Сегодня перед Казахстаном стоит задача построения такой экономики, где главным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а идеи, инновации, новые технологии и умение эффективно внедрять их в жизнь.
На V Астанинском экономическом форуме Глава государства назвал безнравственными в XXI веке те социально-экономические модели, которые строятся на «выкачивании» природных ресурсов. Как известно, в декабре прошлого года Сенатом принят новый фундаментальный Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», задача которого — создание условий для гарантированной поддержки государства, а также развития государственно-частного партнерства на всех направлениях индустриально-инновационной модернизации.
Однако несмотря на создаваемые благоприятные условия, отдача от инновационной деятельности остается по-прежнему низкой. По данным Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2011 год, Казахстан занимает в инновациях 101-е место и 82-е место по технологической готовности к их внедрению. На практике наблюдается относительно низкий спрос на технологические инновации отечественных предприятий, недостаточно развиты необходимые элементы их инновационной инфраструктуры. В итоге стране не удается преодолеть сырьевой барьер. Более того, доля экспорта несырьевого сектора в прошлом году снизилась на 3,1% и составила 24,5%.
Пока наукоемкость в Казахстане составляет 0,24-0,25% от ВВП, а это более чем в 10 раз ниже показателя технически развитых стран. Практически не формируется в промышленности 5-й и 6-й технологические уклады. Развитие инновационных процессов сдерживают высокая энерго-, трудо- и материалоемкость продукции, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень сервиса.
На мой взгляд, такое положение во многом объясняется недостаточным стимулированием государственных и частных инвестиций, низким уровнем предоставления гарантийных обязательств и заказов. Сюда же относятся недостатки в организации национальных институтов развития — одного из существенных элементов инновационной системы, а также слабое внедрение новых коммерчески выгодных технологий в производство. Проблема в том, что каждый институт создавался в соответствии со своей логикой, решал собственные задачи, которые не были соотнесены друг с другом и не всегда соответствовали потребностям ускоренного индустриально-инновационного развития.
Это большой пробел, потому что в цепочке инновационной экономики практически отсутствует звено или институт, который занимался бы преобразованием идей в продаваемые товары. Известно, что АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ) создано для повышения общей инновационной активности в стране и регионах, для развития высокотехнологических и наукоемких производств. Но, к сожалению, его деятельность ограничилась созданием в отдельных регионах офисов коммерциализации. НИФ за 2009-2011 годы не профинансировал ни одного нового инвестиционного проекта.
По состоянию на 1 января 2012 года объем активов фонда составляет 35,3 млрд. тенге, на его расчетных счетах в БВУ аккумулировано 5,4 млрд. тенге в качестве неиспользованного остатка средств. Между тем в период с 2009 по 2011 год за счет средств республиканского бюджета уставный капитал фонда увеличен до 7,7 млрд. тенге, в том числе на реализацию инвестиционных проектов — до 3,3 млрд. тенге.
В то же время в регионах пока не создано достаточного числа субъектов инновационной системы, а имеющиеся действуют в отрыве друг от друга. Несколько лет назад был открыт региональный индустриально-технологический парк «Актобе» в Актюбинской области. Но, как и в других областях, его деятельность ограничивается мелкими разработками, экспертизой проектов и развитием собственной базы. В целом региональные технопарки сегодня вряд ли могут реализовать миссию научно-инновационных центров на своей территории. Их место и роль в национальной инновационной системе, как и задачи, до сих пор не определены.
Другой пример. В связи с реализацией ГП ФИИР должна расти доля казахстанского содержания. По данным МИНТа и NADLoC, в настоящее время в закупках товаров, работ, услуг у недропользователей она составляет 8%. В закупках госорганов она сократилась по сравнению с минувшим годом на 5%. Таким образом, планы подрываются самыми управляемыми, на первый взгляд, структурами.
Считаю, пришло время более интенсивных подвижек в работе всех институтов развития. Выход известен, и он уже используется в отечественной практике — это заключение долгосрочных договоров крупными компаниями с отечественным малым и средним бизнесом. Однако сегодня для этого уже мало административных мер и политического консенсуса на уровне соглашений и договоров. По моему мнению, отражение казахстанского содержания в контрактах на недропользование необходимо более четко закрепить на законодательной основе. Получив законодательную поддержку государства, и отечественный бизнес должен сделать серьезные подвижки в части повышения конкурентоспособности казахстанского продукта и сохранения благоприятного бизнес-климата в условиях функционирования ЕЭП.
Следует отметить, что сейчас в Казахстане создан более благоприятный налоговый климат для развития отечественного бизнеса по сравнению с другими постсоветскими странами. Если, например, ставка по НДС в России составляет 18%, Беларуси — 20%, то в Казахстане — 12%. В условиях ТС и ЕЭП это имеет важное значение для субъектов бизнеса, действующих на едином интеграционном поле.
Более того, в соответствии с проводимой государством бюджетной политикой в структуре республиканского и местных бюджетов определены части финансовых ресурсов в виде бюджета развития, предназначенного исключительно для привлечения инвестиций.
