Совет по защите прав бизнесменов при региональной палате предпринимателей начал свою работу в этом году с подведения итогов своей деятельности
в 2014-м.
Без барьеров
— Всего в отчетный период к нам поступили обращения 347 субъектов предпринимательства, из них непосредственно по проблемам защиты бизнеса — свыше восьмидесяти. Все они получили положительное решение. Еще 258 по вопросам разъяснения законов и разрешения хозяйствующих споров, — озвучил главные показатели начальник отдела Мирлан Бисенгалиев. После чего он перешел к детальному раскладу.
На трех заседаниях совета по защите прав предпринимателей рассмотрено шесть обращений субъектов бизнеса, пять из них решились положительно. В прокуратуру Актюбинской области направлено 28 обращений, почти по всем внесены акты прокурорского реагирования.
В течение года представители региональной палаты (РПП) приняли участие в двенадцати судебных заседаниях по защите прав бизнеса, в половине случаев вынесены решения в пользу предпринимателей. Палатой обеспечена защита интересов бизнеса почти на 4,5 миллиарда тенге.
Второй блок, по которому осуществляется защита прав предпринимателей, — выявление административных барьеров. Всего областной палатой выявлена 71 подобная преграда развитию бизнеса, 19 из них — местного масштаба, остальные — республиканского. В результате предпринятых мер устранено десять барьеров областного уровня. В этом перечне — отмена уведомлений налоговых органов по эмиссиям для крестьянских хозяйств, уменьшение предельной стоимости аренды помещений коммунальной собственности, уменьшение стоимости сборов за размещение объектов наружной рекламы, устранение нарушений в сфере земельных отношений, архитектуры и строительства при оказании госуслуг.
— Совместно с прокуратурой, стратегическим партнером палаты, на республиканском уровне устранено шесть административных барьеров. Упразднены процедуры изменения целевого назначения недвижимости; утверждены предельные закупочные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на 2015 год; в Налоговом кодексе исключены положения по совершению оборота, связанные с реализацией при предоставлении во временное владение и использование имущества; отменена административная ответственность индивидуальных предпринимателей за неведение бухучета; устранена коллизия в части выдачи свидетельства о допуске таможенной справки к перевозке опасных грузов в международном сообщении; продлены сроки обязательной установки POS-терминалов до 1 января 2016 года.
Всего Актюбинской палатой инициировано включение 81 замечания в «Реестр проблемных вопросов и Карту решения проблем предпринимателей», в итоге в него включено 22 предложения, 4 одобрены государственными органами для внесения изменений в законодательство, еще 11 находятся на стадии рассмотрения.
Активно работает региональная палата и в сфере земельных отношений как на областном, так и районном уровне. В результате проведенных контрольных закупок государственных услуг выявлен ряд системных проблем, препятствующих развитию предпринимательства. Это рассмотрение заявлений дольше установленного законодательством срока; отсутствие информации о свободных земельных участках; несвоевременное рассмотрение заявлений; незаконный отказ в предоставлении земельных участков под бизнес; истребование дополнительных документов, не предусмотренных законодательством; неправильное указание целевого назначения земельных участков, предоставленных субъектам малого бизнеса; возложение государственными органами своих обязанностей на предпринимателей; установление процедур, не предусмотренных земельным законодательством.
В сфере строительства наиболее характерной системной проблемой являются отказы в выдаче лицензий в связи с неполнотой представленных документов Комитетом жилищно-коммунального хозяйства при положительном акте обследования территориальным органом государственного архитектурно-строительного контроля.
Анализ выдачи технических условий выявил затягивание сроков в среднем от четырех дней и более организациями, ответственными за их выдачу. При разработке технических условий на электроснабжение электроснабжающая организация не учитывает возможность подключения объектов от ближайших трансформаторных подстанций с учетом их модернизации и протяженности ЛЭП. Наиболее актуальны проблемы доступности инженерных сетей, связанные с нехваткой мощностей и отсутствием сетей в новых развивающихся микрорайонах Актобе и районных центрах области.
На основе рассмотренных обращений выявлены проблемы, препятствующие успешному развитию торговли. В их числе двойная уплата НДС, облагаемая по нулевой ставке при импорте товаров из РФ. Проблемы при прохождении через автомобильные пункты пропуска экспортного скоропортящегося груза; проблемы отечественных перевозчиков при перевозке ГСМ из РФ в связи с упразднением в РК выдачи свидетельства о перевозке опасных грузов. Неисполнение импортерами требований технических регламентов в части безопасности продукции отдельных видов продуктов питания, что ставит отечественную продукцию во внеконкурентные условия. Высокая себестоимость производства молока и молочных продуктов из-за существенной капиталоемкости молочной отрасли, большая кредитная нагрузка, составляющая до 35-40 процентов от объема реализации. Отсутствие гарантированных, долгосрочных контрактов, предусмотренных госзакупками по поставкам продукции, производство которых возведено в рамках госпрограммы ФИИР.
