Нововведения, призванные сдерживать цены на продукты, на самом деле увеличивают доходы их производителей.
Модернизация недолива-недовеса
Даунсайзинг стремительно набирает обороты в нашей стране. В казахстанском варианте суть этой технологии заключается в уменьшении отечественными производителями количества или объема продукта в упаковке без изменения цены молочной, пивной продукции, безалкогольных напитков, круп без специального уведомления об этом потребителя. При этом ушлый ассортимент с каждым разом пополняется.
Компания «Лаборатория проектов» исследовала степень осведомленности казахстанцев о своеобразном методе искусственного сдерживания цен на продукты, а также их отношение к технологии даунсайзинга. Были опрошены 300 человек. Анкетирование выявило, что 96% соотечественников покупают продукты питания самостоятельно. И хотя 91% респондентов признались в том, что обращают внимание на вес продукта при покупке, для 42% респондентов изменение веса или объема упакованного товара со стороны производителей стало новостью. В частности, что объем упаковки молока и соков у ряда производителей сейчас составляет 900 мл вместо традиционного 1 литра, вес упаковки круп варьируется от 700 до 900 граммов, а банка/бутылка пива содержит 0,45 литра вместо привычных 0,5.
Больше 55% опрошенных считают уменьшение веса при неизменности стоимости продукта неправомерным и необоснованным. 41% участников исследования категорически не согласны с тем, что снижение веса — объема продуктов при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен на продукты питания. Они уверены — производитель обязан уведомлять потребителя о таких изменениях через СМИ и четко, на видном месте указывать нововведение на этикетке.
Мониторинговое агентство Energyprom.kz (http://www.energyprom.kz), обладая источниками первичных данных, специализируется на исследованиях актуального состояния и тенденций развития казахстанского рынка по различным сферам. На основе предоставленной информации сотрудники «Лаборатории проектов» спрогнозировали возможное развитие ситуации, взяв за основу показатели 2017 года, и пришли к неутешительному для потребителей выводу — применение даунсайзинга позволяет отдельным производителям без дополнительных усилий и затрат получать сверхприбыль.
В Казахстане в прошлом году произведено 804 млн литров молока, средний «недолив» в целом в отрасли может составить 10% от общего объема, что эквивалентно почти 80,5 млн литров. Распределение данного объема в упаковки по 0,9 литра по средней цене 200 тенге может принести прибыль в 17 млрд 866 млн 666 тысяч 600 тенге в год.
Пива в республике за тот же период произведено 517,4 млн литров. По аналогии с предыдущими расчетами использование технологии даунсайзинга при средней цене 180 тенге за банку/бутылку объемом 0,45 литра может принести 206 млрд 959 млн 999 тысяч 999 тенге.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в стране произведено 70 млн 535 тысяч кг круп, хитромудрый даунсайзинг может принести производителям дополнительные 2 млрд 645 млн 62 тысячи 500 тенге при средней цене 300 тенге за упаковку в 800 граммов.
– С правовой точки зрения никакого обмана нет. Производитель, как положено, на упаковке указывает вес. Правда, бывает так мелко, что не каждый сможет разглядеть цифры. Но он пользуется стереотипом мышления потребителя. Ведь человек берет бутылку в полной уверенности, что это литр, а не 900 граммов, и никто не пересчитывает, сколько на самом деле стоит литр того же молока, кефира, сока, – объяснил эксперт «Лаборатории проектов» Нуркен Халыкберген.
Сравнительная таблица некоторых казахстанских производителей по 4 категориям продуктов с указанием объема
Случайные эксперты
В правоте эксперта можно легко убедиться. Пример из жизни. Жамал аже, несмотря на свои далеко за семьдесят, продолжает хозяйничать самостоятельно. Вот и на днях пригласила соседей на день рождения. За дастарханом гости неспешно переходили от одной темы к другой. В какой-то момент хозяйка посетовала:
— Собралась приготовить баурсаки, а масла растительного оказалось недостаточно. Побежала в магазин, только дома обнаружила, что привычная литровая бутылка не такая, как всегда. Сравнила с той, что стояла в шкафчике. Вроде такая же, но, как оказалось, чуть меньше. Как же так?
— Так это же давно такое, как вы только сегодня с этим столкнулись. Я сама, как пойду в супермаркет, так полчаса изучаю продукцию. Ее много, легко запутаться, в одном ряду выстроены бутылки объемом в 1 литр, 900, 800 граммов и меньше. Глаза разбегаются от названий и цен, вес не сразу и определишь, — тут же вступила в разговор Салима.
— Да-да, какую голову нужно иметь, чтобы сразу подсчитать, что выгоднее, не с калькулятором же ходить, как когда-то отправлялись на базар, — вторила ей Мария апай.
— У нас такая же история с пивом, — вмешался в разговор женщин сосед по лестничной площадке.
Обсуждение закончилось общим вердиктом: все эти премудрости с граммами-килограммами придумываются ради изощренного обмана покупателей. Им трудно в толчее разобраться во всех нововведениях и с ходу определить лучшую цену. Хозяйка стола, не поленившись, принесла из кухни бутылку масла, на этикетке которой изготовитель указал «без ГМО», «с витамином Е», «халал», но только не вес. Мария апай, также не усидела и попросила внучку показать свою бутылку: подсолнечное масло, купленное неопытной невесткой, потянуло на 805 граммов.
Логики никакой, решили соседи, кроме как еще и таким способом разорять соотечественников. Указание на «халал» никак не свидетельствует о порядочности нынешних предпринимателей. При нетто 805 граммов ценник на полке ссылался на общий вес 875 граммов. На этом этапе увидели свою выгоду уже продавцы.
Недостойный пример
Участники вечернего застолья – случайные эксперты — и представить не могли, что говорят о даунсайзинге. Чтобы понять, что это такое, заглянем в вездесущую Википедию. Термин приписывают Стивену Роучу, главному экономисту инвестиционного банка «Морган стэнли». Изначально он означал уменьшение размера организации для улучшения ее функционирования и снижение затратной части бюджета. Начинали с борьбы с бюрократией, разросшейся в крупных американских организациях в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века. В погоне за прибылью метод стали применять при сокращении кадров, с циничным пренебрежением к людям. Этим цинизмом, как видим, заразились изготовители продуктов питания.
В стремлении приобщиться к мировой цивилизации, к великому сожалению, мы принимаем не только лучшие ее проявления, но и то, что не совпадает с нашей ментальностью, с нашими традициями, если бутылка – то литровая, если упаковка — то килограммовая, без всяких минус 100, 50 или даже 30 граммов. Мол, не спи, покупатель, прихвати с собой в магазин лупу, чтобы не обмануться. Не увидел, не нашел на этикетке указанный вес – пеняй на себя.
Точно так же поступают Жамал аже и многие из нас, но, как оказывается, выбирая нужный нам продукт питания в готовой упаковке, нужно быть бдительным. Оплошность опустошает наш кошелек. Есть предложение руководству региональной палаты предпринимателей «Атамекен», которое также является покупателем, обсудить данную тему. Производители должны объяснить свои действия, к тому же и в супермаркетах, неизвестно в чью пользу, начали фасовать крупы по новой методе.
Жанат СИСЕКЕНОВА