Танец имеет многовековую историю и являет собой эстетическое восприятие мира. Искусство танца языком движения передает мысли и переживания людей.
Историю возникновения танца на территории нынешнего Казахстана можно увидеть в Орхон-Енисейских наскальных рисунках, в памятниках Култегин, проследить в рассказах путешественников и исследователей ХVIII-XIX веков, побывавших на землях казахов. В советскую эпоху возрождением искусства танца занималась Шара Жиенкулова, позже в балетном жанре — Рамазан Бапов и Болат Аюханов. Были и времена застоя в этом виде искусства, однако сегодня техника исполнения национального танца взлетела на несравненную высоту.
С эпохой обретения независимости наше духовное богатство пережило время возрождения культуры. Проводится большая работа, исследуются народные легенды, приумножаются духовные ценности. В этом плане искусство является основным способом модернизации национального духа, к которому призывает Глава государства.
Известно, что любое искусство воспитывает дисциплину и укрепляет в человеке дух, способствуя всестороннему, гармоничному развитию. Танец, ко всему прочему, прививает красоту, стать, пластичность. Хотела бы поделиться своими мыслями о танце, почерпанными из долголетнего педагогического опыта.
В школе все дети любят урок физкультуры, на котором они отдыхают от теорем и правил. Видя, как школьники с радостью спешат в спортзал, я иногда завидую учителям физкультуры. Потому что давно мечтаю, чтобы уроки танцев тоже были включены в расписание уроков общеобразовательных школ. Может быть, дети также полюбят и уроки танцев? Ведь каждый предмет обогащает ребенка по-своему.
Проходишь по коридору школы, смотришь на то, как дети выходят к доске отвечать, и видишь, какая у них плохая осанка, как неправильно некоторые двигаются. Даже если у человека красивая внешность и хороший вкус, но нескладная осанка, это сразу бросается в глаза. Страдают этим не только подростки, но и молодежь. Сейчас мало девушек, не одевающих брюки, но когда видишь девушку в брюках с полусогнутыми ногами, впечатление о ней сразу меняется. Многие не владеют своим телом, не знают, как держать осанку. Конечно, красоту всегда можно заметить, но если к красивой внешности добавить красивую осанку и походку, сколько было бы прелести! Даже не зная такого человека, хочется любоваться его гармоничным сложением.
Я всегда наблюдаю за своими воспитанниками и радуюсь, когда они показывают мастерство на сцене, в репетиционном зале или хотя бы отличаются от других походкой, осанкой, внешним видом. Не каждый из моих учеников выйдет на большую сцену, но каждый на всю жизнь запомнит наши уроки. С этим видом искусства дети обычно знакомятся на танцевальных кружках, куда родители приводят тех, кто имеет определенные способности. Большинство людей на танцы смотрят, как на развлечение. Умение воспринимать красоту танца зависит от мировоззрения человека. Недостаточно просто любоваться красивыми движениями и слаженными действиями, надо уметь распознавать за ними заложенные автором мысли и настроение.
Некоторые дети, придя на танцевальный кружок, сильно меняются в плане умения держать себя, походки, осанки и психологического настроя. Бывает, что приходят ради развлечения, хотят быстро все освоить, проявляют неперпение. Но со временем втягиваются в ритм и начинают меняться как внешне, так и внутренне. Танец дает им ощущение мелодии движения, помогает раскрыть потенциал, умение ценить и распознавать прекрасное.
Одна из моих учениц в танце «Қырмызы қыз» сумела показать озорство и нежность степной девушки, свежесть дыхания ветра и гордость, подобную горным вершинам. Увидев такие успехи воспитанников, еще больше вдохновляешься и ищешь новые пути в своем творчестве. Сбитые и сильные девочки со смелым взглядом тоже хотят танцевать, я бы использовала их в танце «Жұмыр қылыш», который показывает героизм степных воинов, их боевые игры. Сразу перед глазами пробегают картины мирной жизни и неспокойные времена Великой степи. Искусство танца казахского народа предлагает не совсем легкие, а порой и трудно воспроизводимые движения, обороты. Мужество, решительность, мысли, чаяния передаются пластикой и изгибами. Можно много говорить о гармонии между танцем и танцором. Наше духовное национальное богатство сумели показать девушки-танцовщицы. И если мы хотим подрастающее поколение сделать патриотами своей страны, уверенными в себе людьми, надо не забывать о культуре телосложения и становлении гармонично развитой личности, которые дают в том числе уроки танца.
Сегодня перед нашим обществом стоит задача духовно богатого поколения, придерживающегося здорового образа жизни. Искусство танца поможет личности развиваться духовно и психологически. Пришло время обратить внимание на культуру телосложения, умение правильно двигаться и держать себя. Потому как искусство танца не должно оставаться только эстетическим зрелищем, в танце отражается наша история, наши национальные традиции и обычаи.