Профессия учителя нелегка, но вместе с тем многогранна и интересна. Педагог сам себе режиссер, сценарист, артист. На уроке нужно творить, создавать, уметь заинтересовать детей, создать мотивацию и активизировать познавательную деятельность. Ведь от того, как будет спланирован урок, зависит вся система обучения в целом.
Современный этап развития общеобразовательных школ характеризуется интенсивным использованием телекоммуникативных технологий, создающих благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях цифровизации. Одним из важнейших аспектов внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс являются разработка и использование учебно-методического обеспечения, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Этот информационный источник содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную и другую информацию, плюс видео, фото, направленные на реализацию целей и задач образования. Он может быть представлен на CD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.
Система образования испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах. На практике они позволили бы организовать разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний, объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности учащихся, а также уровень их знаний, умений, навыков, подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями стандарта.
Значительный вклад в развитие творческих умений у учащегося вносит правильно организованный процесс формирования действий моделирования. Цифровые ресурсы могут моделировать какой-либо процесс или последовательность событий. Это позволяет ученику делать самостоятельные выводы по поводу фактов, оказывающих влияние на протекание процессов или событий.
Вот уже несколько лет научно-методическая деятельность педколлектива СШ № 15 направлена на улучшение качества и доступности образования за счет внедрения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации процесса. На начальном этапе подготовки ЦОР по предмету «Русский язык и литература» был проведен анализ имеющихся электронных образовательных ресурсов (в том числе в интернете), оценка их качества и возможности использования в преподавании и обучении. Необходимо обратить внимание на тот факт, что сегодня существует не очень большое количество электронных образовательных ресурсов по данному предмету. Практически нет платформ, объединяющих функции электронных мультимедийных книг и практикумов и концептуально ориентированных на самостоятельную работу обучающихся.
Благодаря использованию ЦОР можно в значительной мере повысить интерес к предмету, разнообразить работу на уроке, облегчить восприятие материала и закрепить пройденное, а также снять негативное отношение к обучению. Все это в целом приводит к активизации познавательной деятельности детей и повышению успеваемости.
Имеющиеся цифровые образовательные ресурсы мы используем в различных вариациях: фрагментально при изучении нового материала, закрепления, опроса, самостоятельного изучения, в виде таблиц, для создания слайдов и т.д. Неоценимую помощь в подготовке к контрольным работам оказывают электронные пособия «Подготовка к ЕНТ», учащиеся с удовольствием ими пользуются. Средства информационных технологий, включенные в состав учебно-методических комплексов и ЦОР, позволяют на каждом этапе изучения предмета диагностировать состояние достижений учащихся и корректировать их деятельность:
— определять уровень начальной подготовки;
— отслеживать достижения с помощью вопросов и заданий для самоконтроля, тестов, творческих работ;
— корректировать процесс обучения на основе текущих результатов, формировать методические рекомендации к дальнейшему изучению дисциплины.
Учитель должен отвечать за развитие каждого ученика, стремиться установить с ним дружеские отношения. Только доброжелательно и терпеливо относящийся к детям преподаватель, любящий и знающий свой предмет, сможет успешно решить проблемы слабоуспевающих, помочь им разобраться в предмете и в самих себе. В то же время нельзя упускать из виду увлеченных предметом, следует укрепить эту заинтересованность, создать на уроке рабочий микроклимат, используя разнообразные приемы, которые позволят всем обучающимся достичь положительных результатов.
Жамиля МУСАЕВА,
учитель русского языка и литературы СШ № 15 имени И. Есенберлина