Межведомственная рабочая группа по вопросам оказания государственных услуг при областном департаменте по делам государственной службы и противодействию коррупции заслушала отчеты трех управлений и утвердила план работы на второе полугодие.
Очередное заседание рабочей группы продолжило ранее взятое направление на совершенствование и повышение качества оказания государственных услуг населению с акцентом на обеспечение их максимальной доступности, прозрачности и своевременности.
— В первом полугодии всем госорганам были даны рекомендации увеличить долю госуслуг, оказываемых в электронном виде, в том числе за счет тех, что не включены в реестр, а также провести реинжиниринг бизнес-процессов. Все это — веление сегодняшнего дня. В соответствии с положением о рабочей межведомственной группе ее рекомендации, как правило, подлежат обязательному исполнению, — сразу задал нужный тон мероприятию руководитель департамента Кайыржан Токушев.
Госуслуги под контролем
Первым был заслушан руководитель областного управления ветеринарии Кенес Канатбаев.
— Мы оказываем две государственные услуги. Полностью в электронный формат переведена выдача лицензий на деятельность в сфере ветеринарии. С начала года по этой линии оказана одна услуга, — проинформировал он участников заседания.
Вторая услуга заключается в присвоении учетных номеров объектам производства, выращивающим животных, осуществляющим заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, а также организациям по производству, хранению и реализации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок. Эта услуга частично автоматизирована и предоставляется на портале ЕАСУ, а также в бумажном варианте. С начала года оказано 36 услуг.
Управление для пропаганды своей деятельности и разъяснения с начала года провело два семинара, заявило о себе в соцсетях, сотрудничает со СМИ. В каждом районе открываются отделы ветеринарии. Материальная сторона службы на местах укрепляется, но актуальным остается вопрос с кадрами. Именно поэтому не в каждом сельском округе есть лицензированный специалист. Еще одной нерешенной проблемой остается то, что заявления пока еще принимаются на бумаге. Актуальный вопрос решается в масштабах страны.
Общие показатели области вниз тянет отставание в сфере здравоохранения. Детальное изучение ситуации выявило, что в нашей области нужно внедрять современные методы такой услуги населению, как запись к врачу. До последнего времени человек сначала заранее явочно записывается в регистратуре, а затем уже попадает на прием к врачу, электронные возможности остались в стороне.
Как объяснила руководитель отдела координации лечебно-профилактической работы областного управления здравоохранения Асия Тржанова, после того, как на апрельском заседании управление попало под резкую критику, была создана специальная комиссия для устранения выявленных недостатков. Состоялись выезды в подведомственные организации, совместно с сотрудниками государственной корпорации «Правительство для граждан» проведены трехдневные обучающие семинары для медицинских работников. Есть план по оснащению компьютерами всех лечебных организаций.
— В регистратурах поликлиник выделены специалисты для разъяснения посетителям, как можно пользоваться государственными услугами. В итоге по сравнению с прошлым годом постепенно улучшается качество услуг, оказываемых в электронном виде. Особенно по показателю «амбулаторная поликлиническая помощь». Для сравнения, за шесть месяцев 2016 года зафиксировано 22 вызова врача на дом, за тот же период этого года — 6 950, — сообщила Тржанова.
Запись на прием к врачу соответственно составила 12 и 75 652, прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, — 1 396 и 2 085.
Из 12 государственных услуг, оказываемых управлением здравоохранения, 8 полностью автоматизированы и оказываются по принципу одного окна. Такая услуга, как «регистрация согласия или отзыва согласия на прижизненное добровольное пожертвование тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) после смерти в целях трансплантации» является государственной, но для рассмотрения заявления в стационаром порядке не разработана база данных, в этой связи направлено письмо в Министерство здравоохранения РК.
Члены рабочей комиссии не обошли вниманием и тему обязательного социального медицинского страхования.
