
— Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович!
Уважаемые коллеги и приглашенные!
В проекте Закона «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы» увеличение доходов бюджета 2016 года ожидается в целом на 842 миллиарда тенге.
В этой связи сокращение гарантированного трансферта из Нацфонда на 400 миллиардов тенге и увеличение расходной части республиканского бюджета на 380 миллиардов тенге является показателем оживления устойчивого роста экономики, экономической стабильности и растущего уровня народного благосостояния.
Рост экспорта товаров отечественного производства, а также налога на добавленную стоимость и других налогов подтверждают, что наша страна не только успешно преодолевает давление мирового кризиса, но и повышает свою конкурентоспособность на мировом рынке.
Это также создает новые возможности для реализации Плана нации «100 конкретных шагов», государственных программ «Нұрлы жол», индустриально-инновационного развития и других. Тем самым создаются возможности для выхода на новый уровень развития экономики и социальной сферы.
Но вместе с тем исполнительные органы поставлены перед необходимостью в кратчайшие сроки освоить эти дополнительные бюджетные средства. И хотя Министерство финансов заверяет, что они будут использованы по назначению, существуют большие сомнения по их качественному освоению.
Фактически до конца года остается меньше одного квартала, а проведение конкурсных процедур по госзакупкам сокращает эти сроки еще наполовину. То есть на освоение этих средств остается всего месяц-полтора. Да еще и в зимний период…
Конечно, министерства, местные исполнительные и представительные органы примут все меры, чтобы использовать выделенные средства. Но в этой спешке снова создаются благоприятные возможности для приписок, хищения, присвоения средств. Как мы видим, многочисленные корректировки бюджета, особенно в конце года, создают постоянные риски для центральных и, в частности, для местных исполнительных органов.
Можно ли их обойти? Думаю, что можно. Но для этого необходим объективный и точный прогноз социально-экономического развития.
Очевидно, что все это говорит о неэффективном социально-экономическом прогнозировании, что снижает уровень финансовой дисциплины и управления экономикой. Скажу прямо, данный вопрос с каждым годом не улучшается, а ухудшается. Министерству национальной экономики необходимо разобраться, оценить компетентность своих подразделений и высокооплачиваемых (из того же государственного бюджета) специалистов и сделать из этого надлежащие выводы.
На несовершенство межбюджетных отношений вновь обратил внимание Глава государства при определении новых задач для нового Правительства 9 сентября текущего года.
Приведу его слова: «… За последние десять лет существенно расширились объемы и сферы финансирования за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета. В 2016 году они составили уже 36 процентов от всех поступлений местных бюджетов. Необходимо перестать финансировать проекты местного значения за счет республиканского бюджета. Этот вопрос должен решаться самостоятельно акиматами. Правительству поручено разработать и внести согласованные предложения по совершенствованию межбюджетных отношений».
Сказано конкретно и ясно.
Позволю себе напомнить, что прошло уже несколько лет с тех пор, как более 150 важных функций центральных органов власти были переданы в местные исполнительные органы. Получается, что обязанности местным исполнительным органам дали, а права в бюджетно-финансовых вопросах, как всегда, забыли. Теперь Глава государства вновь вынужден призвать Правительство возвратиться все к тем же проблемам.
Решение всех вопросов социально-экономического развития регионов предопределено реалиями бюджета.
В подтверждение могу сказать, что в начале 1990-х годов, на заре Независимости, 30 процентов от НДС оставалось в регионах. Это позволяло им успешно финансировать решение своих социально-экономических проблем, конечно, с учетом возможностей того времени.
Почему бы сегодня не вернуться к этой оправдавшей себя схеме, тем более в условиях провозглашенного курса на развитие самостоятельности и ответственности регионов и местных исполнительных органов.
Уверен, сегодня все регионы при правильной раскладке межбюджетных отношений могут финансировать проекты местного значения самостоятельно. Это позволит значительно сократить финансовые нарушения и коррупционные проявления, связанные с распределением и перераспределением бюджетных средств.
С учетом сказанного в целом поддерживаю данный законопроект.
Благодарю за внимание!
(Выступление на заседании Сената по вопросу «О проекте Закона РК «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы». 06.10.2016 г.)