Около тридцати имамов области собрались на базе Актюбинского медресе
в Бестамаке. Трехдневный семинар был организован информационно-аналитическим центром «Ансар» при управлении по делам религий для служителей культа из Айтекебийского, Шалкарского, Хромтауского районов и Актобе.
Читали лекции и отвечали на вопросы, волнующие жамагат, наиб-имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Серикжан Еншибай и руководитель отдела управления по делам религий Руслан Кулдыбаев. Но главными действующими лицами стали приглашенные на семинар из Алматы заведующий отделом фетвы и шариата Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Сансызбай Шоканов и исламовед, докторант университета исламской культуры Египта «Нұр Мүбәрак» Кайрат Курманбаев.
— Уровень знаний местных имамов повышается, два года назад была внедрена система аттестации по линии Духовного управления. Грамотность духовенства западных регионов намного выше, чем, к примеру, на севере Казахстана. Здесь видна кропотливая совместная работа теологов центра «Ансар» вместе с центральной мечетью «Нұр Ғасыр». Доказательство тому – этот семинар, куда мы приехали учить имамов мастерству преподносить ценности ислама, — отметил Сансызбай Шоканов, бывший наиб-имам областной мечети.
Во время беседы заведующий отделом ДУМК признался, что его тревожит увеличившееся количество разводов, потому в разговоре с имамами призвал вести разъяснительную работу с молодежью и объяснять супругам их обязанности.
— Сейчас стало модно разводиться, сказав лишь слово «талақ», — сетует Сансызбай Курбанулы. – На самом деле, талаќ — право мужчины на развод — в Исламе придуман не для разрушения, оно возникло для воспитания. Это слово произносится только в трех случаях – если женщина бросит Коран и встанет против религии, будет унижать родителей или изменять мужу.
Помимо этого, гость из южной столицы пояснил присутствующим значение наступающего священного месяца Рамазан. По его словам, ораза не будет принята мусульманами в трех случаях – если они обидят родителей, не откажутся от вредных привычек или если, поссорившись, два мусульманина не простят друг друга.
Арабская поездка
Представитель духовенства Казахстана Сансызбай Курбанулы недавно съездил в Умру. Он побывал в городе Эр-Рияд, где встретился с их шейхами. Он не стал скрывать, что обстановка в Саудовской Аравии, как и в других арабских странах, далеко не спокойная.
— Пресловутая террористическая организация ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) у них называется ДАИШ. Их молодежь уходит в места боевых действий под эгидой джихада, — рассказывает Сансызбай Шоканов. – В этой стране гремят взрывы даже в мечетях. Все, что показывают по телевизору, я увидел своими глазами. 12 миллионов людей в Сирии остались без крова, но самое страшное, люди убивают друг друга без вины. Поэтому при каждой встрече, в том числе и с молодежью, рассказываю об увиденном и говорю, что это безумие. Всем объясняю о джихаде.
Для объявления джихада, поясняет собеседник, требуется соблюдать два условия – должен быть конкретный лидер, а задача ясной. В этой ситуации не соблюдены ни то, ни другое. Люди воюют, не зная зачем, и каждая группировка объявляет своего лидера. По мнению Сансызбая Курбанулы, все это затея западных стран для разжигания войны между суннитами и шиитами.
— Мусульманин не может ненавидеть жамагат в мечети. Если он осмелился взорвать дом Аллаха, то он вовсе не мусульманин, — считает Сансызбай Шоканов, осуждая кровопролитие между единоверцами.
Наши ценности
После поездки в Саудовскую Аравию собеседник пришел к выводу, что казахская степь дала миру сотни Фарабов.
— Мы мало знаем своих просветителей, — утверждает Сансызбай Шоканов. – В голову в первую очередь приходят Абай, Шакарим, Машхур Жусуп, Абубакир Кердери. Но до них были и другие. К примеру, в библиотеках Саудовской Аравии нашел рукописи туркестанского ученого средневековья Сганаки Ковамидин Иткони. И таких трудов немало. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах они оказались там. Но по их рукописям были защищены 10 докторских степеней. В результате поездки на родину возвращена треть этих трудов. Нам предстоит перевести их на современный казахский язык и передать молодым. Настало время понять, что мы не появились внезапно или ниоткуда.
По его словам, труды казахских ученых не выдал Узбекистан. Многие из них переведены на узбекский язык, теперь они — достояние соседней страны.
Рукописи казахских богословов, написанные на арабском, шагатайском и персидском языках, хранятся также в Казани. Татарские коллеги отдают их своим владельцам без затруднений.
— Для их расшифровки потребуется время, а главное – узкие специалисты-переводчики. После этого древние труды передаются в отдел фетвы и совет ученых Духовного управления, где их должны одобрить для дальнейшей публикации. Изучая труды, мы должны избавиться от рабской иделогии, когда коммунисты твердили нам, что именно благодаря им мы стали грамотными, — говорит Сансызбай Шоканов.
