В условиях развития нашей экономики в рыночных отношениях возникает потребность в современных управленческих кадрах с новым мышлением. В этом плане профессиональная подготовка кадров, особенно в области менеджмента, должна стать составным элементом экономической политики государства на долгосрочный период. Эта проблема имеет большое значение в условиях рынка на уровне предприятий и фирм, положение которых меняется коренным образом. Чтобы выжить, предприятиям в острой конкурентной борьбе необходимо управлять фирмой по-новому, нетрадиционно. Это требует подготовки современных управленцев-менеджеров, которые смогут оценить и предвидеть рыночную конъюнктуру, своевременно принять нестандартные управленческие решения для обеспечения их практической реализации, осуществлять руководство коллективами на уровне современных требований.[divider]
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил, что «мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018-2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам».
На начальном этапе проекта «100 новых учебников» было отобрано и переведено на казахский язык 18 зарубежных учебников. Три из них по экономике. В дополнение к 18 переведенным учебникам будет переведено еще 30.
К настоящему времени доступны самые важные экономические учебники, переведенные с английского на казахский язык. Это книги Грэгори Мэнкью и Марка Тейлора «Экономикс», Рикки Гриффина «Менеджмент», Дональда Куратко «Предпринимательство: теория, процесс и практика», и они, по нашему мнению, обеспечивают теоретическое понимание методологических аспектов экономики, бизнеса и менеджмента, а также оказывают практическую помощь студентам, магистрантам, преподавателям, докторантам и специалистам, заинтересованным вопросами современной экономики и системы ее управления.
Учебник «Менеджмент»
Всемирно известный профессор Техасского университета Рикки Гриффин является автором многих учебников, в том числе впервые опубликованного в 1984 году учебника «Менеджмент». С тех пор данный учебник был переведен на десятки языков и распространен во всем мире тиражом в два миллиона экземпляров.
«Менеджмент» Рикки Гриффина отличается от ранее опубликованных научных трудов тем, что в дополнение к традиционным концепциям управления он включает новые концепции и выводы в области современного управленческого мышления. Еще в 1776 году британский экономист Адам Смит отметил: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны весь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Современная действительность подтверждает взгляды великого мыслителя.
В предыдущих учебниках Рикки Гриффина по менеджменту была представлена только теория управления, в этой же работе гармонично сочетаются теория и практика. Автор предлагает преподавателям и студентам использовать результаты научных исследований, уделять большое внимание разнообразным методам обучения рыночной экономики. В учебнике после каждой темы резюмируются основные понятия, а также предоставляются управленческие вопросы, образцы деловых игр для анализа предмета, эффективной формулировки технических навыков и оценки личных навыков.
Научным редактором учебника Рикки Гриффина «Менеджмент» по переводу с английского языка на казахский является декан факультета экономики и менеджмента университета «Нархоз», профессор Самажан Умирзаков, с которым я познакомился во время обучения в аспирантуре данного учебного заведения. Преимуществом этого учебника является то, что, помимо теории в форме кейса, дается подробный анализ управления средними, малыми и крупными предприятиями, рассматриваются их достижения в конкретных компаниях зарубежных стран. В конце каждой главы даны вопросы, задания и ссылки на материалы, необходимые для выполнения конкретной задачи. Также в учебнике изложены традиционные и современные подходы и методы менеджмента, рассматриваются рекомендации по использованию новых технологий с учетом некоторых изменений. Самое интересное, что в учебнике упоминаются не только успехи менеджеров, но и их ошибки в процессе управления фирмой. Учебник написан доходчивым языком и представляет определенный интерес для читателей. Первая глава начинается с параграфа «Быть менеджером», где отмечается, что менеджер — это одна из самых распространенных профессий в мире, и он решает проблему фирмы, которая находится на границе между ростом и падением.
Учебник «Менеджмент» является незаменимым источником знаний не только для студентов, но и для сотрудников государственных органов, а также предпринимателей, магистрантов и докторантов. Каждый человек в нашем обществе должен овладеть навыками и искусством управления. Круг вопросов, имеющих отношение к современному менеджменту, отличается многообразием и многогранностью, и по этой причине до сих пор отсутствует единый подход к изучению данного понятия. Методы управления, учитывающие особенности экономики Казахстана, еще не полностью изучены в научной литературе. Также следует отметить, что основными авторами учебников в области менеджмента в Казахстане являются следующие ученые: Мамыров Н.К., Бердалиев К.Б., Ахметов К.Г., Каренов Р.С., Умирзаков С.К., Сагиндиков Е.Н., Байжомартов А.С., Жунусов Б.А., Ювица Н.В., которые исследовали некоторые аспекты современного управления.
