В год 20-летия Ассамблеи народа Казахстана в селе Болгарка Алгинского района этнокультурным объединением «Вяра» открыт этнографический дом-музей.
История появления болгар на территории Казахстана датируется 1907 годом, когда по Столыпинской реформе переселенцы из Добруджи переселились в наши края. Были они земледельцами, которых не страшил труд на бескрайних просторах актюбинской степи. Подворье дома, построенного в 1907 году Георгием Пиличем и реконструированного через 50 лет его сыном Трофимом, свидетельствует о том, что хозяйство было крепким. Двор с огородом под овощи, картофель и бахчевые и хоздвором с сараем для скотины занимает не меньше 50 соток земли. У ворот – колодец, из которого по сей день можно брать воду, рядом – погреб такого же возраста.
Инициатором открытия музея является Марина Маринова, школьный библиотекарь. Сельчане подхватили ее идею и за лето отремонтировали домик. Областное ЭКО «Вяра» под руководством Анастасии Подольяновой, тоже уроженки Болгарки, всячески поддерживало сельчан, и не только морально. Узнав об их начинании, поддержали сельский и районный акиматы.
Почетную миссию перерезать ленточку доверили заведующему секретариатом АНК области Жолдасу Нуршину и аксакалу из Болгарки Михаилу Бошкову.
Члены этнокультурного объединения «Вяра» и одноименного фольклорного ансамбля – это жители села в возрасте от 5 до 60 лет разных национальностей. Песни поются на болгарском, казахском и русском языках.
Аким Сарыхобдинского сельского округа, куда входит Болгарка, Жасулан Умбеткулов с грустью признался, что из прежних 240 дворов сегодня осталось только 102, а учащихся в новой школе – 47. По его мнению, сказывается отсутствие газопровода и дороги к селу. Зам-акима Алгинского района Мирлан Джалгасбаев пообещал поднять вопрос строительства дороги перед областной властью, ведь благодаря новому музею сюда можно организовать этнотуристический маршрут. А жительницы уже подумывают об открытии кафе болгарской кухни.
В сенях, хозяйственной пристройке, на стене – фрагмент упряжи, серп; у каждой двери – круглый коврик, вязаный из лоскутных полосок, какие встречались в каждом доме в прошлом веке. В комнатах на полу — незамысловатые домотканые половики-пала. Такие же коврики на стенах называются палатар. В одном из углов прихожей – коротенький плетень, чтобы загораживать приплод, занесенный из сарая на время холодов. На кухне – вотчине хозяйки – печь с казаном, дюбек (небольшая ступа для измельчения красного перца), кайя (дермен), корзина с овощами, прялка, нары, на которых столик на низеньких ножках и закрепленная в потолке люлька-салангач. Везде – пешкиры (полотенца, вышитые болгарским орнаментом). Особый пешкир – года пешкир: им встречают невесту в доме.
Все в доме-музее – артефакты. Например, ткацкий станок (дюзен), расположенный в главной комнате под божницей. Зимними вечерами дюзен собирал вокруг себя женское сообщество, песни были неизменным атрибутом посиделок. Сегодня болгарцы собираются не вокруг дюзена, а там, где находится худрук ансамбля «Вяра» Дина Есентаева с верным другом — баяном.
Как отметили руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Гаухар Шерниязова, сотрудник областного историко-краеведческого музея Орал Утепова, директор Дома дружбы Роза Беркешева, замруководителя областного управления культуры, архивов и документации Кыдыргали Ермухан и директор Оренбургского центра политико-правовых исследований «Консолидация» Елена Максименко, село Болгарка – явление уникальное и многогранное, и это тоже – богатство нашего края.