Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Управлять разумно

Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года разработана во исполнение поручения Главы государства, данного в рамках Послания от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий».

Пять ключевых принципов

Проект является логическим продолжением реформ по развитию местного самоуправления, реализованных в предшествующие годы. Предлагаемые проектом Концепции меры соответствуют стратегическим задачам экономического и социального развития регионов страны, а также отвечают интересам жителей и государства в целом.
В рамках проекта сформированы новые подходы, направленные на дальнейшее совершенствование и повышение эффективности системы местного самоуправления. Новая модель будет сформирована на основе пяти ключевых принципов.
Первый. Участие граждан в процессе принятия решений.
Второй. Выборность органов местного самоуправления.
Третий. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении организационных, экономических и финансовых вопросов.
Четвертый. Четкие функциональные границы деятельности государственных органов и местного самоуправления.
Пятый. Прозрачность и подотчетность органов местного самоуправления перед жителями.
Для активного вовлечения граждан в процессы государственного управления и принятия решений на местах предусмотрены меры по внедрению прямых выборов акимов. В соответствии с принятыми в мае текущего года законами в июле начались прямые выборы сельских акимов. Следующим шагом в рамках данного направления будет введение прямых выборов акимов районов с 2024 года.
В проекте Концепции впервые предусмотрена необходимость четкого разделения институтов местного государственного управления и местного самоуправления. Для этого будет разработан новый Закон «О местном самоуправлении», в котором будут определены структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления.
Для дальнейшей децентрализации и создания действенной системы местного самоуправления предусмотрены меры по перераспределению и исключению дублирования функций и полномочий между уровнями управления.
Передаваемые полномочия будут обеспечены необходимыми ресурсами для их эффективной реализации.
В целях стимулирования гражданской активности предусматривается прямое участие жителей в принятии решений по наиболее важным вопросам местного значения. В частности, это вопросы изменения статуса, наименования и границ населенных пунктов, определения приоритетных задач местного сообщества.
Будет сформирован сельский представительный орган «Кеңес». Ему будут переданы полномочия по утверждению и контролю за исполнением плана развития местного сообщества и бюджета, регулированию размеров налоговых ставок на сельском уровне, а также вопросам благоустройства сел. В целях повышения эффективности работы исполнительных органов на местах будет проведена реорганизация аппаратов акимов сельских округов.
На сегодня требования, предъявляемые к сотрудникам аппарата акима сельского округа, практически аналогичны требованиям к сотрудникам центральных госорганов. Кроме того, установленные лимиты штатной численности аппаратов в 3-5 человек, включая акима, не позволяют проводить работу с жителями на должном уровне. В этой связи с учетом международной практики в рамках пилотного проекта будет внедрена новая организационно-правовая форма управления – «администрация местного самоуправления».
Формирование кадрового состава администрации будет осуществляться по отдельному порядку. Это позволит внедрить гибкую систему управления персоналом, а также осуществлять дополнительные виды работ для обеспечения комфорта граждан.
Перечень оказываемых услуг, вопросы найма и определения размера оплаты труда работников будут регулироваться органом «Кеңес».
В случае положительных результатов пилотного проекта новая организационно-правовая форма будет масштабирована по всей стране.

Усилить роль маслихатов
Качественное решение вопросов местного значения также зависит от эффективности работы маслихатов. В этой связи их роль будет усилена.
Так, с 2022 года будут внедрены две освобожденные должности председателей постоянных комиссий маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы.
В целях повышения статуса секретаря маслихата ему будут переданы полномочия председателя сессии маслихата. Соответствующий закон подписан Главой государства 30 июня т.г. В дальнейшем секретари маслихатов будут переименованы в председателей маслихатов в рамках разработки проектов законов «О местном государственном управлении» и «О местном самоуправлении».

Каждый тенге во благо сельского развития
На сегодня наблюдается хроническое недофинансирование бюджета четвертого уровня. Собственные доходы покрывают всего 13,4% расходов данного уровня бюджета. В этой связи с 2022 года предусмотрена передача на сельский уровень дополнительных четырех видов налогов и платежей: единый земельный налог; плата за пользование земельными участками, поступления от их продажи и плата за продажу права их аренды. В 2023 году планируется передать еще ряд налогов и платежей. В частности, будет предусмотрено распределение корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса между областью, районом и селом.
Планируется значительное упрощение порядка формирования и исполнения четвертого уровня бюджета путем укрупнения бюджетных программ, сокращения количества отчетов, оптимизации бизнес-процессов и внедрения механизма стимулирования расширения налогооблагаемой базы.
В результате принятия мер по фискальной децентрализации в 2025 году ожидается рост самодостаточности бюджета сельских округов до 35%.
В рамках концепции «Слышащее государство» в целях оперативного решения актуальных вопросов населения предусмотрены меры по повышению обратной связи между обществом и государством. Так, предлагается наделение граждан и депутатов маслихата правом составления петиций по вопросам местного значения и развития региона в целом.
В прошлом году в пилотном режиме в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и во всех областных центрах успешно внедрен инструмент «Бюджет народного участия», который предполагает расширенное участие граждан в бюджетном процессе. Реализован 81 проект по благоустройству дворов и спортивных площадок на сумму 2,3 млрд тенге. Учитывая положительные результаты пилотного проекта, предусматривается 10-кратное увеличение объема финансирования проектов в рамках «Бюджета народного участия».
Вместе с тем в целях усиления контроля над процессом утверждения местных бюджетов предусматривается внедрение общественных экспертиз, включая применение онлайн-опросов по расходам на инфраструктурные и социальные инициативы. Данные меры позволят учитывать реальные потребности населения и повысить уровень доверия граждан к органам исполнительной власти на местах.
На сегодня большое количество объектов инфраструктуры в стране, то есть дороги, сети водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, не поставлены на баланс местных исполнительных органов надлежащим образом.
Это приводит к тому, что акиматы не всегда могут оперативно проводить текущие и капитальные ремонты данных объектов. В свою очередь это прямо влияет на социальное самочувствие граждан. Для решения этих вопросов на местном уровне проектом Концепции предусмотрены меры, направленные на повышение рационального распределения расходов местного бюджета и эффективное использование объектов коммунальной собственности.
Первое. Инвентаризация и постановка на учет незарегистрированных объектов коммунальной собственности в упрощенном порядке (в т.ч. бесхозных активов).
Второе. Предоставление права акиму сельского округа совместно с органом «Кеңес» определять виды имущества, подлежащие передаче в коммунальную собственность местного самоуправления.
Третье. Для снижения расходов на проектирование социальных объектов в сельских населенных пунктах будет разработана типовая проектно-сметная документация.
В целях обеспечения равного доступа граждан к государственным услугам и социальным благам предусматриваются меры по совершенствованию административно-территориального устройства страны. Так, с учетом формирующихся трендов, актуален вопрос пересмотра статуса отдельных крупных сел (с населением более 10 тысяч человек) и малых городов (с населением менее 10 тысяч человек). В этой связи будут разработаны новые стандарты административного деления на районном и сельском уровнях.
На их основе будет проведена комплексная работа по объединению и укрупнению, переподчинению населенных пунктов и изменению их статуса с учетом экономических, социальных и демографических особенностей.
Все изменения, касающиеся границ и статусов населенных пунктов, будут в обязательном порядке согласовываться с местным сообществом.
Качественная реализация озвученных мер позволит к 2025 году сформировать новую модель местного самоуправления, отвечающую вызовам времени и направленную на полноценную реализацию интересов наших граждан в соответствии с концепцией «Слышащее государство».
Арайлым РАХАТ

Колонка "Взгляд"