Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В каждом движении — смысл

В Актобе прошел I республиканский танцевальный конкурс «Аққу», приуроченный к 100-летию первой казахской балерины Нурсулу Тапаловой.


На языке танца

Всего коллективов-участников было 9 – из Тараза и Жамбылской области, Кызылорды, Усть-Каменогорска, Павлодара, Шымкента, Уральска, Костаная. Актобе представлял ансамбль танца «Аққу» филармонии имени Г. Жубановой.
– Статус нашего ансамбля давно требовал профессионального конкурса, и мы его планировали к 20-летию коллектива в 2020-м, но случилась пандемия, потом нужно было время, чтобы войти в привычное русло. Удачно задержались: наша идея совпала с планом областного центра народного творчества достойно отметить 100-летие Нурсулу Тапаловой, – рассказывает заслуженный деятель РК, главный балетмейстер «Аққу» Гульнара Мамбетова. – Отбор по видеозаявкам делали мы с Омаром (Омар Мамбетов – худрук «Аққу». – Прим. автора). Желающих было много, но некоторые не приехали из-за крупных региональных мероприятий.
Справедливости ради отметим, что репертуарный акцент коллективов – на казахской хореографической стилистике, но тем не менее на сцене филармонии было представлено и национальное разнообразие. Каждый вышел из зала наполненным: кому-то по душе лиричность и целомудрие казахского девичьего танца, кому-то – зажигательность гуцулов или узбеков, бытовой юмор татар, а кто-то предпочитает почти акробатические фигуры мужских партий русского танца. К слову заметим, что номера актюбинского коллектива, поставленные в этностилистике, выделялись как сложностью фигур, так и смысловыми возможностями танца вообще. На этом конкурсе фраза «на языке танца» была донесена до зрителя как нельзя лучше.


Благодарность от гостей

Конкурс в Актобе стал первым профессиональным для ансамбля «Шернияз» из Павлодара. Рассказывает его худрук Нурлан Беков:
– Нам 5 лет, в филармонии мы тоже самый молодой коллектив. Название выбрано из уважения к выдающейся личности, искреннему патриоту Шерниязу Жарылгасулы, уроженцу Уилского района, как и Нурсулу Тапалова.
Работая изначально в Доме дружбы, исполняли в основном танцы народов мира, сейчас акцент – на родной хореографии. Гастролируя в Европе, видели, как хорошо принимает публика именно казахский танец. Развитие обычно наблюдается при господдержке, мы благодарны за нее. Я два года танцевал в ансамбле забайкальских казаков и знаю, о чем говорю. Спасибо актюбинцам за организацию форума, мы в восторге и от города!


Когорта

Уроженка Уилского района Нурсулу Тапалова входит в хореографическую антологию Казахстана.
– Как и Шара Жиенкулова, Александр Селезнев, Заурбек Райбаев, Даурен Абиров, Булат Аюханов. Чуть позже в этот ряд добавились Ганикамал Бисенова, Жанат Байдаралин, Айгуль Тати, – рассказывает худрук «Аққу», выпускник училища имени А. Селезнева Омар Мамбетов. – Все они — современники, танцевали на одной сцене, стоят у истоков казахстанской академической хореографии. Моих педагогов по Селезневскому училищу – Асию Тлеубаеву, Руслана Феоктистова, Марата Мунтина, Александра Коляденко – тоже можно включить в эту когорту.
Дочь Нурсулу Тапаловой Тоты Акходжаева, работавшая в жюри конкурса, рассказала, что хореографический талант ее 9-летней мамы разглядел Ахмет Жубанов:
– Это были гастроли оркестра имени Курмангазы в Уиле. Ахмет Куанович настоял, чтобы девочку отпустили в Алма-Ату. Понимая, что второй встречи может не быть, в документах для представления в школу при Государственном театре оперы и балета маме приписали два года. С 16 лет и до 1954 года она была прима-балериной ГАТОБ. Когда в Алма-Ату эвакуировали Большой театр, мама не только танцевала, но и подружилась с Галиной Улановой. Я росла за кулисами цирка, театра оперы и балета, на Казахфильме и других советских киностудиях, на стадионах – мама везде брала меня с собой. Отец был боксером, профессиональным художником, отсюда мне знакома и эта сфера.
Много лет исследованием творчества выдающейся землячки занимается уроженка Новороссийского района нашей области, выпускница школы имени М. Кусаинова, заслуженная артистка Казахстана, профессор Тойган Изым, чье имя на сайте Алматинского эстрадно-циркового колледжа имени Ж. Елебекова — в списке выдающихся выпускников. На нынешнем «Аққу» она возглавляла жюри
– Я не была знакома с Нурсулу Елубаевной, но мы обе представляем одну школу, – говорит Тойган Оспановна. – Да, она первой из казашек стала на пуанты, она – великая танцовщица. И характерная артистка. Кто видел ее Зарему в «Бахчисарайском фонтане», поймет, как подается характер персонажа посредством движений, пластики. В этом – суть хореографии.


