В конце XIX — начале XX века Иргизский уезд, имевший свою богатую региональную историю, являлся одним из активных экономических регионов Казахстана.
Взгляд в прошлое
После занятия в 1845 году Уральским казачьим войском стратегического пункта на правом берегу Иргиза в урочище Ярь-Мула (Жармола) укрепление стало именоваться Уральским. Выбор местности объяснялся нахождением здесь удобного брода через Иргиз. По нему перекочевывали казахи Иргизского, Казалинского и Перовского уездов.
Укрепление Уральское наряду с Оренбургским и фортом Карабутак входило в систему военных укреплений и защищало транспорт и топографические партии, проводящие съемку в казахских степях. С 1848 года при укреплении начали создаваться русские поселения.
В 1867-1868 годах Российской империей были проведены реформы, сформировавшие целостные экономические и социально-культурные регионы в Казахстане. В состав Тургайской области вошли Актюбинский, Николаевский, Тургайский и Иргизский уезды.
Центром Иргизского уезда стало укрепление Уральское, переименованное в том же году в город Иргиз и ставшие административным, культурным и экономическим центром уезда.
Ярмарка по правилам
Для расширения внутренней торговли в крае в Иргизе с 10 сентября по 10 октября 1870 года работала первая ярмарка. 12 ноября 1870 года министром внутренних дел были утверждены правила проведения ярмарок при Актюбинском и Иргизском укреплениях. Эти правила продиктованы стремлением к успешной работе ярмарочной торговли. Положения были следующими:
— для безопасности иногородних купцов и для поддержания общественного порядка на время ярмарок назначалась команда из местного гарнизона;
— за общественным порядком на ярмарках следил ярмарочный комитет. В его состав входили председатель, уездный начальник или его старший помощник и 4 члена (два почетных избираемых казаха и два выборных русских торговца, приезжающих на ярмарки). Для медицинского освидетельствования пригоняемого на ярмарку скота при комитете состоял ветеринар. В распоряжении комитета находились и несколько рассыльных казахов;
— обязанностями ярмарочных комитетов были и охрана от грабежей и воровства приезжающих на ярмарки торговцев; недопущение приезда на ярмарки людей без надлежащих документов; принятие мер предосторожности против разного рода случаев; разбор всех дел на словесном суде. В случае, когда торговцы оставались недовольны разбирательством суда, они могли согласно Временному положению об управлении просить удовлетворения в уездном суде или по народным казахским обычаям;
— приезжающие на ярмарку торговцы должны были иметь паспорта, которые предъявлялись комитету и сдавались на хранение до самого отъезда. После предоставления паспортов комитет назначал каждому торговцу место;
— пронумерованных мест на ярмарке было не более 200.
По окончании ярмарки комитет представлял статистические сведения о результатах торговли.
[box type=»info» ] КСТАТИ
Торговое место занимало три квадратных сажени (сажень – 2,13 метра). Места раздавались по жребию в день открытия ярмарки. С торгующих мануфактурными и юфтяными (сорт толстой прочной кожи) товарами за место взималось 2 рубля серебром. Торговцы мелким товаром за квадратную сажень платили по 50 копеек серебром. За оплату места комитет обязательно выдавал квитанцию с обозначением номера места. Купцам, оставшимся без торгового места, разрешалось торговать в шатрах, балаганах, телегах, кибитках, подвижных и постоянных лавках. Место, где шла торговля скотом, было в бесплатном пользовании и купцов, и приезжающих на ярмарку казахов.
Иргизу принадлежало 40 ярмарочных лавок. Сдача в аренду и их, и мест на ярмарочной площади пополняла городской бюджет. Например, в 1912 году это принесло казне 8 460 рублей 99 копеек.[/box]
Особенности торговли
В 1871 году установили правила сбора пошлин, взимаемого с основного товара ярмарки – скота. С проданного барана взималась копейка, с крупного рогатого скота — три, с лошади – пять и с верблюда – десять. Сбор взимался ярмарочным комитетом и фиксировался в шнуровой книге; торговцы получали квитанции. Сборы пополняли городскую казну.
Иргизская ярмарка развивалась слабо в силу своей кратковременности: не надеясь успеть закупить необходимое количество скота, торговцы из других городов ехали более продолжительные ярмарки. Да и сроки поведения ярмарок не совпадали со временем кочевок казахов: осенью казахи Иргизского и соседних уездов в целях уплаты кибиточной подати вынуждены были продавать скот на других ярмарках, зачастую в Оренбурге.