— Мы сейчас активно информируем жителей области о необходимости определения статуса, для того чтобы стало ясно, кто будет оплачивать лечение — сам гражданин, государство или работодатель. В ходе выездов в отдаленные села выясняем, что многие предприниматели не зарегистрированы как ИП, из-за чего у них со временем могут возникнуть проблемы. У нас выделены 15 спикеров, которые выезжают именно в самые отдаленные районы. Проводим широкомасштабную разъяснительную работу, — поделилась в ответ представитель облуправления.
В ходе обсуждения стало известно, что прорабатывается возможность оформления электронной цифровой подписи в регистратурах, но реализация хорошей идеи застопорилась из-за неудачных попыток установки сервера.
Третьим отчитался руководитель областного управления государственного архитектурно-строительного контроля Бердияр Примбетов.
— Мы оказываем шесть государственных услуг. Все процедуры, связанные с подготовкой документов и выдачей лицензий, выполняются через корпорацию «Правительство для граждан». Между лицензиатом и сотрудниками госоргана исключен прямой контакт, чтобы исключить коррупционные риски, — заметил он.
Рекомендация почти как приказ
В первом полугодии оказано 2 453 219 государственных услуг, большая часть — местными исполнительными органами. Об этом сообщил руководитель управления государственных услуг департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Илья Пак, подводя итоги проведенных контрольных мероприятий за шесть месяцев.
Всего в отчетный период проведено 18 проверок, из них 8 выборочных и 10 внеплановых. Выявлено 888 нарушений, в списке лидирует истребование излишних документов — 835 фактов. Далее 17 нарушений бизнес-процессов, 13 необоснованных отказов, 10 оказаний госуслуги при неполном пакете документов, 8 просроченных оказаний госуслуги и т.д. По итогам выявленных нарушений выработано 45 рекомендаций, большинство в отношении тех, кто подчиняется центральным госорганам. К различным видам дисциплинарной ответственности привлечено 14 человек, один из них предупрежден о неполном служебном соответствии.
При анализе информации, предоставляемой услугодателями еже-квартально в рамках внутреннего государственного контроля, выявлены такие нарушения, как предоставление недостоверной информации с нарушением срока, нарушение сроков проведения контрольных мероприятий согласно утвержденному годовому плану.
По результатам мониторинга отчетов департаментом даны соответствующие рекомендации для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
В управлении образования за неисполнение годового плана проведения контрольных мероприятий два человека получили замечания. За предоставление недостоверных данных по оказанным госуслугам по выговору получили сотрудник управления финансов, департамента индустриального развития и промышленной безопасности, а также областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
На последнем заседании межведомственной рабочей группы были даны рекомендации всем услугодателям области обеспечить ежеквартальное увеличение доли оказываемых госуслуг в электронном виде — не менее 5% и через госкорпорацию — не менее 10% по сравнению с предыдущим кварталом.
Регулярно проводить мероприятия по повышению квалификации работников в сфере оказания госуслуг, чтобы предотвратить недовольство со стороны услугополучателей. Проанализировать стандарты госуслуг, оказываемых только в бумажном виде, на возможность их оказания в электронном виде и через госкорпорацию.
— О принятых мерах необходимо было информировать департамент до десятого числа следующего месяца. Но на деле оказалось: ряд государственных органов проигнорировали исполнение рекомендаций министерства, — сообщил Илья Пак.
С нарушением сроков от 5 до 14 дней информацию предоставили 18 госорганов, в их числе департамент государственных доходов, департамент геологии и недропользования «Запказнедра», департамент фармации, департамент по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции и прав потребителей, аппараты акимов девяти районов и т.д.
Формально, а значит некачественно, отнеслись к исполнению протокольных поручений межведомственной рабочей группы департамент по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции и прав потребителей, департамент фармации, аппараты акима Мугалжарского, Байганинского, Иргизского, Хромтауского, Шалкарского районов. Совершенно проигнорировал областной департамент внутренних дел. Представителям всех перечисленных госорганов пришлось держать ответ перед комиссией за такое отношение к рекомендациям.
Завершилось заседание принятием плана работы на второе полугодие.
Жанат СИСЕКЕНОВА