В Актобе внедряют систему «умный город», чтобы упростить жизнь жителей и сделать ее более комфортной. Для этого в горакимате разрабатывают проект «Smart City», посредством которого жители областного центра смогут контактировать со всеми коммунальными службами и акиматом. Уже сейчас одним кликом через е-приложения актюбинцы могут устроить ребенка в детсад, проконтролировать посещение детей в школе, вызвать на дом врача и многое другое. О том, какие еще технические возможности открываются перед горожанами, мы расскажем в нашей Главной теме.[divider]
Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана современные технологии дают эффективные решения проблем быстрорастущего мегаполиса и нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити» и развития компетенций людей, переселяющихся в город.
Концепция «умного города» сегодня успешно реализуется в двух мегаполисах — Астане и Алматы, а также в Караганде и Уральске.
Разработчик проекта в Актобе — руководитель отдела развития информационных технологий и информационной безопасности аппарата акима города Серик Аширбеков рассказал о том, какую пользу «Smart City» принесет населению. Проект был инициирован городским акиматом. В его основу заложена концепция развития «умного города» «Ел Айна». В рамках концепции с применением информационно-коммуникационных технологий будет совершенствоваться инфраструктура города. Проект планируется реализовать до 2020 года в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» по нескольким направлениям: безопасный город, умное жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицина и электронный акимат.
[box type=»shadow» ]Одной цифрой
130 видеокамер общественной безопасности установят в Актобе[/box]
geoportal.akt.kz
— За год была проделана масштабная работа по модернизации портала Актобе. На данном этапе портал функционирует на 80 процентов. Сейчас производится автоматизация государственных услуг, разработаны такие сервисы, как «народный контроль», «активный гражданин» и создано единое мобильное приложение города «AktobeSmartCity». Мобильное приложение позволяет физическим и юридическим лицам отправлять свои обращения в местные исполнительные органы и участвовать в опросе населения, — пояснил Серик Аширбеков.
На сервере акимата был развернут геопортал (geoportal.akt.kz), который отображает и предоставляет доступ к географической информации посредством веб-сервисов, включая информацию о Генеральном плане и проекте детальной планировки города, планируемых и проведенных конкурсах, действующих объектах предпринимательства. В широком доступе представлен аэрофотоснимок Актобе 2017 года в масштабе 1:2000.
На веб-портале собрана информация и подготовлен справочник организаций города, в который вошли около 2 000 объектов. Также опубликована информация о схемах маршрутов городского транспорта, перспективных земельных участках и аукционах.
— Продолжается работа по актуализации векторной карты города и переводу в формат ГИС (географическая информационная система) новых улиц, ведется сбор и актуализация адресной базы. Завершается сбор информации по электронным схемам инженерных сетей, — конкретизировал разработчик проекта.
Геопортал как информационный справочник можно использовать в открытом доступе. В дальнейшем через портал можно подать заявление на земельный участок с применением ключа ЭЦП.
В электронной версии сайта «Aktobe
SmartCity» можно просмотреть очередь на получение земельного участка, ознакомиться со списком должников по налогам и коммунальным платежам, получить интересующую информацию от госструктур или же отправить жалобу в конкретный орган.
Мобильная версия «AktobeSmartCity»
Мобильное приложение «AktobeSmartCity» для удобства пользователей разбили на разделы. К примеру, в разделе «Трудоустройство» можно получить информацию об имеющихся вакансиях или оставить свое резюме для потенциальных работодателей. В разделе «ЖКХ» можно отправить запрос, касающийся работы КСК или любого коммунального предприятия города, оставить заявку на установку или ремонт детской площадки, уличного освещения, сообщить об испорченном дорожном знаке.
Если ввести свой домашний адрес, можно узнать, к какой поликлинике вы прикреплены, получить информацию по участковому пункту полиции, узнать название КСК, которое обслуживает ваш дом, и даже имя депутата вашего округа.
