С принятием независимости 16 декабря 1991 года и Конституции 30 августа 1995 года Казахстан утвердил себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
В светском Казахстане духовность играет значительную роль в общественном развитии и в сохранении стабильности, где граждане не притесняются по религиозному или национальному признаку,где каждый гражданин вправе выбирать и свободно исповедовать свою религию. Светскость определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых.
Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционным является ислам суннитского направления ханафитского мазхаба и христианство православного толка. Государство создает комфортные условия для верующей части населения. Несмотря на это, над нашим светским государством нависает и укрепляется такая угроза как салафизм.
Термин «салафизм» исторически обозначает направление в исламе, которое призывает верующих ориентироваться на «праведных предков», «салафов», то есть сподвижников (сахаба) Пророка Мухаммада и их последователей в следующем поколении (табиин). Термин «салафизм» со временем исказился, и на данном этапе данное понятие представляет радикально настроенную группу последователей этой идеологии,называющихся салафитами, которые ведут бескомпромиссную войну против всех, кто не разделяет их взглядов, возбуждая ненависть между народами и культурами.
Основной особенностью нынешних салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников — Корана и сунны. Салафиты отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена Пророка Мухаммада и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к Пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия). Более того, с их точки зрения, запретными считаются любая музыка, театральные представления и некоторые виды спорта,существует еще ряд принципиальных отличий салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама. Эти идеи проникли в Казахстан достаточно давно — в середине 80-х гг. прошлого столетия. В начале 2000-х на юге Казахстана образовался ряд салафитских джамаатов. При этом в Казахстане салафизм даже не подпал под запрет, хотя во многих странах это течение считается экстремистским.
В настоящее время это течение не пользуется поддержкой населения, более того абсолютным большинством оно отвергается, так как их представители противопоставляют себя обществу и государству. Ведь с давних времен казахский народ показал себя толерантным и гостеприимным народом, где радикальные взгляды неприемлемы, так как в Казахстане живут представители многих национальностей с разными взглядами, разными верованиями, но с единой историей, объединяющей всех.
Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