Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Умный город»: оцифрованная перспектива

Что даст диджитализация всех сфер жизни и что нас ждет в глобальном аспекте? Как прозрачность информации поможет искоренить коррупцию и почему нужно переходить на безналичный расчет? На эти и другие вопросы в Главной теме отвечает руководитель управления информатизации и внешних связей Сергей Беккер.

[divider]

Экономика баз данных

— В нашей стране разработаны эталонные стандарты «умных городов». Что это такое?
— Прежде всего, отметим, что сначала появился проект «Цифровизация Казахстана» и программа «Цифровой Казахстан», которая принята чуть больше года назад. Она разрабатывалась в АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». В акционерном обществе занимаются разработкой программ развития. В этом документе указано, что города нужно делать «умными», пашни «интеллектуальными» и так далее. Промышленность и сельское хозяйство должны стать более эффективными. У нас КПД труда по сравнению с развитыми европейскими странами в несколько раз ниже. Словом, есть к чему стремиться. Разработаны стратегии «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». Согласно стратегии «Казахстан-2030» какие-то шаги уже выполнены, какие-то в процессе исполнения. К 2030 году мы должны войти в тридцатку развитых стран. АО «Зерде», проведя большую аналитическую работу, разработало программу «Цифровой Казахстан».
— Исходя из того, что во многих странах есть подобные программы, например, «Цифровая Россия», наша адаптирована непосредственно под условия Казахстана?
— Конечно. И вот совсем недавно появился еще один основополагающий документ, выпущенный в качестве рекомендации Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, возглавляемом Аскаром Жумагалиевым. Он называется «Эталонный стандарт «умных городов» РК». Суть его заключается в том, что мы, как страна, так и каждый отдельно взятый регион, к примеру Актюбинская область, переходим к экономике баз данных. Цифры стали необходимы для более правильного управления сферами жизни и принятия необходимого и адекватного управленческого решения.
— И как будет создаваться база данных или, как ее называют IT-специалисты, Data (Big Data)?
— Людей много, цифр и информации тоже много. Необходимо создание базы данных регионального масштаба в каждой области РК (городах республиканского значения). Давайте пока поговорим о нашей области. В облаке, то есть виртуальном пространстве, должна появиться база данных. Физически это может находиться на нескольких серверах, взаимо-связанных по определенным каналам связи, зарезервированных, чтобы ничего не пропало.
— Единая система?
— Как раз-таки децентрализованная, но взаимосвязанная защищенная система. Вся информация не находится в одном хранилище. То есть создается региональный центр обработки данных. Мы предполагаем, что это будет здание EXPO-2017 (центр энергоэффективности) в жилом массиве «Нур Актобе».

С инициативой в заданных направлениях

— В рамках «умного города» говорится об 11 направлениях. Расскажите о них.
— Первые пять называются приоритетными: здравоохранение, образование, транспорт, ЖКХ, безопасность. И теперь сюда еще вошло шестое направление, которое логично вписалось на основании первых пяти.
И пять второстепенных: социальная сфера, развитие бизнеса и туризм, строительство, экология, сельское хозяйство.
Что происходит сейчас? В сфере здравоохранения есть более десятка проектов по цифровизации. В образовательной сфере региона несколько проектов, которые надо срочно оцифровать. Это те проекты, где существует рутинная работа. Например, принести и пересмотреть кучу бумажных документов. Есть полугодовая аттестация учителей. Необходимо собрать комиссию, ознакомиться с различными сертификатами. Комиссия должна просмотреть всю эту массу на бумажных носителях. Представьте, сколько у нас учителей. Это все можно сделать в электронном виде, вложив в информационную систему. И не нужно собираться всем в одном помещении, а человек, в чью компетенцию входит аттестация, сможет удаленно просмотреть все документы. Здесь же постановка в очередь в детский сад, поступление в школу. Можно прийти лично, а можно сделать с помощью электронного формата.[box type=»shadow» ]Одной цифрой
84,1 % государственных услуг оказано в электронном формате[/box]
— Мы уже пришли, приходим к электронному формату или все же пока есть альтернатива?
— Альтернатива существует всегда. На сегодняшний день, пока не сменится целое поколение и не пройдет лет двадцать, будет переходной этап. Например, мы с вами люди более старшего возраста не так активно используем цифровые технологии. Есть еще более старшее поколение, которое вообще далеко от них. А молодежь практически с пеленок ими пользуется и не понимает, как вообще раньше без этого жили.