В приложении собрана информация по медучреждениям, вузам, колледжам, школам. Заложены данные по земельным участкам, которые можно приобрести через аукцион. В перспективе заработает онлайн-касса по приобретению билетов. Пока же в доступе расписание авиарейсов, поездов и междугородных автобусов.
Также через приложение можно пожаловаться в любой контролирующий орган, управление на ущемление прав предпринимателя, при возникновении трудовых споров на работе, если столкнулись с фактом нарушения общественного порядка или ПДД. Причем к обращениям можно подкреплять фото и видео.
В «личном кабинете» можно управлять своими обращениями, первыми узнавать о новых событиях в жизни города, участвовать в различных опросах, а также получать своевременные push-сообщения.
Скачать мобильную версию приложения «AktobeSmartCity» можно через Play market.
Kundelik.kz и balabaqsha.akt.kz
В рамках «Smart City» с сентября заработал сайт для дошколят — balabaqsha.akt.kz. С его помощью можно встать в очередь в детсад, проверить наличие свободных мест и получить направление в дошкольное учреждение.
— О бумажных направлениях можно забыть. Мы полностью автоматизировали процесс выдачи направлений и постановки ребенка на учет в детсад. Зайдя на сайт balabaqsha.akt.kz, родители распечатывают направление и сами обращаются в дошкольное учреждение. Зайти на сайт можно при помощи ЭЦП, — заметил Серик Аширбеков.
В перспективе в детсадах введут и электронный табель учета посещаемости детей.
Совместно с «Казахтелекомом» завершаются работы по установке камер видеонаблюдений в детсадах и школах города. В каждой школе планируют установить по 32 камеры. В общем их будет более двух тысяч.
— Вывести все камеры на экран одновременно просто невозможно. У нас возникла проблема — у ДВД нет доступа к данным по видеозаписи. По этому вопросу сейчас ведутся переговоры. Хотим подключить к камерам опорные пункты полиции. Сейчас на большой экран «Smart City» в онлайн-режиме выведены четыре камеры средней школы № 68 в экспериментальном режиме, — уточнил разработчик.
Поэтапно идет работа и по установке турникетов в школах. Их сейчас 26. Пропускная система позволит родителям контролировать посещение ребенком учебного учреждения и отслеживать время его прихода и ухода из школы. В дальнейшем по пропуску, обеспечивающему проход ребенка через турникет, можно будет оплачивать обеды в школьной столовой и платить за проезд в общественном транспорте.
«Smart City» отслеживает и работу системы «Күнделік», которая включает в себя контроль успеваемости учащихся, электронный журнал и дневник. В системе работают 77 средних школ, 2 вечерние и 6 основных. Заполнение системы проверяется еженедельно.
К тому же в школах города уже внедрена информационная система образования «Bilim al», через которую каждый желающий сможет качать книги в электронном формате, а также аудио- и видеоуроки. В будущем через «Bilim al» родители смогут производить оплату за посещение ребенком секций и кружков.[box type=»shadow» ]Кстати
К 2020 году Актобе станет умным городом в цифровом формате[/box]
City.post.kz
Этот сайт еще находится в разработке. По задумке проектировщиков на City.post.kz можно будет получить любую информацию по медицинскому учреждению. По аналогии приложения Damu Med можно будет вызвать врача на дом, записаться к специалистам на прием, причем не только в закрепленной по адресу поликлинике, но и в любой частной клинике города. В дальнейшем на сайте можно сформировать личный кабинет пациента с созданием его электронного паспорта здоровья.
На сайте также разместят базу данных КСК. На страничке eKSK можно будет найти любую информацию по конкретному КСК, проверить его финансовую отчетность, оставить заявку на услуги сантехника, в онлайн-режиме провести собрание с жильцами, вывесить объявления для соседей и многое другое.