— В целом на 2015 год выявление и упразднение административных барьеров Национальной палатой предпринимателей определены как приоритетные задачи, — сделал акцент Бисенгалиев. Он также напомнил о том, что с областной прокуратурой подписан региональный план совместной работы в данном направлении. Основной нашей задачей будет выявление новых принципов и механизмов и отслеживание правильности их применения. В этой связи будет организован ряд проверок соблюдения стандартов.
Продолжение
следует…
На заседании совета также были подробно рассмотрены три вопроса, по которым в итоге обсуждения достигнуто согласие о более детальной их проработке.
В палату предпринимателей Актюбинской области обратилось ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» с просьбой об оказании содействия в уменьшении тарифа на услуги подачи и уборки вагонов. Данное предприятие ежемесячно принимает до десяти тысяч тонн зерна и отгружает более пятидесяти вагонов муки. Услуга железнодорожниками предоставляется на станции Актобе, хотя прежде она оказывалась на 41-м разъезде, где размещается ряд крупных промышленных предприятий города.
«В настоящее время мелькомбинат терпит финансовые трудности в связи с тем, что АО «НК «КТЖ» завышены затраты на подачу и уборку вагонов. Так, стоимость подачи и уборки одного вагона со станции Актобе до территории предприятия составляет 63 688 тенге с НДС (29,790 км в обе стороны). Вместе с тем тариф перевозки одного зерновоза со станции Тогузак Костанайской области до станции Актобе составляет примерно 171 тысячу тенге. Таким образом, подача-уборка на 1 тонну составляет 1 тенге за 15 км провоза и перевозка муки на расстояние 900 км — 2,7 тенге на 1 тонну», — сказано в обращении.
Для решения сложившейся ситуации палатой предпринимателей в адрес филиала Актюбинского отделения дороги АО «НК «КТЖ» было направлено письмо с предложением пересмотреть размер платежа в сторону уменьшения. В ответ филиал Актюбинского отделения АО «НК «КТЖ» проинформировал о том, что с 2004 года сбор за подачу и уборку вагонов взыскивается по тарифному руководству (прейскуранту), утвержденному 31 августа 2004 года приказом президента АО «НК «КТЖ». С аналогичной проблемой в палату обратились и другие компании.
После небольшой дискуссии было принято решение вернуться к этой теме в рабочем порядке, чтобы затем обратиться за поддержкой в Национальную палату.
Проблемы выдачи местными исполнительными органами архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на заседании совета обсуждались и ранее. И на этот раз какого-то конкретного вывода сделать не удалось. Суть проблемы в том, что согласно пунктам 13, 16 Постановления Правительства РК № 425 от 06.05.2008 года «О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов» городской отдел архитектуры после получения заявления на получение АПЗ и технических условий направляет запрос поставщикам услуг. Однако в ходе проверки установлено, что все заявители на получение АПЗ самостоятельно осуществляют сбор необходимых технических условий, непосредственно обращаясь к поставщикам услуг по инженерно-коммунальному обеспечению.
Главный архитектор города Актобе Алтынбек Казиев объяснил, что необходимость самостоятельного сбора техусловий — вынужденная мера, так как в ином случае срок предоставления услуги может продлиться как минимум на три месяца, на что есть веские причины. Как выяснилось на совете, всему виной внутренние требования поставщиков услуг, утвержденные Правительством.
В заключение рассмотрено обращение Актюбинского завода ферросплавов по оформлению товаров на экспорт в круглосуточном режиме через таможенный пост «Актобе-ЦТО».
Как известно, в июне 2014 года введен в эксплуатацию цех № 4 АЗФ по производству высокоуглеродистого феррохрома с использованием инновационных технологий. Он позволит увеличить экспортный потенциал предприятия. Так, если в 2014 году Актюбинским заводом ферросплавов запланировано экспортировать около 315 тысяч тонн готовой продукции, то на 2015 год — свыше 608 тысяч тонн. Завод в круглосуточном режиме отправляет на экспорт от 30 до 40 вагонов и контейнеров со своей продукцией.
Но работу тормозит дневной график работы таможенного поста «Актобе-ЦТО». Время отгрузки ограничивается данными рамками, что приводит к невозможности отправки на экспорт товара в ночное время. Все это нарушает ритмичность отгрузки товара потребителю, кроме того, простой вагонов и контейнеров с готовой продукцией из-за ожидания таможенного оформления отрицательным образом сказывается на финансовых показателях предприятия.
Необходимость работы таможенников в ночное время суток актуальна и для других предприятий области. К примеру, Актюбинского рельсобалочного завода, завода по изготовлению металлоконструкций и сэндвич-панелей ТОО «¦лан Компаниясы», ТОО «Трубная компания Казахстана», ТОО «БИПЕК» и др.
По всей видимости, ответы на все обращения станут известны в скором времени.
Жанат Гранатова