— В эталонном стандарте прописаны инициативы. Можно подробнее о некоторых из них? Взять, к примеру, здравоохранение.
— В здравоохранении одной из главных инициатив является внедрение медицинской информационной системы (МИС). В области применяются три медицинские информационные системы: «Даму Мед», «Авиценна», «Казмединформ», внедрение которых проведено в 2017 году. Следует отметить, что существуют проблемы по трудоемкости процесса: из-за отсутствия полноценного функционирования систем продолжается использование бумажных форм; функции МИС дублируются, и это приводит к двойным затратам на обслуживание (например, систем и терминалов на электронную постановку в очередь).
Отдельные проекты: электронный паспорт здоровья; система архивации и передачи изображений; лабораторные информационные системы. То есть не надо будет ходить с фотографиями грудной клетки, со справкой с результатами анализов и так далее. Вся эта информация должна находиться в вашей электронной медицинской карте, и чтобы это было видно в любом медицинском учреждении на всей территории Казахстана. Но сейчас мы на том этапе, когда необходимо, чтобы система работала хотя бы на региональных и городских уровнях, чтобы не носить медкарту по всем больницам.


— Но мы же знаем о нареканиях по поводу очередей в лечебных заведениях и качестве оказываемых услуг.
— Существуют и проблемы в этой сфере. В области не решены основные задачи цифровизации, такие как переход на безбумажный документооборот, внедрение принципа однократного ввода и многократного использования медицинских данных, внедрение телемедицины, автоматизированного учета и контроля оказанных медицинских услуг и медикаментов, экономии финансовых средств.
Указанные факторы не позволяют достичь главной цели — повышение качества оказания медицинских услуг. Ведется сокрытие и искажение реальной картины по цифровизации здравоохранения перед руководством области. «Безбумажная больница» в области существует только на словах.


— Еще одно основное направление — образование. Что планируется и что у нас уже есть?
— Если говорить об образовании, то здесь существуют такие инициативы, как дистанционное обучение, цифровые образовательные ресурсы и другие. Хочу остановиться на оказании госуслуг в этой сфере. В области начата работа по переводу в электронный формат четырех услуг, оказание которых предусмотрено в бумажном виде (аттестация педагогических работников, прием документов в организации ТиПО и учреждения дополнительного образования, конкурс на замещение вакантных должностей руководителей), где на сегодня выбран поставщик услуги и ведется работа по наполнению данных совместно с управлением образования.
Есть вопросы к поставщикам интернет-трафика. Тарифы высокие, скорость интернета низкая. Поэтому поступают многочисленные жалобы от детей, родителей и учителей. К тому же необходимо дооснащение школ компьютерной и мультимедийной техникой, а также Wi-Fi.


— По направлению ЖКХ уже не первый год ведутся разговоры об установке «умных» счетчиков, которые сведут на нет какие-либо вопросы о передаче неактуальных данных или махинациях в этом плане.
— Совершенно верно. Одна из инициатив в сфере ЖКХ — автоматическая передача показаний приборов учета. Она подразумевает измерение количества выданной/потребленной электроэнергии через заданный интервал интегрирования. Это же касается тепловой энергии, газа, воды. Приборы учета будут защищены от несанкционированного доступа.
Еще одна инициатива — «умное» уличное освещение. Оно будет включать в себя удаленный мониторинг за состоянием светильников, регулирование яркости фонарей, в зависимости от погодных условий (дождь, метель, туман, яркое свечение луны и т.п.) и дистанционное управление освещением.
Однако пока не решен вопрос приборизации городских многоэтажек. Требуется проработка вопроса с проектными организациями при строительстве домов. Необходимо предусмотреть в проекте установку «умных» счетчиков.
Хотя и внедрен проект «Единый платежный документ», но уровень подключения обслуживающих компаний остается на уровне 50%, что не покрывает потребности горожан в полной мере.
Вместе с тем отсутствует интеграция баз данных «КазТрансГаз Аймақа» и «Энергоснаб» с ЕПД, и сам единый платежный документ не внедрен в районных центрах.
— Если говорить о транспорте, то, наверное, одним из значимых для города явился пилотный проект по электронному билетированию на маршруте № 46.
— Электронной системе оплаты в общественном транспорте в эталонном стандарте присвоен приоритет № 1. То есть рекомендация «обязательный». Управлением информатизации проведены совещания по налаживанию согласованности действий между «ПАТП» и «Автопарком». На сегодня мы готовим реализацию двух пилотных проектов по электронному билетированию данных автопарков. GPS-трекеры в данном решении включены по умолчанию, что существенно снижает расходы на бюджет. Инициативы внедрены в неполном объеме, контроль над коммунальным и общественным транспортом не автоматизирован, а также отсутствует интеграция со смежными информационными системами, такими как Гео-портал.

