Съемки документального фильма о 312-й стрелковой дивизии идут полным ходом, а занимается ими известный казахстанский режиссер-документалист Николай Раисов из студии NIK PRODUCTION при Государственном центре поддержки национального кино.
[box type=»shadow» ]Николай Раисов — личный кинооператор Президента РК в 1993-2002 годах, заслуженный деятель искусств РК, член Союза кинематографистов СССР, член Союза кинематографистов РК, член Международной конфедерации кинематографистов, лауреат международных кинофестивалей, имеет награды за лучшую кинооператорскую работу. Выпускник КазГУ имени С. Кирова и ВГИК, в СССР числился одним из лучших кинооператоров. На Казахфильме работал с фронтовыми операторами Иваном Чикноверовым и Яковом Смирновым. Последний был единственным кинооператором, оказавшимся рядом с Жуковым в момент подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии фельдмаршалом Кейтелем.
Николаем Раисовым снято 180 фильмов.[/box]
Один из цикла
Две недели назад при поддержке актюбинских поисковиков и ОФ «Боевое братство» Николай Кабкенович снимал часть картины в нашем городе. Съемки проходили в СШ № 2 (35 лет здесь работает музей Боевой славы) и месте слияния Каргалы с Илеком, где летом 1941-го дислоцировался учебный полигон. В Актобе режиссер приехал из Атырауской области: там отснят блок фильма о жизни казахской глубинки, отдавшей Победе сотни сыновей. Из Казахстана путь автора лежал в Калужскую область, места боев дивизии.
— Кино называется «Горящий октябрь 41-го», — рассказал Николай Раисов. — Фильм, посвященный актюбинцам, станет частью цикла «Битва за Москву». Главный герой ленты — 312-я стрелковая дивизия, хотя столицу СССР защищали и
316-я алматинская (Панфиловская), и 238-я семипалатинская, стоявшая на Тульском направлении.
До некоторых пор официально признавалось, что Москву защищали курсанты двух военных училищ Подольска — пехотного и артиллерийского. На этот счет у Николая Раисова есть собственное мнение:
— Когда я стал читать архивные документы, то выяснил, что в одном училище курсантов было 3,5 тысячи, в другом — меньше. Извините, в актюбинской дивизии бойцов насчитывалось 11 437. По последним данным МО РФ, опубликованным в книге Галины Грин и Владимира Чернова, количество курсантов подольских училищ — 1 128 человек. Безусловно, я не пытаюсь умалить героизма кого-либо из защитников, но сможет ли тысяча с небольшим юношей противостоять вооруженным до зубов фашистам? К слову о курсантах. Да, пехотинцев собирали в лесах, приводили в чувства, они снова шли на врага, но артиллеристы не могли бросить орудия, и основная их масса осталась в своих дотах… Естественно, противник первым делом бил по орудиям, а значит, расчет погибал весь.
Показать все
Героями новой документальной ленты стали жители Атырауской, Актюбинской, Калужской областей.
— В бывший Испульский район бывшей Гурьевской области я ездил, чтобы отснять родственников Елемеса Кусалиева, пропавшего без вести под Детчино, — рассказывает о творческом процессе Николай Раисов. — В моей работе важна эмоциональная составляющая, и очень хотелось показать, как жили в тылу семьи солдат: до измождения трудились для фронта, голодали, горевали, получив извещение, ждали всю жизнь — эти чувства звучат в монологах. Близкие многих без вести пропавших до сих пор ищут хоть крохи сведений о бойцах. Кстати, мой дед по матери Николай Глинов был одним из бойцов 312-й, и ему повезло уцелеть.
На Калужскую область, места боев актюбинской дивизии, защищавшей позиции 37-й линии обороны Москвы, пришелся главный объем съемочного процесса. Одним из героев фильма стала журналист из Малоярославца Татьяна Циглер, лауреат литературной премии Калужской области имени Л. Леонова и губернаторской премии имени И. Фомина за серию материалов о художнице Елизавете Чернявской (одну из статей «АВ» опубликовал 12.11.2020 года).
