Выездное заседание учебно-методического объединения, созданного при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, состоялось в АРГУ имени К. Жубанова. Рассмотрены вопросы подготовки кадров для малокомплектных школ, дуального и инклюзивного образования.
В заседании приняли участие представители МОН РК, руководители высших учебных заведений Казахстана, представители областного управления образования, Назарбаев Интеллектуальной школы, заведующие специализированными учебными заведениями области. Ректор АРГУ Бауржан Ердембеков произнес приветственное слово, пожелал коллегам плодотворной работы, рассказал о достижениях вуза. По теме «Современные тенденции подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования» выступили ректор КазНПУ имени Абая, председатель учебно-методического объединения — групп управления проектами в области образования «Педагогические науки» Такир Балыкбаев, директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адилет Тойбаев и другие.
В этот же день состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования». Директор ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК, профессор КазНПУ имени Абая Зульфия Мовкебаева отметила, что по поручению профильного министерства совместно с Назарбаев Университетом разработаны индикативные показатели готовности вузов страны к внедрению инклюзивного обучения.
— Индикаторы состоят из пяти блоков, включающих в себя, кроме доступной безбарьерной среды, кадровую, учебно-методическую обеспеченность. Организованы курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава для работы со студентами, имеющими различные нарушения в развитии, — пояснила она.
Всего в Казахстане 130 вузов, в них обучаются более 1 400 студентов с инвалидностью. Эта цифра не точная, так как студенты имеют право учиться, не заявляя о своей инвалидности. По словам Зульфии Мовкебаевой, чаще всего безбарьерная среда подразумевает только возведение пандусов. Не учитываются потребности студентов, имеющих нарушения речи, слуха, зрения.
— Проведя статистический учет, выявили, что большая часть студентов с особыми образовательными потребностями имеют заболевания внутренних и других органов, и лишь небольшая часть входит в группу маломобильных, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в пандусах, лифтах. Мы упускаем из виду создание условий для остальных молодых ребят с инвалидностью, — отметила директор центра.
В АРГУ имени К. Жубанова обучается чуть более 40 студентов с особыми потребностями. Как подчеркнула декан факультета педагогики Жанна Жусупова, для них созданы все условия.
— В рамках конференции мы презентуем кабинет инклюзивного образования. В нем продуманы зоны отдыха, творчества, есть уголок для работы за компьютером. В любое время студент, имеющий инвалидность, может прийти сюда, отдохнуть и позаниматься, — добавила она.
Конференция рассчитана на два дня, в ее рамках в университете, областном театре имени Т. Ахтанова и детском развивающем центре «Зерек» пройдут мастер-классы, воркшопы. По итогам мероприятия будут разработаны рекомендации по внед-
рению инклюзивного образования в вузах страны.
Гульсым НАЗАРБАЕВА