Big Data

— Давайте вернемся к базе данных Big Data. Как она будет использоваться в принципе?
— В Big Data будет сосредоточена информация по всем сферам жизни человека. У акимов всех уровней будет некая панель, на которую выводится информация, и они при необходимости принимают то или иное управленческое решение. Почему я говорю у акимов всех уровней, потому что каждый из них может принять управленческое решение в рамках своей компетенции. Аким района по вверенному ему району, аким города по городу, аким области по региону. А в совокупности всю информацию может увидеть Президент страны и также принять управленческое решение. Но самое главное, чтобы всю информацию параллельно видели в профильных департаментах, управлениях, отделах и принимали решения в рамках своей компетенции. А аким области, например, видел у себя на экране все это как отражение происходящего. И при необходимости вмешивался — вносил управленческое воздействие. Чтобы принимать подобные решения, притом оперативно, нужна достоверная информация. Вот это мы и называем большие данные — Big Data. Здесь должно быть все прозрачно. Информация, находящаяся в Big Data, необходима и для оказания государственных услуг. Человек, получающий государственную услугу через egov.kz, экономит время и деньги. Это тоже следует учесть как позитивный фактор.[box type=»shadow» ]Одной цифрой
2 595 808 государственных услуг оказано за первое полугодие 2019 года[/box]
Но самое главное, что информация должна быть привязана к карте местности. Необходима визуализация набора цифр, понятная человеку. Мы можем к карте привязать школы, больницы, участки полиции. Все что угодно. Тогда цифры станут говорящими. Мы сможем увидеть, сколько детей учится сегодня и сколько пришло в ту или иную школу. Где совершаются правонарушения и насколько часто. Это все возможно сделать. Но мы только год занимаемся данным проектом. Он же многолетний. Некоторые страны, в тридцатку которых мы стремимся попасть, этим заниматься начали еще лет шесть назад. Пока немного отстаем, но работа делается огромная. На начальном этапе требуются огромные финансовые средства. Бизнес сам это не потянет. Поэтому здесь идет государственное финансирование.
— Мы можем говорить о каких-то суммах финансирования?
— Я не владею такой информацией, но могу сказать, что переход на повсеместную безналичную оплату товаров и услуг, как в развитых странах, положительно скажется на экономике страны.
— Тут, как говорится, к бабке не ходи, разговор ведется о прозрачности финансовой сферы, а если быть точнее, искоренении серых схем, не правда ли?
— Абсолютно верно. И не только. Одна из главных задач, которая негативно влияет на развитие страны — это коррупция, борьба с которой сейчас ведется повсеместно, но факты имеют место быть.
Давайте начнем вот с чего. Понимаете, есть растущие потребности у казахстанцев. Особенно у горожан. И они выдают это за проблему. Хотя 10-20 лет назад она таковой не являлась. Сейчас мы хотим ездить на новых автомобилях, жить в комфортных квартирах и так далее. Потребности горожан растут, доходы государства постепенно снижаются. Эти две кривые на графике сойдутся лишь в том случае, если мы начнем выполнять «План нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» Первого Президента.
Существует инфляция, мы зависим от нефтедоллара. Но хотим жить дорого и красиво, как, скажем, в Германии, но не хотим платить налоги. А от этого зависит наполняемость казны. В нашем городе в большинстве субъектов малого и среднего бизнеса нельзя расплатиться с помощью пластиковой карты. К примеру, в Нур-Султане абсолютно другая картина. Картой можно расплатиться даже в небольшом магазинчике во дворе многоэтажки и на рынке. У нас в ходу наличные, а это один из способов ухода от налогов, минуя кассовые аппараты. То же самое касается и наличной оплаты в общественном транспорте. Если мы перейдем на безналичный расчет, доходы того же «ПАТП» и «Автопарка» увеличатся как минимум на 30%. И поступление налогов будет больше. А цифровизация в регионе должна осуществляться за счет областного бюджета. Значит, надо собирать больше налогов. Это уже задача местных исполнительных органов. В развитых странах практически нет банкоматов, как у нас, на каждом шагу практически. Ведь обналичивание ведет к серым схемам. Цифровизация же может сильно ударить по коррупции. Ведь все тендеры, проведение транзакций, ведение бизнеса станут прозрачными.
Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"