В любой чрезвычайной ситуации психологи, работающие с пострадавшими, учитывают не только особенности каждого человека или конкретной группы, но и множество других факторов.
Психолог не может работать с человеком, не обращая внимание, например, на его особенности мировоззрения, предпочтения, ценности. Поэтому в каждой ситуации, конечно же, на первом месте стоит судьба человека, а чаще даже история семьи, оказавшейся в эпицентре ЧС. Это тот краеугольный камень, без которого специалисты не могут осуществлять свою деятельность.
К важным факторам относятся профессиональная принадлежность тех, кто пострадал в катастрофе, их культурные и религиозные убеждения. Этот вопрос перекликается с одним из основных принципов работы психолога в органах, связанных с ЧС. Информацию о человеке другой культуры можно узнать через манеру поведения, стиль одежды, разговорную речь, религиозные особенности. При невербальном способе общения можно узнать его чувства.
Разработан ряд принципов оказания экстренной психологической помощи.
Принцип доброжелательности, принцип соблюдения этикета – одни из наиболее важных, главную роль здесь играет улыбка. Не надо думать, что улыбка – проявление чувств. Люди в разных странах улыбаются по-разному: у японцев это не зависит от темы беседы, показывает отношение к собеседнику; у американцев доброжелательность обозначается улыбкой, независимо от ситуации. В целом именно так устанавливается контакт, это свидетельство участия.
Принцип уважения. Это позиция одного человека к другому, признание достоинств личности. Предполагает свободу, доверие. Устанавливает норму отношений в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.
Принцип сопереживания. Присоединение к чувствам другого человека. Встав на место другого, можно понять, почему он радуется или грустит. Основную подсказку дают мимика и жесты, то есть невербальные сигналы. Слова могут обманывать и маскировать искренние чувства и эмоции, но несловесные показатели никогда не лгут. Люди с развитым умением сопереживать обычно неконфликтны, избегают соперничества. К ним тянутся другие, чувствуя их готовность выслушать и понять.
Принцип доступности. Сюда же относится индивидуализация в физическом воспитании – требование оптимального соответствия задач, средств и методов воспитания возможностям занимающихся.
Принцип сотрудничества. Психолог обязан уведомить пациента о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных вопросов, о пределах своей компетентности и границах возможностей.
Принцип «не навреди». Своеобразие условий оказания помощи делает возможным вывести несколько следствий из этого принципа. Первое: краткосрочность оказания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией.
Отдельным и важным направлением в деятельности психолога департамента по ЧС является работа с детьми. Занятия включают использование развивающих игр, направленных на снижение уровня тревоги, работу со страхами, социальную адаптацию и интеграцию.
Гулсезим ДАВЛЕТОВА,
психолог ФГУ ЦМК МЧС РК по Актюбинской области