Научным центром «Мировоззренческие и социальные проблемы образования и воспитания» Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова был опрошен 471 работник школьного образования Актюбинской области на тему реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Профессиональная деятельность, теоретические знания и жизненный опыт опрошенных экспертов позволяют считать выводы и заключения достаточно авторитетными.
Окончание. Начало в № 78-79
Подушевое финансирование школ
Новизной государственной программы является внедрение во всех организациях среднего образования, кроме малокомплектных школ, механизма подушевого финансирования. Расходы на образование в расчете на одного ученика или подушевое финансирование школ в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) внедряются уже несколько десятилетий. При определении расходов учитываются такие индикаторы, как демографическая структура, темпы роста численности обучающихся, уровень зарплаты учителей школ, общий объем ВВП, стоимости обслуживания и строительства школ. Что же ждут от подушевого финансирования педагоги у нас?
Экспертам предлагалось высказать согласие или несогласие по каждой из перечисленных пяти позиций, касающихся возможных изменений в финансовом положении школы. Несмотря на сложность проблемы и то, что никто раньше не ставил перед учителями подобный вопрос, педагогическая общественность пыталась по-своему осмыслить и оценить подушевое финансирование. Были выявлены, в частности, следующие мнения респондентов: большинство педагогов, их 62,9%, ожидают, что не только школы будут стараться привлекать больше школьников, но и родители будут тщательно выбирать школы, что стимулирует труд учителей; 43,6% полагают, что теперь школы перейдут на самостоятельную хозяйственную деятельность; 39,6% учителей считают, что это усилит реальную конкуренцию между школами за учеников.
Повышение квалификации учителей
Концепция непрерывного образования, активно внедряющаяся в Казахстане и во многих странах мира, предполагает повышение профессиональной квалификации или профессиональной переподготовки, в том числе и учителей. Согласно Госпрограмме до 2020 года курсы повышения квалификации пройдут 73,3 тыс. педагогических работников.
Но конкретные формы повышения квалификации все еще не до конца уточнены и определены. В связи с этим респондентам предлагалось оценить 5 форм повышения квалификации.
49,9% респондентов, почти каждый второй учитель, считают, что наиболее эффективный метод повышения квалификации – приобретение опыта и знаний в ходе самостоятельных занятий. Между прочим, и госпрограмма полагает, что самообразование и самосовершенствование станут неотъемлемой частью деятельности педагога. А конкурентную форму повышения квалификации, дающую учителю право выбора, предпочитают 47,5%. А если альтернативные курсы повышения квалификации учителей бесплатные, то их согласны выбрать 43,6% учителей, а 17% согласны даже на платные курсы по выбору, если они интересны и полезны. Наконец, традиционную монопольную систему повышения квалификации учителей в одной определенной организации поддерживают только 12,7% учителей.
Исследования показывают, что учителям надоели монотонные, единообразные, скучные курсы повышения квалификации, среди них сильна тяга к разнообразию, нетрадиционным формам.
Факторы, негативно влияющие
на педагогическую деятельность
Представляют интерес мнения педагогов-экспертов о причинах и конкретных проявлениях сложных ситуаций в казахстанской школе. Конечно, на первый план выступает социальная защищенность учителей, а это требует более глубокого понимания их образа, сложившегося в обществе. Профессиональная деятельность учителей, от профессионального мастерства которых зависит образовательный и культурный потенциал молодого поколения ХХІ века, протекает в сложных социальных и культурных условиях, поскольку существует разрыв между ролью учителя в обществе и его материальным положением. Приемлемый минимум материального обеспечения порой достигается совместительством, потерей свободного времени, необходимого для самообразования и творческой работы.
По сравнению с 90-ми годами прошлого столетия материальное положение учителей улучшилось, задержек зарплаты нет. Но ожидания учителей результатов реформ не совсем оправдались, не повысился их общественный статус. Совокупный доход учителя повышается за счет дополнительных источников. Поэтому почти треть (27,8%) учителей считают, что низкий заработок негативно влияет на работу педагогов. Они отмечают, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле. Низкая зарплата учителя подрывает престиж профессии, снижает качество обучения, приводит к возникновению сложных социальных проблем, росту коррупции в школах и другим негативным последствиям. Из-за низкой зарплаты и слабой помощи государства работники образования не имеют возможности решить самые насущные жизненные проблемы для себя и своей семьи, в частности, приобретения жилья, сохранения здоровья, отдыха, приобщения к культуре и искусству.