С победой, земляки!

Победы первого конкурса «Аққу» распределились следующим образом. Согласно общим баллам, III место разделили коллективы «Ақкербез» из Жамбылской области, «Арна» из Уральска и «Пируэт» из Усть-Каменогорска. На II месте – «Томирис» из Кызылорды, на I – «Қаракөз» из Шымкента.
Гран-при взяли хозяева. «АВ» призывает читателей не пропускать концертов филармонии имени Г. Жубановой, так как техника исполнения, грация и пластика девушек из «Аққу» не должны оставаться без наших аплодисментов. Как и сложность постановок четы Мамбетовых.


Духовная составляющая

Именно о лексике танца доходчиво высказался один из членов жюри – деятель культуры РК, ученик выдающихся Сонмаса Бурханова и Таймураза Текоева, профессор Серали Тлеубаев (Шымкент):
– Словарная единица танца – движение. Из движений складывается композиция, тема. Я – сторонник академического направления в хореографии. Неважно, какой танец ставится. Легендарный Игорь Моисеев так обрабатывал национальный материал, что носители не распознавали его! В Казахстане сегодня две танцевальные школы: Алматинское училище имени Селезнева и Казахская национальная академия хореографии. В оба учреждения ведется жесткий отбор, а кроме физических данных, у абитуриента должен быть и музыкальный слух. Главная задача каждого моего коллеги – возрождение национальных хореографических традиций, и сегодня я заявляю о хорошем импульсе. Конкурсов в республике много, как и коллективов. А конкурсы – это развитие, обмен опытом, что особенно актуально для регионов. Что касаемо этого вида искусства в вашем регионе, то могу говорить, отталкиваясь от ансамбля «Аққу», и назову уровень очень хорошим.
Тойган Изым сегодняшняя картина тоже радует:
– Сбывается мечта Даурена Абирова: весь Казахстан танцует! Очень много детских коллективов, что есть свидетельство духовной составляющей общества, ведь дети, получающие эстетическое образование, уравновешены и глубоки.
Как я начинала свой путь? В 5 классе, будучи учащейся школы-интерната, занималась в танцевальном кружке областного ДК (он располагался, где сейчас стоит драмтеатр) у Виктора Ящука. По окончании школы год проработала в филармонии с Геннадием Дмитриевичем Шульгой и бесконечно счастлива этим опытом. Потом была эстрадно-цирковая студия в Алма-Ате, театрально-художественный институт (сейчас КазНАИ имени Жургенова). По завершении карьеры танцовщицы занялась педагогической деятельностью, написала два учебника. Осталось привести в порядок терминологию, для чего с 2018 года открыла лабораторию казахского народного танца. К работе привлечено много хореографов, вышел справочник, где собраны и систематизированы все движения (читай – тот же толковый словарь по лексике движений, как заметил Серали Тлеубаев. – Прим. автора).
Сейчас Тойган Оспановна, будучи своеобразным мостом между профессионалами первой волны и нынешними, работает в Казахской национальной академии хореографии с магистрантами, аспирантами. На фестивале «Аққу» ее аспирант из Синьцзянь-Алтайского аймака КНР, выпускник Пекинской хореографической академии Кастер Шаймуратулы давал мастер-класс по старому казахскому танцу «Аю».
Также в жюри работал режиссер-хореограф из Актау, отличник культуры РК Серик Сариев. Как и Тойган Изым, он давно занимается исследованием выдающейся предшественницы, в том числе создал 8-часовой фильм о ее жизни и творчестве.

Талантам нужна поддержка

Конкурс имени Тапаловой ОЦНТ проводит с 1997 года.
– Сначала он был областным, потом региональным, а с 2018-го — республиканский, – говорит замдиректора Центра народного творчества Гульнар Сейталина. – К 100-летию великой землячки мы готовились серьезно. Например, план фестиваля составили с областной телестудией. В него вошло и создание фильма «Би әлемінің биігі». Работали в архивах училища имени Селезнева, КазНТОБ, на Алматинском кладбище. Финансировало проект наше управление культуры, архивов и документации.
Планами ансамбля танца «Аққу» поделился и его худрук Омар Мамбетов:
– Одноименный конкурс будем проводить тоже через год, со временем его статус вырастет до международного. «Аққу» и его творчество нужно пропагандировать. В нашем репертуаре более 50 танцев народов мира, в том числе казахских – их нужно показать как можно большему количеству стран. Скажу без ложной скромности: Гран-при у нас более 10, значит, девушки действительно профессионалы. Мы выступали в десятке государств, везде собирали аншлаги и бурные аплодисменты, так чего прятать дома талант?

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Абылая Койшина

Колонка "Взгляд"