахстана, ректор Государственной консерватории пианистка Жания Аубакирова. Она привезла актюбинцам тщательно отобранную программу из сочинений Моцарта, Бетховена и Шопена.
Путь Жании Яхияевны лежал из Караганды в Актобе, и далее она отправится в Париж и Варшаву. «Жизнь музыканта такая: куда позовут, там и играешь. Но, конечно, играть Шопена перед поляками — особая ответственность», — поделилась Аубакирова. Зато актюбинцы приняли ее однозначно радушно. Как известно, наш слушатель самый внимательный и благодарный, хоть и не самый воспитанный.
Перед тем как выйти на сцену филармонии, Аубакирова побывала на юбилее музыкального колледжа, где ее уговорили сыграть что-нибудь экспромтом. После этого она встречалась со студентами АГУ им. К. Жубанова.
Свое выступление Жания Яхияевна украсила краткими рассказами об исполняемых произведениях. И эти маленькие лекции, и само исполнение были пленительны. От них оставалось ощущение мягкого прикосновения чуда к человеческой душе. Звуки падали с пальцев пианистки легко, как капли, настолько они были отработаны.
После выступления Жания Яхияевна ответила на вопросы журналистов.
— Как вам удается совмещать ректорство, преподавание, семью и концерты? Вы чем-то жертвуете?
— Если человек очень сильно увлечен, он может горы свернуть. Я знаю людей, которые успевают в тысячу раз больше меня. Так что это вовсе не подвиг. Я просто делаю то, что мне интересно, и не делаю того, что неинтересно.
— Как вы отдыхаете?
— Я очень люблю ездить по степи, вдыхать степной воздух, смотреть на горизонт. В Алматы горизонтов нет, поэтому мне хотя бы раз в год необходима поездка в степь.
— Вы не опасаетесь оставлять студентов, пока гастролируете?
— Нет, они же взрослые. Да и ассистенты у меня есть. Всю черную работу они делают сами, моя задача — только отшлифовать, на концерт настроить.
— Вы возглавляете консерваторию уже 15 лет. Как изменились абитуриенты, которые приходят к вам? Влияет ли на молодежь современная жизнь с ее соблазнами?
— Абитуриенты из регионов приходят разные. Кстати, из вашей области они с каждым годом все сильнее… Но какими бы они ни пришли, за время учебы у нас они очень сильно вырастают. А соблазнам жизни мы противопоставляем свои соблазны — лучшие концертные площадки мира, лучшие сцены.
— Сколько часов в сутки вы посвящаете занятиям за инструментом?
— Могу пропустить пару дней, а перед концертом просидеть всю ночь. В общем, получается часов по шесть в день.
— Есть что-то, что вы еще не успеваете делать, но хотите научиться?
— О, да! Хочу научиться танцевать сальсу, танец живота, хочу выучить ведущие языки мира и в совершенстве овладеть компьютером.
— А пьесы, которые вы пока не решаетесь играть, такие тоже есть?
— Есть. Соната Листа си-минор и «Крейслериана» Шумана. Обычно смотришь и думаешь: замахнусь ли? А потом замахиваешься, и вроде получается. Думаю, что с этими вещами все получится.
— Вы читали книгу Марата Бисенгаклиева? В ней сквозит некоторая обида на родную страну…
— Не то что сквозит, она явно и однозначно там высказана. Я думаю, что музыкант, тем более на Востоке, должен быть гибким. Не все чиновники понимают, как важна музыка. Для кого-то мы обычные бездельники, которые хотят много денег за ерунду. С такими людьми надо работать, доказывать, учить их. Но не обижаться. Обида — неконструктивное чувство.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА