Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Удобный ранец — дорога к звездам

Каким должен быть школьный ранец? Для чего нужны трансформаторы? Можно ли узнать судьбу по звездам? Как избавить Галактику от космического мусора и вычислить абсолютную звездную величину черной кошки? Ответы на подобные вопросы ищут и находят любознательные эрудиты научного объединения учащихся под руководством завуча по методической работе городской школы-гимназии № 17 Елены Макаровой.

Непосильный груз знаний

В методкабинете нас ждут юные физики и астрономы. Они с готовностью рассказывают о совместных работах, проектах, идеях.

Девятиклассница Гайни Жанияр, неоднократный дипломант областных, республиканских, международных олимпиад и конференций, увлеченно говорит о своем проекте. Называется он «Экспериментальное изучение давления лямок школьного ранца на плечи ученика». Действительно, если задуматься, это огромная проблема, влекущая за собой нарушение осанки, сколиоз, защемление нервных окончаний, которые в свою очередь вызывают дискомфорт, рассеянное внимание, ухудшение памяти и как итог — снижение успеваемости школьника.

— Путем расчетов мы выявили и доказали, что лямки ранца наибольшее давление оказывают на учащихся 3-5-х классов. А зависит это давление, во-первых, от площади ремней ранца и, во-вторых, от общей массы учебных принадлежностей, — говорит ученица.

— Минутку, а как же первоклассники, которых порой едва видно из-за огромных размеров ранцев? — интересуемся мы.

— В первом и втором классах не так много учебников, — поясняет Гайни. — Масса одного учебника в третьем-пятом классах равна примерно 0,6-0,7 килограмма. Суммируя содержимое портфеля, мы получаем вес до 5-6 килограммов. Сюда входит и вес канцелярских принадлежностей, второй обуви, спортивной формы, кроссовок. Известно, что общая масса только учебников не должна превышать 10 процентов от массы ученика.

Несложная арифметика в уме — и мы понимаем, что ребенок, весящий, к примеру, 40 килограммов, должен приносить на уроки учебники, общий вес которых должен быть не более 4-х килограммов. Излишек в 2-3 килограмма заставляет ребенка нагибаться вперед или откидываться назад, что постепенно приводит к сколиозу, которым страдает 60-65 процентов школьников.

— А какой ширины, по вашим расчетам, должны быть лямки ранца?

— Чем шире ремни, тем меньше оказывается давление на плечи и тем легче ребенку носить ранец. Мы предлагаем ширину от 5,5 до 6 сантиметров, тогда как современные дешевые ранцы китайского производства имеют ширину лямок примерно 2-3,5 сантиметра. Кстати, в результате опроса мы выяснили, что при выборе ранцев большинство родителей исходит из его цены. Они смотрят также на цвет, размеры, количество отделов ранца, на ярлыки, замочки и совсем не интересуются санитарными нормами, — информирует нас школьница.

— Да, ты права, откровенно говоря, мы и не знаем, на что следует обращать внимание при покупке ранца, — я задумываюсь, глядя за окно, а в разговор вступает учитель Елена Геннадьевна:

С этим проектом Гайни выступает уже второй год, занимая призовые места на областных и международных уровнях. Мы разработали памятки для родителей, обращались с рекомендациями в министерства здравоохранения и образования, но ответа пока не получили.

Вот еще одна из рекомендаций, направленная в Минобразование, —  объемные, тяжелые учебники можно разбить на две книги по полугодиям, переплет сделать более легким. На уроках педагоги могли бы чаще использовать электронные учебники, библиотечные книги. В конце концов, часть теоретической литературы можно было бы оставлять в школьных шкафчиках, на западный манер.

А мне подумалось, что участие министров в некоторых вопросах необязательно. Решить их в силах каждый преподаватель, заинтересованный в меньшем давлении школьных ранцев на плечи, согбенных под «грузом знаний» учеников.

Астрономия — это вам не астрология

Не менее содержательной стала беседа с Айдаром Бухановым, Фархадом Акимовым, Маратом Аманжоловым. Увлечение физикой изо дня в день раскрывает перед Айдаром законы природы. При помощи  точных расчетов он легко вычисляет силу ускорения, с которой можно вытащить лист бумаги из стопки так, чтобы стопка не рассыпалась. Физические явления он наблюдает каждый день в быту, в школе, на улице, анализируя их свойства и причины. Выпускник твердо убежден, что будущую профессию свяжет с этой полной загадок наукой.

Фархад и Марат бредят астрономией. Под руководством Елены Геннадьевны они научились работать с телескопом, узнавать звезды, просчитывать их светимость и возраст. При помощи нехитрого опыта с консервной банкой, выкрашенной в черный цвет, покрытой пенопластом и наполненной водой, они смогли определить солнечную постоянную.

В прошлом году один из них защищал проект, в котором рассматривал возможности уничтожения космического мусора. Оказывается, обломки ракет, спутников беспрепятственно летают в пространстве, грозя в любую минуту врезаться в установки спутниковых связей или космические корабли. И с этим что-то надо делать.

Этих ребят, побывавших в Китае, Италии, России, Кыргызстане, не пугают задачи олимпиад, многие из которых звучат для несведущих полной абракадаброй. Например: «Определить радиус астероида, с которого можно было бы спрыгнуть в космос», «Как рассчитать мощность вспышки фотоаппарата, чтобы сделать снимок Луны в момент новолуния?», «Найти абсолютную звездную величину абсолютно черного кота как абсолютно черного тела в семье кажущихся абсолютно черными котов».

Фархаду не дает покоя вопрос — почему возраст Вселенной определяют с точностью до секунды в минус сорок третьей степени, и что было до этого момента? Он с ходу объяснил мне, гуманитарию, почему в Актобе Солнце не может находиться в зените, и поделился собственным открытием: «Изучая диаграмму Герцшпрунга-Ресселла, я понял, что основу шаровых звездных скоплений составляют молодые звезды, а рассеянных — старые». В один голос с Маратом они разъяснили нам, что астрономия и астрология — это совершенно разные вещи:

— Астрология рассматривает лишь видимое положение светил на небе относительно Земли и других планет, а физическую картину она не может показать.

Главный вопрос для парней, напрочь и на всю жизнь «увязших» в астрономических дебрях: «Почему космос молчит?».

Но самое интересное и парадоксальное в другом — в вузах нашего города нет отделений, где бы изучали астрономию, нет хорошей обсерватории для наблюдений, нет ни литературы, ни специалистов-астрономов. Даже предмет такой — астрономия — в школах давно уже отменили. Есть десяток часов в год, совмещенных с физикой, в 7-9 классах. Наука, меняющая, по словам школьников, их мировоззрение, открывающая новые просторы, сведена у нас до Ковша, Млечного пути, гороскопов и «родных» созвездий: Овна, Тельца, Скорпиона, Весов…

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Макарова Елена Геннадьевна. Родилась 9 марта 1972 года в Темирском районе. Закончила Актюбинский пединститут. Общий стаж  работы — 15 лет, из них 5 лет — в родной школе поселка Кенкияк, 10 —  в школе-гимназии № 17. С 1999-го года руководит научным объединением учащихся, с 2000-го — является заместителем директора по методической работе. В 2004 году выпустила брошюру «Организация научной деятельности учащихся».

Учитель высшей категории. Среди ее учеников 63 победителя по научным проектам на конференциях различных уровней, еще больше «олимпийцев».

Была названа в числе победителей марафона педагогических достижений 2009 года. Принимала участие в экспертизе тестов ЕНТ 2009 года.

Мечтала быть учителем с сознательного возраста, не мыслит свою жизнь без школы.

«Я обращаюсь к молодежи — стране нужны талантливые ученые, работающие в самых передовых научных областях. Идите в науку, дерзайте, реализуйте свой исследовательский талант!»

Из выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева

«Казахстан в посткризисном

мире: интеллектуальный

прорыв в будущее»

«Нам необходимо создать ядро национального

интеллекта, нам нужны эрудированные люди,

способные конкурировать

на международном уровне».

Из выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева

«Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный

прорыв в будущее»

Колонка "Взгляд"