Начиная с 2012 года сотни учителей области ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации по уровневой программе. Модульная система была специально разработана для казахстанских педагогов Центром педагогического мастерства в сотрудничестве с международными партнерами. Она учит принципиально новым методам преподавания. В чем ее преимущество? Улучшились ли показатели в образовании благодаря внедрению этого новшества? Мы решили опросить тех, кто уже овладел знаниями, и тех, кто еще учится.
Учиться, учиться и еще раз учиться… Девиз, как никогда, актуальный, ведь впереди очередной набор на курсы. 1 февраля городские и сельские учителя снова отправятся получать знания, которые впоследствии лягут в основу их работы и новых принципов преподавания.
Однако обучиться по уникальной методике сможет далеко не каждый педагог, критериев для отбора много. Нужен необходимый стаж работы, достижения районного, областного и республиканского уровня. Ведь государство оказывает большую поддержку — приезжим педагогам Министерство образования оплачивает проживание, питание и даже платит стипендию.
За четыре года в общей сложности обучение прошел 3 041 педагог. Но с наступлением кризиса ряды обучающихся несколько поредели. Для сравнения, в прошлом году в филиале института «Өрлеу» свою квалификацию повысили 400 человек, в этом же году запланированы курсы лишь для 73 преподавателей. По плану же до 2020 года уровневые курсы должны пройти 40 процентов всех педагогов области.
Приказ № 1
— Курсы ввели по заданию Президента страны. В Послании народу Казахстана от 2012 года говорилось о необходимости поднять престиж педагогов, «внедрять в процесс обучения современные методики и технологии».
Обучать учителей новым методикам начали еще в 2012-м, а 4 января 2013 года был издан приказ № 1 МОН РК, согласно которому организовали повышение квалификации педагогических кадров, — рассказывает руководитель отдела административной работы управления образования Шамшат Жубай.
Для проведения курсов автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» был открыт центр педагогического мастерства (ЦПМ). По его программам обучение ведут не только в филиалах ЦПМ, но также в национальном центре повышения квалификации «Өрлеу» и его филиалах. Правом преподавать обладают тренеры, подготовленные на базе ЦПМ экспертами Кембриджского университета и имеющие сертификат Международного экзаменационного совета Кембриджа — АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Всего при прохождении курсов предусмотрены три уровня, различные по своей сложности и содержанию. На каждый из них у учителя уходит три месяца непрерывного обучения. После учебы повышается не только уровень знаний педагога, но и его заработная плата. При получении сертификата третьего уровня — на 30 процентов, второго — на 70, а счастливых обладателей сертификата первого уровня ожидает 100-процентная надбавка. Но перед этим преподаватель должен провести презентацию, сдать портфолио и квалификационный экзамен.
Сертификат выдается сроком на 5 лет, затем нужно подтвердить уровень путем сдачи экзамена, повторно проходить курсы необязательно.
Симбиоз идей
Программа обучения была составлена республиканским ЦПМ совместно с факультетом повышения квалификации Кембриджского университета. Чтобы узнать, по каким принципам теперь учат наших детей, мы отправились в ЦПМ Актобе.
— Новизна программы в том, что упор делается на формирование навыков детей, — подчеркнула директор городского филиала ЦПМ Тавиля Акимова. — В данном случае ценен не столько компонент знаний, сколько развитие ребенка. Осуществляется оно через внедрение семи модулей — это и есть новые подходы в образовании. Здесь и обучение критическому мышлению, оценка обучения, использование коммуникационных технологий, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание в соответствии с возрастными особенностями учащихся и воспитание лидерства.
Эти модули направлены на развитие и обучение ребенка, который должен владеть навыками, необходимыми в XXI веке: добывать и анализировать информацию, презентовать и отстаивать свою идею, быть лидером и в то же время быть готовым к сотрудничеству, уметь генерировать идеи.
— Почему именно Кембридж?
— Кембриджский университет — один из наших стратегических партнеров, специалисты которого заинтересовались нашими идеями и согласились сотрудничать. Данная программа обучения — это обобщение лучшего мирового педагогического опыта. Например, в ней есть идеи Льва Выготского, Жана Пиаже, Н. Мерсера и Яна Каменского. Несмотря на разные века, в которых они жили, их идеи до сих пор актуальны. Ценность этой программы в том, что она создала хороший симбиоз того, что на сегодня есть в педагогике.
По мнению Тавили Акимовой, главное отличие в том, что раньше урок строился вокруг учителя. Теперь наоборот. Ученик из объекта обучения превратился в субъект. Он стал таким же участником учебного процесса, как и учитель. Он уже не ждет, чтобы его научили, а сам готов добывать знания и делиться ими со сверстниками. Это мотивирует его самостоятельность, интерес и инициативу.