Перенимая зарубежный опыт в религиозном плане, собеседник советует взять только полезное, а не перенимать все подряд.
— Испокон веков казахи являются последователями Ханафитского мазхаба, — говорит Сансызбай Шоканов. – Везде, где бы ни были, проповедуем ту веру, которую проповедовали наши предки. Несмотря ни на какие трудности, из-за крепкой веры они не сжигали книги, не восставали против религии и не примыкали к другим течениям. К примеру, несмотря на соседство с Ираном, мы не стали шиитами. К сожалению, был период, когда мы отдалились от религии. Не будь этого перерыва, наш народ давно был бы в лидерах среди многих стран. Современный Казахстан поддерживает эту классическую школу. Два месяца назад на форуме в Астане мы утвердили свою платформу и концепцию, где четко прописали образ мусульманина и имама.
Он считает, что не стоит выпускать за рубеж юношу, не знающего своего языка, веры и истории. На обучение можно ехать после защиты какой-либо ученой степени. Много делается в Казахстане для того, чтобы получить религиозное образование у себя на родине. Университет «Нұр Мүбәрак» прошел аккредитацию у мирового сообщества. Здесь открыты факультеты религиоведения и исламоведения, выделяются гранты на бакалавриат и магистратуру, также можно защитить докторскую диссертацию. В перспективе — открытие факультета исламской экономики.
Свои кадры
Одним из докторантов университета исламской культуры Египта «Нұр Мүбәрак» является Кайрат Курманбаев. Уроженец нашей области окончил институт мировых языков имени Абылай хана и продолжил обучение в колледже и институте в Ливийской Джамихирии в числе пяти студентов из Казахстана. Кстати, двухлетнюю программу колледжа Кайрат Курманбаев с отличием освоил за один год. Затем четыре года учился в институте и вернулся на родину, где преподавал исламоведение и арабский язык в университетах «Нұр Мүбәрак» и «Деловая карьера». С 2007 по 2009 годы с отличием окончил магистратуру при факультете религиоведения и политологии в КазНУ имени аль-Фараби.
— Основная моя специальность – исламоведение и исламская цивилизация, — говорит старший преподаватель университета «Нұр Мүбәрак».
По его словам, в Казахстане такая специальность в 2012 году была внедрена в классификатор и получила шифр. Кстати, Кайрат Курманбаев один из первых двух ученых, которые скоро будут защищать ученую степень.
Семинар как способ
Повышение квалификации духовенства посредством таких семинаров он считает актуальным.
— Имамы вносят огромную лепту в стабильность страны, — говорит Кайрат Курманбаев. – К ним с разными вопросами приходят и простые, и высокообразованные люди, поэтому имам должен преподнести жамагату научно обоснованный правильный ислам. И наша религия требует, чтобы он всегда пополнял знания. Правда, в регионах не всегда есть такая возможность: не все могут обучаться в университетах.
Как пояснил докторант, многие воспринимают религию как связующее звено между человеком и Творцом. На самом деле, религия охватывает все сферы человеческой жизни. Все это пришлось объяснять в ходе семинара. Ученый отмечает высокий интерес к обучению населения и дефицит специалистов.
— За три дня трудно охватить все стороны. Один предмет, к примеру, в университете изучают два-три года, поэтому отталкивались от поступивших вопросов. Ведь задавать вопросы – это половина науки, по ним можно определить уровень знаний имамов, — говорит педагог.
— Важно не только знать, но и понимать религию, — продолжает Кайрат Курманбаев. – Вроде все признают Коран и Пророка, но почему-то возникают разногласия. Потому что каждый интерпретирует религию по-своему. Ислам изучался учеными веками, были написаны труды, закреплены теории и методологии по изучению и пониманию религиозных текстов. Религия не ограничивается месячными курсами или выдержками из интернета.
Ученый сетует, что молодежь не совсем понимает это, так как религия такая же сложная наука, как медицина, юриспруденция или экономика, с множеством вытекающих оттуда обязательств и обязанностей. И за советами граждане должны обращаться к специалистам, изучавшим религию много лет, чья квалификация подтверждена соответствующими госорганами и ДУМК.
— Только они имеют право давать советы. Благодаря им мы можем решить религиозные проблемы, ссылаясь на общепризнанные исламским миром учения, — убежден старший преподаватель университета «Нұр Мүбәрак». – Только тогда мы можем установить правильное религиозное понятие. К примеру, не каждый юрист имеет право принимать закон или вносить в него поправки в нашем светском государстве. Точно также не все мусульмане, имея ученую степень, могут толковать слова из Корана и хадисы и продвигать их в качестве идеи.
— Почему я это говорю? Потому что сегодня толковать Коран на свой лад начали все кому не лень. Причем даже не зная арабского языка. А ведь, кроме хадисов, надо учитывать традиции и обычаи каждого народа. И никто не имеет права вносить здесь свои фетвы, придя к нам из другого общества, — подчеркнул Кайрат Курманбаев.
Абат КАРАТАЕВ