— О том, что буду в кадре, узнала в день съемок. Они проходили в Детчинском ДК, — рассказала Татьяна Павловна. — Четкая организация, профессиональное и вдумчивое ведение диалога Николаем Кабкеновичем вызвали доверие, волнение улеглось. Вопрос «Была ли готова художница Чернявская ко встрече с таким героем, как генерал-майор Наумов?» показался очень интересным. Да, Елизавета Чернявская, ученица Павла Корина, автора портрета маршала Жукова, триптиха «Александр Невский», усвоила наставление находить героическое в настоящем и прошлом и передавать на холсте величие духа героя. В портрете командира 312-й это удалось: взгляд героя направлен внутрь себя, художница передала глубину его внутренней энергии. Да, Наумов пребывал в раздумьях, так как в те годы работал над мемуарами.
После вопроса Николая Раисова «Когда впервые увидели портрет Наумова кисти Чернявской?» Татьяна Циглер вспомнила посещение картинной галереи в 1983 году и впечатление от портрета — это простимулировало узнать, кто он и чем славен.
Рассказывая о клубе «Красная гвоздика» села Детчино, собеседница отметила, с какой самоотдачей его члены, а это не один десяток самоотверженных людей во главе с командиром, заслуженным деятелем культуры Калужской области Александром Кусковым, относятся к истории, краеведению и сохранению памяти о 312-й дивизии:
— Мемориальные мероприятия, субботники по охране и уходу за памятниками проводятся систематически как в Детчино, так и в соседних деревнях. Все ухожено, поисковые работы, требующие мужества и терпения, продолжаются. Деятельность клуба широко освещается на страничке ДК в соцсетях, в районной и городской печати. У клуба большое будущее.
Работа по созданию кинообраза
«Горящий октябрь 41-го» снимается с октября 2019 года, форсированию процесса помешала пандемия.
— Мы прошли питчинги, защитили сценарный и финансовый проекты, — рассказывает Николай Раисов. — Кинооператором выступает выпускник КазНАИ имени Жургенова Нурсат Акимхан. Это не первая наша совместная работа. В Алматы сняли «Бессмертный полк», эпизоды которого вошли в предыдущий фильм цикла «Битва за Москву». Еще у меня есть проект «Я люблю тебя, жизнь» — о нашем времени и современниках. К сожалению, киноиндустрия сегодня в состоянии, когда многое упущено и требует восстановления. Документальное кино — лента, консервирующая время. Возьмем для примера кадры боев, а ведь операторы гибли наравне с солдатами, снимая в назидание миру ужасы войны. 253 фронтовых кинооператора со всего Советского Союза оставили колоссальный
видеоархив Второй мировой войны — жестокости, смерти и героизма нашего народа. А сколько снимали тыл!.. Это уникальная кинохроника.
Николай Кабкенович видит задачу сегодняшнего документального кино не только мемориальной (запечатлеть!), но и показательной:
— Есть достижения в регионе, значит, о них должны знать все и перенимать опыт. Задача документального кино и стимулирующая: рассказывать о людях труда, создающих материальные и нематериальные ценности сего дня. А исполнительная власть должна поддерживать инициативы документалистов. Пару десятков лет назад было 8 корпунктов в разных городах: 8 операторов снимали все, что происходит в регионах. Это была работа летописца, и ее нужно возобновить. Что толку, когда журналист говорит, как тяжело врачу? Вы снимайте его в течение суток и покажите тяготы! А параллельно покажите семью, которая не видит мать или отца по нескольку дней.
Разница документального кино сегодняшнего и старого в том, считает гость Актобе, что в прежние годы были профессионалы, понимающие важность своей миссии, иначе бы мы не знали новейшей истории так глубоко, как она представлена кинохроникой.
Презентация документальной ленты «Горящий октябрь 41-го» запланирована на март 2021 года.
— Обычно это происходит в родной студии, но если актюбинцы пригласят провести презентацию в их городе, я с радостью нарушу традицию, — говорит режиссер фильма.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Р. S. В преддверии 80-летия 312-й стрелковой дивизии и битвы за Москву актюбинские поисковики просят читателей помочь с восстановлением списка дивизии. Всех, кто располагает сведениями о ее бойцах, могут звонить по телефонам: 8-701-656-07-08 (WhatsApp), 8-778-713-41-70.