Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Улучшать условия, а не усложнять

Из-за введения электронной очереди на пункте пропуска «Жайсан» скопились десятки большегрузных автомобилей. Более 200 перевозчиков обратились в специальный WhatsApp-чат РПП с жалобами на работу новой системы.
На очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей Актюбинской области был рассмотрен актуальный вопрос функционирования системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильном пункте пропуска «Жайсан».

Хотели как лучше, а получилось…

Инициатива, реализуемая Комитетом государственных доходов с 19 мая текущего года в пилотном режиме на данном участке, призвана упростить и ускорить пересечение границы для грузоперевозчиков. Однако на практике она столкнулась с рядом серьезных организационных и инфраструктурных недостатков.
– Первоначально запуск проекта «CarGoRuqsat» был намечен на 27 ноября 2024 года, однако его перенесли на более позднюю дату – 19 мая сего года. Несмотря на заявленные цели – цифровизацию и упрощение процедур, уже в первые недели более 200 перевозчиков обратились в палату предпринимателей региона с жалобами на работу новой системы.
Основные претензии касаются отсутствия приоритетного проезда: водители грузовиков, даже после регистрации в е-системе, вынуждены ожидать в живой очереди совместно с легковыми авто, которые не охвачены новой системой, – констатировал заместитель директора РПП Руслан Куйшинов.
Ситуацию усугубляет ремонт дороги на трассе А-24 Актобе – Мартук – граница РФ (на г. Оренбург) на участке 54 км-98 км, который проводит ТОО «Ассана-дорстрой» (заказчик НК «КазАвтоЖол»). В частности, на отрезке 95 км-98 км, то есть практически впритык к автопункту пропуска «Жайсан».
В штатном режиме с нашей стороны на выезд и на въезд функционирует по четыре полосы, то есть для каждого вида транспорта своя (легковые, грузовые и автобусы). Но сейчас все находятся в одной очереди, причем осуществляется реверсивное движение – сначала пропускают энное количество транспорта со стороны РФ, потом запускают авто на выезд в сопредельное государство.
– Ремонтные работы будут проводиться два месяца, но нужно понимать, что данный участок дороги разделен на две части. Это три километра непосредственно до пункта пропуска «Жайсан», где запланировано устройство асфальтобетона в два слоя. Работы начаты. Если будет хорошая погода, то в течение 20 дней мы их планируем завершить.
Конечно, основная проблема – это заторы на границе. И вот здесь, чтобы быстро завершить работы, необходимо взаимодействовать с пограничной службой КНБ РК и полицейскими. Сейчас движение на участке с 95-го по 98-й километр осуществляется по объездной грунтовой дороге. Для того чтобы не было хаоса, необходимо присутствие дорожно-патрульной службы для регулирования въезда/выезда большегрузного автотранспорта, – считает начальник отдела эксплуатации и безопасности движения областного филиала НК «КазАвтоЖол» Аслан Каленов.

Ни тебе сервиса, ни инфраструктуры

Стоит отметить, что у пункта пропуска отсутствует элементарная инфраструктура: нет накопительной стоянки с информационным табло, которое бы регламентировало порядок въезда. Как результат – хаос в логистике, увеличенное время ожидания и рост операционных затрат для бизнеса.
Отдельное недовольство вызывает низкое качество предоставляемого сервиса. Несмотря на то, что для фур постановка в электронную очередь через систему на пересечение границы с нашей стороны платная (1 МРП, или 3 932 тенге в 2025 году), водители жалуются на отсутствие базовых условий: нет зон ожидания, санитарных помещений, навесов от непогоды.
В условиях ограниченной пропускной способности движение организовано группами под контролем дорожной полиции, что приводит к дополнительным задержкам и создает предпосылки для конфликтов. В очереди стоят не только казахстанские фуры, но и транзитные авто из других стран.

Куда пропала нейтральная полоса на границе

– Мы были непосредственно с 19 мая на месте и своими глазами видели, что происходит на приграничной территории, – говорит руководитель отдела экспортного контроля ДГД по Актюбинской области Амиржан Мухамедьяров. – Совместно с нами выезжали руководители Мартукского района и отдела полиции. Проводили беседы с водителями. Было несколько факторов скопления автотранспорта. Один из них – это дорожные ремонтные работы, другой – сужение дороги и отсутствие нейтральной полосы на границе между Казахстаном и Россией.
Озвучу для справки: на автопункте пропуска «Жайсан» имеется восемь полос – четыре на въезд и четыре на выезд, в то время как с российской стороны их только две – по одной в каждую сторону. В выходные дни поток транспорта резко увеличивается. Получается, что при отсутствии нейтральной полосы и специализированной накопительной стоянки создается подобная ситуация.

Надо что-то делать

Для устранения выявленных проблем Актюбинская региональная палата «Атамекен» предлагает обеспечить приоритетный выезд для транспортных средств, зарегистрированных в е-очереди; организовать накопительную стоянку с необходимой инфраструктурой, включая табло для информирования водителей; наладить координацию с дорожной полицией для эффективной организации движения в условиях ремонтных работ.
РПП выражает готовность к дальнейшему конструктивному взаимодействию с государственными органами для совершенствования условий пересечения границы и повышения эффективности внедряемых цифровых решений.
С учетом вышеизложенного и в связи с отсутствием условий для корректной работы электронной очереди Совет по защите прав предпринимателей считает обоснованным временно приостановить реализацию проекта «CarGoRuqsat» на пункте пропуска «Жайсан» до момента устранения всех выявленных недостатков.
Только после создания необходимой инфраструктуры и налаживания логистических процессов система сможет выполнять свою основную функцию – улучшать условия пересечения границы для бизнеса, а не усложнять их.

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"