Учебник «Предпринима-тельство: теория, процесс и практика»
В учебнике «Предпринимательство: теория, процесс и практика» Дональда Куратко основное внимание уделяется теоретическому и практическому изучению предпринимательских явлений, которые являются главной движущей силой социально-экономического развития общества в ХХI веке. Для полного объяснения понятия «предпринимательство» в начале книги охарактеризованы его этапы: начало, планирование, формирование и стадии развития. В учебнике широко описывается роль инновационной и мыслительной системы в продвижении предпринимательских идей на рынке.
Доктор Куратко признан выдающимся ученым и профессионалом в области исследований предпринимательства. Он является исполнительным и академическим директором Центра предпринимательства и инноваций Джонсона и бизнес-школы в Келли при Университете Индианы в Блумингтоне. Автор более 30 учебников, в том числе 10-го издания «Предпринимательство: теория, процесс и практика», который переведен недавно на казахский язык. Первое издание было опубликовано в 1984 году. В предисловии учебника сказано: «Предпринимательство — это самая мощная экономическая сила, известная только человеку». Явление предпринимательской революции, захватившее наше воображение на протяжении последних 30 лет, стало новой наукой, которая охватывает широкий круг вопросов в области бизнес-мышления и планирования. Основная цель учебника — познакомить читателей с опытом предпринимателей и приобрести навыки предпринимательства с помощью практических и экспериментальных методов обучения.
Учебник «Экономикс»
Книга «Экономикс» профессора экономики Гарвардского университета Грэгори Мэнкью и декана школы бизнеса Джона М. Олина, профессора школы бизнеса Уорика Вашингтонского университета (США) Марка Тейлора написана в качестве примера для всех субъектов экономических отношений. Учебник включает в себя задачи, рисунки, таблицы, тематические исследования для обучения на уровне бакалавриата. В нем после каждой темы предоставляются резюме, обзорные вопросы, проблемы и пути решения задач по экономике. Учебник написан в соответствии с лучшими достижениями теории и практики мировой экономики. Авторы также приняли во внимание весомые теоретические результаты в области зарубежной литературы. Они, сосредоточив внимание на различных методах преподавания экономической теории, считают, что, насколько это возможно, использовать в области научно-исследовательской деятельности и в процессе обучения студентов по данному предмету. По мнению авторов, основная цель учебника — научить мыслить читателя с точки зрения экономиста. Учитывая эти обстоятельства, мы надеемся, что книга «Экономикс» будет способствовать росту экономических знаний людей и читатели достойно оценят важность данного учебника. Новые типы зарубежных учебников основываются на идее создания современного демократического общества, а также на путях решения внутренних и глобальных экономических проблем современности и стратегических задач государства. Любая экономика стремится решить три основные проблемы: «Что производить», «Как производить» и «Для кого производить»? Книга «Экономикс» также предназначена для решения конфликтных проблем в домашнем хозяйстве, для преобразований в национальной экономике государства и создания благоприятной конъюнктуры рынка.
История создания казахстанских учебников
Одним из важнейших достижений в области науки и образования Казахстана является перевод учебников всемирно известных экономистов на казахский язык. До недавнего времени мы использовали различные учебники, переведенные с английского на русский язык. В частности, мы изучали теорию экономики по учебникам зарубежных ученых, переведенных на русский язык, таких как Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури «Основы менеджмента», Стивен Робинс, Мэри Коултер «Управление», Ричард Дафт «Менеджмент», Пол Самуэльсон, «Экономика» Кэмпбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю «Экономис», Шмелензи «Экономика», Д. Н. Хайман «Современная микроэкономика: анализ и применение», Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель», Грэгори Мэнкью «Макроэкономика», Р. Дорнбуш, С. Фишер «Макроэкономика», Филипп Котлер «Основы маркетинга», Г. Х. Линдерт «Экономика мирохозяйственных связей», Р. Пиндайк, Д. Рубенфельд «Микроэкономика», Й. Ворст, П. Ревентлоу «Экономика фирмы» и т.д.
После перевода зарубежных учебников многими учеными смысл некоторых слов был утрачен и их трудно было понять, а некоторые определения непонятны для нашего восприятия. Поэтому главной особенностью лучших мировых учебников, переведенных на казахский язык, является учет этих недостатков, теперь все книги имеют высокое качество и доступны для широкого круга читателей.
