Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Успех ученика – признание труда учителя

Будущий год объявлен Президентом страны Годом рабочих профессий. проблема нехватки кадров становится очевиднее. Поэтому профессиональная ориентированность года как нельзя кстати.

«Если каждый гражданин будет следовать идеалам концепции «Адал азамат», мы построим справедливое общество. «Ответственный человек – Честный труд – Заслуженный успех» – это неотделимые друг от друга понятия, имеющие ключевое значение для построения прогрессивного государства.
Вопрос воспитания детей и молодежи в духе всех прогрессивных ценностей требует особого внимания. Вы знаете, что в течение последних пяти лет мы много говорили о тех или иных ценностях. И это были не рассуждения на эфемерные высокие темы, а четкая проекция для комплексной работы в идеологической сфере».
Из выступления Главы государства Касым-Жомарта Токаева
на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» 15 марта 2024 года

Женискул МУХАМБЕТПАИЗОВА,
директор Актюбинского высшего политехнического колледжа

Актюбинский высший политехнический колледж, являясь флагманом профессионального образования области, полностью поддерживает инициативу Главы государства. В нашем коллективе работает ветеран образования, один из самых опытных педагогов, отдавший подготовке специалистов почти 40 лет, мастер производственного обучения Владимир Смелевский.

Возвращение в альма-матер

Владимир Николаевич переступил порог современного Актюбинского высшего политехнического колледжа в далеком 1980 году: 18-летним парнишкой он был зачислен в индустриально-педагогический техникум. Не проучился и года, как призвали в ряды Советской Армии. Отслужив, вернулся в родные стены техникума завершать обучение. Заветный диплом Владимиру вручили в 1985 году, в графе «специальность» было написано: «техник-механик, мастер производственного обучения».
За отличную учебу и высокую ответственность, дисциплину на службе только что выпустившегося молодого специалиста приняли в штат этого же учебного заведения. Так начались первые шаги Владимира Смелевского на педагогическом поприще.

На практику – в Нижний Новгород

Первый набор студентов ничуть не испугал Владимира Николаевича. Армия сделала свое дело: 22-летний, но уже закаленный мастер ПО, уверенно справлялся с тридцатью учащимися группы.
– По тем временам набор первокурсников был неплохим. Открывали по пять-шесть групп с численностью тридцать человек. Сложностей не было, – вспоминает Владимир Николаевич. – После армии работать с парнями было не так трудно, рядом всегда были опытные наставники.
Начинающий мастер преподавал по профилю «механизация сельского хозяйства». Обучал вождению на автомобилях и тракторах, проводил в учебных кабинетах занятия по ремонту и техобслуживанию сельхозтехники. Во время практики молодой преподаватель выезжал со студентами в колхозы: ребята помогали убирать урожай. А на четвертом курсе они побывали в Нижнем Новгороде. Процесс сбора уже раритетного ГАЗ-53 актюбинские парнишки смогли увидеть воочию. Такая практика была важна для студентов. Ее значение оценивали и сами учащиеся техникума.
– Завод выпускал детали на ГАЗ-52 и –53. Редко, но все же случалось, что попадали на сбор «Волги». Многие мои ребята до этого помогали папам в ремонте автотехники, поэтому на заводе внимательно изучали, какая деталь и куда крепится. Запчасти на эти автомобили у нас были дефицитом. А там они в буквальном смысле слова валялись под ногами. Некоторые парни уже разбирались в ремонте, они знали, какие запчасти требуются отцу для ремонта техники. С разрешения забирали домой детали с изъяном или покупали по дешевке за воротами у несунов. Другая была молодежь, более хозяйственная, чем сейчас, – сетует Владимир Николаевич.
Остывший интерес к учебе у современного поколения мастер производственного обучения с 40-летним стажем видит в чрезмерном увлечении интернет-пространством. Молодежь, уделяя время развлекательному контенту, теряет драгоценное время в пользу ненужной информации.
– Если раньше из тридцати студентов десять точно осваивали профессию, потому что изучали, интересовались, спрашивали и смотрели, то сейчас эта цифра равна двум. Два человека из группы действительно заинтересованы в новых знаниях, остальные мало проявляют к ним интерес.

Педагог или механик?

Деятельность Владимира Николаевича менялась. Небольшой промежуток времени он работал в качестве механика. И то, и это направления профессии ему знакомы, но значимее – работа с учащимися.
– Мастером быть мне важнее. Здесь я все-таки, чему-то учил, передавал знания. Одним словом, был полезен большому кругу людей. Работая механиком, основное время уделяешь собственному развитию, – отмечает ветеран образования.

О перспективах молодых

Современность с ее инновациями дает отличную возможность для развития и роста человека. Цифровые технологии покоряют мир с огромной скоростью. Цифровизация охватила абсолютно все сферы жизнедеятельности людей. Коснулась она и автопромышленности.
– Многие выпускники техникума ушли работать по профилю, кто-то смог открыть собственную станцию техобслуживания, кто-то – сервис по электрике. Сегодня такие профессии, как автоэлектрик, диагност, очень востребованы. Пусть ребята пробуют себя везде. Будущее нации – в руках молодежи. Я охотно верю, что молодое поколение правильно использует современные технологии. Возможности огромны, их надо реализовывать, – резюмирует нашу беседу Владимир Смелевский.

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"