— Платформа создана для того, чтобы люди могли друг с другом контактировать. Но для этого нужно зарегистрироваться на сайте. Для жителей вывесим онлайн доску объявлений. Здесь же, на странице, можно оставить жалобу в акимат на деятельность КСК. Будет осуществляться мониторинг исполнения по жалобам. Каждый запрос или заявка будет держаться на контроле, — разъяснил Аширбеков.
Также на сайте появится информация по опорным пунктам полиции с указанием контактных данных участковых инспекторов и по социальным объектам города. В перспективе через сайт City.post.kz можно будет оплачивать счета за коммунальные услуги. Стоит отметить, что с августа разработчики сайта совместно с «Казпочтой» внедрили в систему единый платежный документ, объединив в одну квитанцию все коммунальные услуги.
«AktobeBus»
Одним из первых в Актобе было запущено мобильное приложение «AktobeBus». Для того, чтобы горожане могли отслеживать с его помощью движение конкретного маршрута, каждый автобус оснастили GPS-трекерами.
— Навигаторы также позволяют фиксировать нарушение интервала движения транспорта, выезд автобусов на маршрут, находится ли транспорт в ремонте. Видимо, по этой причине водители автобусов начали отключать его, что существенно тормозит работу приложения. И если в ПаТП еще контролируют работу GPS-трекеров, то в «Автопарке» попросту игнорируют. Там нарушение повальное. А без работы навигаторов приложение становится бесполезным. Хотя многие горожане отметили востребованность «AktobeBus», — заметил руководитель проекта.
Планируется и внедрение электронной системы оплаты проезда в городе. Работа по установке в общественном транспорте платежных терминалов-валидаторов уже началась. Пока в проектном режиме post-терминал установлен в автобусах на маршруте № 46. Позже ими оснастят весь общественный транспорт, выходящий на городской маршрут. Этот проект будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. Для оплаты за проезд хотят внедрить так называемые социальные карты.
— Это может быть и обычная зарплатная карта «Viza» или «Master card». Карта будет управляться мобильным приложением, ее можно будет оформить и на ребенка. С ее помощью можно оплачивать за проезд в автобусе и за комуслуги. Сейчас мы работаем над созданием социальной карты, — уточнил Серик Аширбеков.
В рамках создания социальной интеллектуальной транспортной системы в городе постепенно внедрят проекты «умные остановки», «умные парковки», «умные светофоры», объединенные единым центром диспетчерской службы.
— Работа диспетчерской службы при «Smart City» позволит осуществлять постоянный мониторинг объектов уличного освещения и светофорных объектов, отслеживать работу городского пассажирского транспорта и служб по санитарной очистке и уборке города и аварийные ситуации в режиме реального времени, — добавил спикер.
Call Center с единым номером «112»
Еще одним новшеством станет открытие Call Center с единым номером «112». Это будет своего рода диспетчерская служба, которая станет централизованно переправлять поступающие звонки непосредственным адресатам — службам пожаротушения, ЧС, скорой помощи, полиции, аварийным службам коммунальных предприятий.
Помимо этого, в рамках направления «Безопасный город» в Актобе устанавливают 130 камер общественной безопасности, 10 интеллектуальных перекрестков с системой фото- и видеофиксации нарушений ПДД, 11 линейных участков с системой фотофиксации. Данные с этих камер будет анализировать специальная программа, позволяющая правоохранительным органам быстро реагировать на те или иные события, а также оперативно раскрывать преступления.
Запущен также совместный проект с «Казахтелекомом» по установке облачных видеокамер внутри и снаружи подъездов жилых домов. Тотальный видеоконтроль должен существенно повлиять на уровень криминогенной обстановки в городе, — уверен Серик Аширбеков.
Разрабатываемый проект в полную мощь начнет функционировать к 2020 году. В ходе внедрения его отдельных элементов актюбинцы уже имеют возможность пользоваться преимуществами того или иного приложения. Потому можно достоверно утверждать, что реализация концепции «умного» города, однозначно, повысит качество жизни местного населения и сделает ее намного комфортнее.
Над Главной темой работала Айжан ШАУКУЛОВА