— Мы замечаем, насколько дети меняются, когда учитель начинает работать по-новому. Немаловажно, что педагог учится вовлекать в процесс не только отличников, но и пассивных, стеснительных детей через создание условий для диалога между ними. Радует, что процесс внедрения идей программ идет успешно: меняются учителя, дети, родители. Учителя переходят к каскадному обучению коллег и применяют полученные навыки при работе с родителями.
Как и в любой работе, не обходится без трудностей. Чтобы решать насущные проблемы преподавания на местах, специалисты, выезжают к учителям на помощь. Во время нашей беседы директор ЦПМ была в Мартукском районе.
— Конечно, от ошибок никто не застрахован. Хорошо, когда у учителя получается микс индивидуальной, парной и групповой работы. Сейчас мы ездим по районам, наблюдаем за ходом уроков и помогаем педагогам осваивать эту программу, совершенствоваться в ней. Это не проверка, а посткурсовая поддержка. Сначала мы объезжаем ведущие школы, потом сельские и на месте решаем, какая помощь от нас требуется.
Лицом к лицу
О том, какие этапы проходит педагог на пути к знаниям, рассказала руководитель центра уровневых программ филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области Елизавета Давлеткалиева.
— На первом этапе — «Лицом к лицу» — учителя обучаются основам программы. Раскрывается идея, как можно улучшить два процесса — преподавание и обучение. Программа не привязана к конкретному предмету, преподаватели самых разных направлений работают вместе.
После освоения первого этапа учитель переходит к практике. Теперь есть возможность использовать на деле полученные знания. Однако это не всегда просто, и в течение четырех недель процесс постоянно курирует тренер. Каждый шаг четко прорабатывается, фиксируются все изменения и ошибки.
— Целый ряд умений и навыков требуется освоить педагогу для овладения принципиально новым подходом в обучении. Одно из них — умение наблюдать за учениками. Немаловажна и саморегуляция в обучении. Задача учителя — научить воспитанника самостоятельно выбирать нужную информацию, контролировать процесс получения знаний. Очень многое здесь построено на теориях зарубежных ученых, — отмечает она.
На последнем, третьем, этапе начинается обратная связь. Учитель уже внедрил программу в свою работу, и теперь идет его дальнейшее совершенствование. Во время проведения тренингов, групповых и индивидуальных работ выявляется, насколько учитель понял основы новой методики.
— Мы приветствуем, когда обсуждается какая-либо проблема. Поэтому изначально нацеливаем учителей на честное обсуждение. Это позволяет своевременно выявить и устранить пробелы.
Новый подход призывает учителя размышлять над процессом собственного преподавания и процессом обучения учащихся, выявлять зоны затруднений и находить пути преодоления барьеров. Думаю, это уже принесло результаты, ведь согласно мониторингу качество знаний учащихся после начала внедрения этой программы повысилось.
Главное преимущество новой методики в том, — заметила специалист, — что раньше 80 процентов времени на уроке говорил учитель, а дети — оставшиеся 20 процентов. То есть основную часть урока они пассивно слушали и наблюдали. Поэтому нередко даже у старшеклассников не развита разговорная речь. Сейчас ситуация в корне изменилась. Дети должны говорить 80 процентов времени урока. В дальнейшем это приведет к развитию умений вступать и вести диалог, навыков общения, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Слово учителю
Чему же все-таки Кембридж учит, мы решили спросить у самих учителей.
Татьяна Почтарева проработала школьным учителем 32 года и впервые прошла уровневые курсы в 2015 году. О своем новом опыте она как математик рассуждает четко и обоснованно.
— Со временем мы все становимся консерваторами. Поначалу я несколько отрицательно отнеслась к этим курсам. Сейчас довольна тем, что прошла обучение. Они дали мне определенную встряску: почувствовала себя в роли ученика, и это был, действительно, новый опыт. В институте повышения квалификации мы изучали как педагогику, так и психологию. Кроме этого, пришлось улучшить владение компьютером, — рассказывает Татьяна Владимировна.
В чем польза данных курсов? Они полезны, прежде всего, для учителя, так как придают уверенность в себе и даже некую гармонию. Не секрет, что дети сейчас другие, чем были лет десять или двадцать назад. Нужно всегда быть наравне с ними, понимать их желания и стремления. На курсах этому обучают.
— Все приемы и методы, которые мы раньше использовали, заложены в этой программе, ничего особенно нового я не увидела. Однако сама организация и подход к ним, конечно, новые. После курсов я пересмотрела свою работу. Сейчас в конце урока провожу рефлексию. Дети рассуждают, говорят, что они поняли, а что нет, больше взаимодействую с ними. Например, такой модуль, как развитие критического мышления, позволяет детям ориентироваться в потоке информации, — подытожила педагог.
Обучение за 4 года прошли:
2012 год — 479 педагогов, 20 из них
обучались в Алматы.
2013 год — обучение прошли 899 человек.
2014 год — 923 педагога, а в 2015 — 740 учителей, включая 38 директоров школ.
Нина ГРУЗИНОВА