Карта индустриализации Казахстана включает 705 таких проектов общей стоимостью 11 трлн. тенге. Это громадные ресурсы, и надо организовывать эффективное их использование в создании инновационной экономики. Однако по итогам контроля использования средств республиканского бюджета за 2011 год, выделенных Министерством индустрии и новых технологий на увеличение уставного капитала юридических лиц для развития индустриально-инновационной инфраструктуры, установлены нарушения требований законодательства на общую сумму 9,3 млрд. тенге. В результате запланированные мероприятия в установленные сроки не выполнены, цели и задачи ряда направлений ГП ФИИР не достигнуты.
В упомянутом законе четко закреплена компетенция каждого уровня власти: Правительства, уполномоченных и иных государственных органов и субъектов в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, а также акиматов областей, городов республиканского значения, столицы. Также определены восемь элементов индустриально-инновационной инфраструктуры: специальные экономические и индустриальные зоны, технопарки, венчурные фонды, центры коммерциализации технологий, отраслевые конструкторские бюро, международные центры трансферта технологий, инновационные кластеры.
В развитии «умной экономики» основополагающую роль должна играть наука. Вот почему с 2012 года на эту сферу государством направляется в четыре раза больше средств по сравнению с предыдущими годами. На университетах и учреждениях НИОКР лежит ответственность за решение многих экономических проблем с помощью исследований прикладного характера, инициированных промышленностью, которая должна финансировать эти исследования. Кроме того, Законом «О недрах и недропользовании» предусматривается направление не менее 1% ежегодно от совокупного дохода по контрактной деятельности на НИОКР.
С принятием нового Закона «О науке» внедрена и новая модель управления отраслью. В 2012 году на финансирование науки выделяется 49,7 млрд. тенге, что значительно больше, чем за три предыдущих года, вместе взятые. В 2014 году объем бюджетных средств на развитие этой сферы составит уже 1% от ВВП и приблизится к уровню развитых стран. При этом финансирование науки и научно-инновационной деятельности из бюджета становится многоканальным, создает более эффективные механизмы стимулирования субъектов инновационной деятельности. Один из таких механизмов — инновационные гранты, которые выделяются по приоритетным направлениям развития экономики, утверждаемым Правительством страны.
Хотел бы отметить, что стратегия индустриально-инновационного развития раскрывает диалектику догоняющей и опережающей модернизации. Догоняющая модернизация, основанная на копировании западных технологий, обрекает государство на технологическое отставание. Ведь зарубежные импортеры отправляют нам отработанные технологии и технику. Опережающую модернизацию можно обеспечить только на основе удовлетворения собственных потребностей развития казахстанской экономики. У нас есть возможность обойти зарубежных партнеров. Для этого нужно, используя технологические наработки зарубежных фирм, одновременно ускорить создание собственной научно-технологической базы по потенциально приоритетным направлениям.
Перед регионами также стоят важные задачи. Приоритетное внимание на этом уровне должно уделяться формированию и развитию комплексной территориальной системы финансирования инвестиционной деятельности. Она должна строиться на сочетании традиционных и предусмотренных законом сравнительно новых видах финансовых ресурсов, охватывающих как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Главная особенность нового экономического механизма в том, что эти ресурсы могут использоваться как автономно, так и комплексно, практически на любом уровне производства и управления, в том числе на региональном. К примеру, располагая огромной территорией и большими запасами природных ресурсов, Актюбинская область может стать плацдармом для размещения новых промышленных предприятий и офисов международных корпораций. В регионе давно и прочно удерживаются позиции по сохранению благоприятного инвестиционного климата.
Эффективная региональная политика в настоящее время — наиболее важный инструмент формирования нового индустриального потенциала страны. Важная роль регионов в этом процессе не случайно подчеркнута в Послании Главы государства текущего года. Президент требует, чтобы ГП ФИИР стала объектом постоянного внимания всех органов государственного управления, а всю тяжесть этой работы необходимо перенести на региональный уровень.
Для укрепления социальной составляющей большое внимание уделяется развитию, наряду с промышленными комплексами, малых и моногородов. Эффективный путь их развития также связывается с активизацией малого и среднего бизнеса, повышением мобильности трудовых ресурсов. Все эти меры уже нашли отражение в разрабатываемых сейчас государственных программах.
Таким образом, главным объектом внимания для местных и республиканских органов государственной власти должен стать документ, утвержденный Указом Главы государства в июле прошлого года, — Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года. Сейчас назрела необходимость введения корреляционных мер увязки хорошо разработанных в свое время комплексных программ развития территорий до 2015 года. Они должны быть скоординированы с новыми индикаторами ГП ФИИР, а также индикаторами программ развития приоритетных отраслей национальной экономики. Успешная индустриализация экономики, ее диверсификация и инновационная модель развития страны в полной мере зависят от согласованности действий министерств, национальных компаний, институтов развития, региональных предпринимательских ассоциаций, бизнес-структур.
В условиях инновационного развития экономики создание отраслевых НИИ и их региональных филиалов представляется актуальной задачей. Решать ее нужно усилиями не только местной исполнительной власти и руководства крупных компаний, но с участием национальных институтов развития, опираясь на эффективные меры поддержки государства и механизмов государственно-частного партнерства.
«Казахстанская правда»
от 16 июня 2012 г.