Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Украшение театра

Когда ты страстно о чем-то мечтаешь и чувствуешь к этому неодолимую тягу, жизнь непременно поможет реализовать мечту.
С ведущей актрисой русской труппы драмтеатра имени Т. Ахтанова, Мастером сцены Ангелиной Недюжиной было именно так.

Когда мечта – в помощь

– Я себя видела исключительно на сцене, – рассказывает Ангелина Данисовна. – И даже когда по окончании школы нас тестировали, мне рекомендовали выбрать профессию юриста (с прицелом на адвокатскую практику) или театр. Я очень надеялась поехать учиться в Казанский государственный институт культуры, но родители не отпустили. Выбрала один из московских университетов, который и окончила с дипломом экономиста, но мечта есть мечта, и она покоя не давала.
Летом 1993 года девушка увидела объявление о том, что в театр «Ковчег», как тогда называлась русская труппа нынешнего ахтановского, нужны два парня, и пошла на прослушивание. До этого пыталась устроиться в молодежный театр «Круг», но временное расстояние между двумя событиями было настолько коротким, что в «Круге» Ангелина не успела позаниматься.
– Когда я пришла в «Ковчег», на прослушивании сидели Татьяна Лукомская, Виктор Бриц, Наталья Бокарева и заведующий литературной частью Андрей Молчанов, который уже слушал меня в «Круге», – продолжила собеседница. – И хотя изначально нужны были парни, Андрей Молчанов сразу сказал: «Я ее уже слушал», — и счастливое для меня решение было принято тут же. Спросили, зачем пришла, я ответила, что работать. 23 августа стало моим полноценным трудовым днем и стартом в новую жизнь во всех смыслах этого слова.

Сцена — ее судьба

Первой постановкой, в которой задействовали юную Ангелину, стал «Конек-горбунок» с участием легендарной актюбинской рок-группы «Свет», в составе которой был ныне покойный муж актрисы, гитарист Андрей Недюжин.
– Вот так жизнь личная и профессиональная сошлись 23 августа 1993 года, – с благодарностью вспоминает Ангелина. – Кого я играла в «Коньке-горбунке»? Да кого только ни играла! И кобылицу, и кого-нибудь из народа. Всю труппу задействовали, так как было много сцен массовых гуляний. Я не пропускала репетиций, в том числе других актеров, – училась. Вторая роль – пакостницы-вороны в новогодней сказке – была одной из главных, в третьем спектакле «Любовь – книга золотая» я играла дворовую деваху Наташку. Четвертой постановкой был водевиль по «Левше» Лескова, и мне дали роль блохи. Пели и танцевали все вживую.
Самой серьезной первой ролью назову Агнию в спектакле Татьяны Лукомской «Не все коту масленица» по Островскому. Страха не было, была ответственность, а Татьяна Владимировна не побоялась ввести меня после трех репетиций. Я уже говорила, что она мой сэнсей, а сейчас добавлю, что мое признание в театральном искусстве, на сцене – все от нее.
В 1994 году при русской труппе Актюбинского драмтеатра открылась студия актерского мастерства, и, помимо Татьяны Лукомской, кадры в ней готовили Раиса Телеуова, Татьяна Здебская, Людмила Шипкова, заслуженный артист РК Виктор Бриц. Несколько уроков дал Валерий Маслов, сегодня известный по многим киноролям и как доцент Ярославского государственного театрального института. Кстати, в тот же год в труппу влилась Виктория Пятова, с которой Ангелина Недюжина и сейчас работает бок о бок.
На вопрос о главном обучающем факторе актриса ответила, что это репетиционный процесс:
– Для начинающих это репетиции с профессионалами, опытные же репетируют 27 часов в сутки – по себе сужу. За тридцать один год служения в театре у меня более ста ролей в различных амплуа, но репетирую всегда – за рулем, на кухне и так далее. Героиня я уже возрастная, и это нормально. Любимых ролей много, но по мере нарабатывания опыта хочется играть персонажи, которые тебя трансформируют, сублимируют.