Моральная оценка государством труда учителя и его высокой миссии не выходит за рамки декларативных высказываний. Низкая мотивация труда педагога, непрестижность профессии учителя являются реальной угрозой для системы образования.
Вместе с тем учителя выражают надежду, что в отношении государства к проблемам учительства произойдет перелом. Это связано с тем, что среднюю зарплату педагогических работников к 2015 году намечается приблизить к заработной плате в частном секторе экономики. Кроме того нужно учитывать менталитет казахов, особенно сельчан, довольствоваться малым. От учителей-казахов, а они преобладают в школах, часто можно услышать: «Шүкір (Слава богу!), зарплаты хватает». Это подтверждает тот факт, что только 24,2% опрошенных считают, что социальный статус и престиж учителя невысокий. При этом следует отметить, что казахстанские учителя не прибегают к такой форме защиты своих трудовых прав, как забастовки, которые нередки среди работников образования России и других государств.
Однако, как показывают наши исследования, в сфере среднего образования немало и социально-психологических проблем, негативно влияющих на педагогическую деятельность.
46%, почти каждый второй эксперт, обращают внимание на сложность взаимоотношений родителей с детьми. Оценка родителями учителей и самооценка учителей не совпадают, и это остается серьезным противоречием, заставляющим задуматься и родителей, и учителей.
При анализе вопроса, что больше всего не нравится учителям в их деятельности, эксперты в своих ответах указали, что это большой объем бумажной работы – составление всевозможных планов и отчетов. Так думают 31,9% учителей. Уменьшение «писанины» позволило бы потратить это время на основную педагогическую деятельность. А 17,7 % учителям не нравятся частые, по их мнению, проверки вышестоящих и контролирующих органов.
9,4% экспертов беспокоят состояние здоровья и возраст учителей, которые хронически болеют, испытывают нервно-психологические нагрузки, нуждаются в санаторном лечении. 9,8% опрошенных обращают внимание на произвольность аттестации. На проблему аттестации, как способа дифференцировать оплату труда педагогов, и повышение социальной защищенности особо обращается внимание и в Государственной программе. А пока аттестация не стала эффективным механизмом более справедливой, дифференцированной оплаты труда педагогов.
В связи с проведением квалификационной аттестации растет напряженность в коллективах, так как она влияет на оплату труда, авторитет педагога и свидетельствует о значимости его труда.
4,3% учителей беспокоят взаимоотношения с администрацией, стиль работы руководителей. Демократизация отношений в учебных заведениях – значимая проблема. Но многие педагоги, видимо, полагают, что отношения в школе достаточно демократичны. В анкеты эксперты дополнительно внесли и свои соображения о том, что негативным фактором, влияющим на деятельность учителей, является «низкий профессиональный уровень руководителей образования», «непрофессионализм и коррупция в высшем руководстве МОН РК».
2,2% учителей указывают на трудности, связанные с возможностями повышения квалификации, и ее доступностью. Мы уже отметили, что мнения учителей неоднозначны в оценках сложившейся системы переподготовки. Программы повышения квалификации должны быть более дифференцированными в соответствии с индивидуальными запросами. Только 2,9% отмечают трудности взаимоотношений с детьми. Учителя от себя добавили, что «трудно учить того, кто не хочет учиться».
Факторы, удовлетворяющие учителей
в их профессиональной деятельности
Несмотря на все трудности и проблемы, профессия учителя все же и в социально-психологическом, и в профессиональном плане не потеряла свою притягательность. Наше исследование показывает, что в иерархии ценностей учительской профессии проявляется следующая последовательность: 17,9% опрошенных, или каждый шестой учитель, «соответствие профессии призванию» и «творческое содержание труда» считают наиболее значимыми мотивами. Учитель может быть не удовлетворен работой в конкретной школе, оплатой труда, но для него профессия учителя сама по себе ценна, по-своему престижна и привлекательна. Она ценна и тем, что дает возможность для развития личностного творческого потенциала. Поэтому наряду с творческим содержанием работы 16,1% экспертов отдают приоритет возможности роста профессионального мастерства. Несмотря на проявления эмоциональной реакции со стороны многих учителей, вызванной не вполне адекватной оценкой учительского труда, 15,3% полагают, что работа учителей в обществе получает объективную оценку. По-видимому, педагоги ценят тот факт, что они пребывают в культурной среде, 9,6% респондентов удовлетворены взаимоотношениями в педагогическом коллективе. Педагоги дорожат и тем, что труд учителя — «это чистая, удобная работа». Такую оценку условиям труда дают 8,4% учителей. Но только 6,7% работников образования довольны заработной платой. И здесь сказывается менталитет казахов умеренности во всем, который пока не утрачен: қанағат қарын тойғызады (если довольствоваться малым, всегда будешь сыт). 5% учителей возможность подработать считают позитивным фактором: репетиторство и другие платные услуги влияют на материальное положение. Таков выбор наиболее значимых мотивов, удовлетворяющих учителей. Они могут быть не-одинаковыми в разных условиях в зависимости от специальности учителя, места проживания и региона. Но ясно одно, что в любом случае они не должны настраивать нас на радужные выводы.