В целях развития ярмарки в 1896 году депутаты и члены Иргизского ярмарочного комитета ходатайствовали перед администрацией об открытии осенней ярмарки и увеличении срока проведения до 14 дней. Так, с 6 по 20 мая в Иргизе стали работать Никольская ярмарка, названная в честь императора Николая Александровича, и Покровская (в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы) – с 25 сентября по 8 октября. Валовой торговый оборот на ярмарке после новшеств стал возрастать: в 1896 году составил 103 361 рубль 50 копеек, в 1897 году – 520 000 рублей, а в 1909-м – 797 030 рублей.
Профессор Гульнара Султангалиева в своих исследованиях отмечает: контроль за развитием торговли в Иргизе вела торговая депутация, избираемая тайным голосованием из местного купечества. Служебной обязанностью ее членов являлось «наблюдение за правильным производством торговли и промышленности».
В 1896 году в состав депутации наряду с иргизским мещанином
К. Солодовым входил татарский купец К. Шамидуллин, а в 1901 году были избраны в качестве торговых депутатов Н. Габбасов, А. Зиганшин,
Ф. Махметов. В 1902 году домовладельцы Иргиза избрали М. Мулларахметова и Н. Габассова в состав комиссии по переоценке недвижимой собственности от купеческого сословия.
Необходимо отметить роль татарских и узбекских купцов в торгово-экономической жизни Иргиза. В Иргизе постоянные лавки находились в руках татарских торговцев Абдул-Гали Хусаинова с капиталом 6 000 рублей, а также Файзуллы Махмутова, Ахмета Зиганшина и Латыфа Гайнуллина с капиталом от 1 до 3 тысяч рублей. Одним из крупных купцов в Иргизе был Кашафутдин Шагидуллин, имевший торговые пункты и складские помещения для хранения продуктов, животноводческого сырья и сушки кожи. В 1897 году он открыл в Иргизе кожевенный завод, где работали 6 наемных рабочих. В 1914 году илецкие мещане Мухамедгазиз Исмагилов и Абдул Исмаилов учредили в Иргизе товарищество-фирму «Торговый дом Мухамедгазиза Исмагилова и К» для торговли мануфактурными, галантерейными, бакалейными товарами, скотом, продуктами животноводческого хозяйства. На ярмарке в Иргизе работали семь швейных заведений и медник (татарин, приехавший из Оренбурга).
В силу невыгодности для казахов меновой развозной торговли, в ходе которой купцы диктовали высокие цены на товар, имеющий порой низкое качество, коренное население стремилось сбывать свои продукты на ярмарках. Развитие ярмарочной торговли обусловливалось выгодами прямого обмена. В целях ускорения оборотов капитала и избавления от посредников предприниматели были заинтересованы в развитии этой формы торговли.
Существование ярмарок вызывалось и недостаточностью правильных путей сообщения и кочевым образом жизни большей части населения. Развитию ярмарочной торговли способствовала растущая потребность центральных районов России в животноводческом сырье. Как пункты движения товаров и сырья из России в глубь степей ярмарки имели наибольшее значение и давали возможность населению выгодного сбыта продуктов местного производства и дешевого приобретения всего необходимого без дальних поездок.
А дальше что?
С первого десятилетия ХХ века ярмарки постепенно уступают место стационарной торговле. Вот динамика стационарной торговли в Иргизе: в 1892 году было 60 постоянных лавок, к 1909 году – 64, к 1912 году — 111. Основной покупатель — местное население.
По первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года население города достигло 1 542 человек, из них 928 мужчин и 614 женщин; русских – 583, казахов – 544, татар – 251, поляков – 20, евреев – 10, немцев – 2, других национальностей – 132.
К началу ХХ века в Иргизе имелись церковь, мечеть, лазарет, приемный покой, русско-казахское училище, женская и вечерняя школы, почтово-телеграфная контора, магазины, городская общественная библиотека и казенная библиотека при местном командовании.
Факты явно свидетельствуют о коренных изменениях уклада жизни казахов, социального и этнического состава населения края и адаптации жителей уездного города к новым экономическим процессам.