Об очень личном…

– В театре остаются, как правило, только паранормальные люди. Причин тому немного, но главная – любовь к театру, – не скрывает собеседница. – Меня не заботит, кто что обо мне думает, важно – что думаю о себе я. Если перестану себя уважать, буду страдать. Вынужденные обстоятельства? В силу профессии я научилась их регламентировать. Переживаю ли роли? Безусловно.
К примеру, кто Доктор С в постановке Жениса Калкабекова «Отель двух миров» по пьесе Шмитта? На поверхности – смерть, но играть то, что на поверхности, было бы декламацией, а мне это неинтересно. Я задаюсь вопросом: «Доктор С – кто или что?». Для меня этот персонаж – неизвестное. Автор тонок – Доктор С у него многогранен: для зрителя один, для актера другой, для читателя третий. У меня даже была сценографическая идея подачи героя: держаться на сцене только в профиль, и чтоб с одного боку – мужчина, с другого – женщина. Режиссер ее не принял, но это неважно.
Театралы, посещающие один и тот же спектакль, знают, что всякий показ отличается от виденного прежде, и Ангелина Недюжина факт прокомментировала так:
– В каждом выходе на сцену я для себя по-новому подаю тот или иной персонаж, открываю его по-другому. Зритель или партнер этого не замечает, но из сиюминутных решений, как из фрагментов пазла, и складывается образ.
В театр мы идем насладиться искусством лицедейства, расслабиться, но сапожник обычно без сапог, и актриса лишний раз подтверждает народную мудрость:
– В других городах пытаюсь попасть в театр, но, если вижу шероховатости, не могу расслабиться. Они неизбежны, простительны, но мне мешают.
Уважая в себе актрису, Ангелина не пытается кому-либо подражать.
– Для меня табу – пользоваться чьими-то фишками, театральными штампами, – говорит она. – Мой опыт – пот, кровь, травмы в буквальном смысле, и почему я должна это забыть? Сыновьям об актерской стезе не заикалась, внучку в актрисы не отдам!
Роль нужно проживать, а это означает постоянные эмоциональные потери, отдачу себя. Когда опускается занавес, у меня порой брызжут слезы от потери жизненной энергии, но вполноги работать не умею.
Кого мечтаю сыграть? Леди Макбет. Но не Мценского уезда, а в трагедии Шекспира. Кстати, мечта сыграть Хануму (на фото. — Прим. автора) в пьесе Цагарели реализовалась в этом сезоне. Героини разные, но если учесть, что человек – явление многогранное, то оба персонажа – я в предлагаемых обстоятельствах.

…и о коллегах

Собеседница благодарит судьбу за то, что ей выпало играть на одной сцене с заслуженной артисткой КазССР Риммой Марковой, заслуженными артистами Казахстана Львом Житковым и Виктором Брицем, ведь всякий опыт – хорошо, а опыт работы с мастером бесценен. На вопрос о возможности служить в других театрах Ангелина ответила откровенно:
– Приглашения были с вполне заманчивыми обещаниями, но я понимала, что там буду в составе известной труппы, а меня как таковой не будет. Сегодня, когда на первом месте семья, в том числе свекор и мама, понимаю, что решение остаться в Актобе всегда было единственно верным.
Почему в русской труппе дефицит кадров? Это квартирный вопрос и зарплата. Даже если тебе дали ведомственную квартиру, случаи, когда просили ее освободить, имеются. А при нашей архискромной зарплате снимать жилье нереально.


Слово о товарище

Очень емко о коллеге рассказала еще один Мастер сцены, актриса Любовь Тормышева:
– Ангелина с первых дней зарекомендовала себя как человек, быстро работающий над ролями. Помню, завтруппой Григорий Герасимович Данильчук выразился о ней: «Ангелиночка – быстро вводимая актриса, как Любочка Шипкова».
Еще важно, что ни у одной актрисы репертуарного театра нет такого сочетания главных ролей. Своей энергией, талантом, харизмой, юмором она заражает молодежь! Для актеров же Ангелина – пример не только сценический, но и жизненный: она всегда на позитиве, всегда в хорошем настроении вопреки всему.
А еще наша коллега – украшение и театра, и культурной жизни Актобе. Тот, кто был с ней на фестивалях, подтвердит это. В 2016-м мы повезли на «Еңлікгүл» «Хозяйку гостиницы», и Ангелина стала лауреатом в номинации «лучшая женская роль» – это очень серьезное достижение. А вообще, ее победы на фестивалях начались спустя три года работы в театре – в 1996-м со спектакля «Эти свободные бабочки». Ну разве не рекорд?

Записала
Татьяна ВИНОГРАДОВА

От редакции: сегодня в драмтеатре имени Т. Ахтанова, в 18.30, состоится показ спектакля «Ханума», завершающего бенефис актрисы по случаю ее личного юбилея.

Фото из личного архива Ангелины НЕДЮЖИНОЙ

Колонка "Взгляд"