Настроение учителей
Нет сомнения в том, что педагоги хотя и медленно, но адаптируются к изменениям в стране и в сфере образования. В этих условиях интересно восприятие учителями сложившейся ситуации. В условиях безработицы в стране учителей не особенно тревожит перспектива потерять работу, особенно в аулах, поскольку школы неукомплектованы, но, с другой стороны, материальное положение учителей требует серьезного улучшения. Поэтому был предложен вопрос: «Вы верите, что профессия учителя будет престижной и высокооплачиваемой?» Предпочтения распределились следующим образом: 60% верят, 10% респондентов скорее не верят, 8,8% опрошенных вообще не верят, 6% предпочитают получить вторую специальность и перейти на другую работу, 0,2% думают так же, но приписали, что «поздно», а 15% затруднялись ответить. Отсюда можно сделать вывод о том, что учителя, хотя в своем большинстве настроены оптимистически, находятся в состоянии ожидания перспектив изменения своего социального положения и статуса.
Выводы
Текущая ситуация в сфере образования предельно критически проанализирована в государственной программе, определены пути повышения конкурентоспособного образования.
Педагоги школ имеют позитивный настрой на реализацию стратегических задач образования, понимают значимость роли образования в обновлении страны. Исследование показало, что в условиях своего довольно скромного материального положения учителя не уронили достоинства, сохранили гуманистические ценностные ориентации.
Однако школа, как специфический социальный институт, самым тесным образом связана со всеми социальными слоями общества, со всеми сферами жизни, демографическими и культурными группами населения. И все проблемы социума в экономической, политической, социальной и культурно-идеологической жизни, само собой разумеется, не могли миновать и школу.
Дело и в том, что не только система образования зависит от состояния общества в целом, но и сфера образования, ее кадры оказывают обратное влияние на всю общественную жизнь: экономику, политику и культуру.
В сфере школьного образования в течение длительного времени накапливаются сложные социальные и экономические проблемы, которые не находят своего разрешения. Как в материальном, так и в социально-психологическом плане, они вызывают серьезные опасения среди работников образования.
Серьезное беспокойство вызывают невежество, снижение интереса к чтению, коррупция в школе, падение престижа профессии учителя, его невысокий профессиональный уровень, сложность взаимоотношений педагогов с родителями детей, излишняя «писанина», другие проблемы. Учителей волнует проблема качественного изменения содержания и форм повышения квалификации, среди них сильна тяга к нетрадиционным формам переподготовки по их выбору.
Позиции педагогов, психологов, методистов вузов, работников отделов образования, руководителей учреждений среднего образования и опытных учителей, выступивших в качестве экспертов по определению социальных ориентиров и социального самочувствия учителей, по всем проблемам, в основном, совпадают. Как они отмечают, особенность ситуации заключается в том, что с одной стороны, проблемы образования, социальной защиты волнуют учителей, причем, длительное время. С другой стороны, надеясь на позитивные изменения, учителя не потеряли установки и ориентирования на инновации. Вместе с тем среди учителей довольно широко распространена инерция ожидания, пассивности, которая вступает в противоречие с постоянно изменяющимися условиями и потребностями развития образования. Сомнения и опасения можно развеять не словами, а только делами, конкретным опытом, изменениями государственной политики по отношению к школе и учителям.
Изучение общественного мнения педагогов по всем рассмотренным вопросам позволяет лучше понять настроение учителей, характер и степень осознания ими проблем, стоящих перед системой образования. Это мнение – своеобразное зеркало, в котором отражается их восприятие реформ, осуществляемых в этой системе, отношение к различным аспектам происходящих в стране преобразований. Вполне понятно, что сами эти преобразования могут способствовать действительному прогрессу казахстанской школы, если они будут постоянно корректироваться в соответствии с пожеланиями широкой педагогической общественности.
Амангелды Айталы,
доктор философских наук, профессор,
Амантай Нурмагамбетов,
доктор политических наук, профессор