С целью изучения передовой теории обучения и экономической подготовки в зарубежных университетах бывший ректор нашего вуза Мухтар Арынов в июне 1993 года выделил финансовые средства в размере одного миллиона рублей для приобретения около 50 книг зарубежных экономистов. Таким образом, библиотека института дополнена зарубежными учебниками по рыночной экономике. Однако из-за того, что в этих зарубежных учебниках не учитывались особенности казахстанской экономики и в связи с переходом экономики нашей страны к рыночным отношениям, открытием новых экономических специальностей, преподаватели нашей кафедры «Основы экономики и менеджмента» во главе с профессором У. Байжомартовым приступили к написанию национальных учебников. Например, в 1991 году была опубликована книга «Рыночная экономика: учебное пособие и справочный словарь», ставшая в будущем основой для создания макета казахстанского учебника. Кроме того, Республиканским учебно-методическим кабинетом Министерства образования РК в г. Алматы студентам и широкому кругу читателей была представлена книга «Основы рыночной экономики». Данный учебник был написан актюбинскими учеными У. Байжомартовым, У. Мамбетовым и Б. Жунусовым в 1994 году. Эта книга является одним из первых учебных пособий по рыночной экономике для вузов Казахстана на государственном языке. Ценность данной книги заключается в том, что в ней учтены различные экономические взгляды ученых зарубежных стран, а также особенности национальной мысли Казахстана. В дальнейшем формируется новый авторский коллектив (У. С. Байжомартов, К. Г. Ахметов, Е. Н. Сагиндиков, Б. И. Комягин, Б. А. Жунусов, У. Е. Мамбетов, Г. М. Мусиров) по созданию национального макета учебников по экономике, который работает под руководством заведующего кафедрой «Экономическая теория» Казахского национального университета им. аль-Фараби, доктора экономических наук, профессора У. Шеденова.
В общей совокупности были опубликованы следующие учебники и учебные пособия: «Основы рыночной экономики» (1993, 1994 гг.), «Основы экономической теории» (1995 г.), «Теоретическая экономика» (1998 г.), «Жалпы экономикалық теория» (2004 г.), «Менеджмент негіздері» (2005 г.), «Основы менеджмента» (2005 г.), «История экономических учений» (2005, 2006 гг.), «Общая экономическая теория»
(2009, 2013 гг.), «Макроэкономика» (2010 г.), «Государственное регулирование экономики (2014 г.), которые имели большой спрос среди высших учебных заведений Казахстана.
Резюме
По поручению Главы государства было создано Национальное бюро переводов, которое в прошлом году приступило к работе и акцентировало внимание читателей на основных терминах и понятиях в зависимости от содержания названий зарубежных книг. Наряду с традиционными понятиями группа переводчиков также продемонстрировала новые концепции и выводы в области рыночной экономики. Переводчики не имели под рукой альтернативных вариантов книг на русском или других языках. Поэтому оригинал научного произведения переводили сразу с английского на казахский язык.
Группа переводчиков по экономике состояла из ученых кафедры «Экономика» Казахского национального университета им. аль-Фараби, кафедры «Менеджмент» университета «Нархоз» и Высшей школы бизнеса университета «AlmaU». Главными редакторами по переводу зарубежной экономической литературы на казахский язык являются декан школы экономики и менеджмента университета экономики «Нархоз», профессор Самажан Умирзаков, декан Высшей школы бизнеса университета «AlmaU», доцент Гульнара Курекеева, заведующая кафедрой «Финансы» Казахского национального университета им. аль-Фараби, доцент Майя Арзаева. Они делают большую работу по мобилизации ведущих ученых и специалистов.
Спецпроект «100 новых учебников» в рамках программной статьи Главы государства Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» является своего рода новым достижением казахстанской науки и образования. Данный проект ориентирован на создание условий для получения качественного образования по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии и филологии. Реализуемые мероприятия направлены на гуманитаризацию подготовки кадров нового поколения, которые отмечены в Плане нации — «100 шагов» и Пяти институциональных реформах. В рамках спецпроекта также запланирована научная работа для ученых Казахстана по определению перечня лучших учебников мира по направлениям гуманитарного знания. В целом спецпроект нацелен на повышение уровня подготовки обучающихся в системе образования, обеспечение их новой учебной литературой мирового масштаба.
Следовательно, вышеназванные цели и новые требования к гражданам страны ставят перед ними совершенно иные, вполне выполнимые задачи в соответствии с современными требованиями и выдвигают на повестку дня главную цель — повышение благосостояния населения, качество подготовки новых кадров для национальной экономики и воспитание достойной личности, способной выполнять социально-экономические задачи, поставленные Президентом Республики Казахстан.
Бауыржан ЖУНУСОВ, профессор Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова