Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА

Новый мировой порядок, который в последнее время все заметнее выстраивается в глобальном пространстве, требует принятия адекватных решений на разных уровнях. К числу важнейших из них относится региональный уровень, изменивший традиционные представления о второстепенной роли периферии по сравнению с центром.

Сегодня мы являемся свидетелями фактов снижения результативности влияния таких совместных площадок лидеров мирового развития, как G8 и G20, которые уже не справляются с выработкой эффективной глобальной политики и мер по ее реализации. Подтверждающими примерами этого могут служить их непопулярные меры по разрешению военно-политических конфликтов в Югославии, Юго-Восточной Азии. Это также проявилось в их неспособности разработать и претворить в жизнь эффективную антикризисную программу для противодействия глобальному финансовому кризису, охватившему большинство успешных ранее стран Европы.

К числу тех, кто раньше других не только осознал этот факт, но и стал проводить активную работу по формированию новых глобальных институтов, безусловно, относится казахстанский Лидер Нурсултан Назарбаев. Еще два года назад, в 2012 году, Глава государства выдвинул инициативу G-Global. Сегодня официально признано, что интерактивно разделяют и реально поддерживают 160 стран мира. Площадка G-Global включает фундаментальные принципы построения мира в XXI веке, к которым относятся эволюция, справедливость, равенство, консенсус, глобальная толерантность и доверие, глобальная транспарентность, конструктивная многополярность. Применение этих принципов на практике дает возможность построения новой системы глобального управления для глобальной экономики и мирового сообщества в целом.

Сегодня G-Global получила широкую известность прежде всего как коммуникативная платформа Астанинского экономического форума (АЭФ), которую за минувшие два года признали все ведущие мировые эксперты. Именно она в онлайн-режиме организует дискуссии, обсуждения и видеоконференции, где рассматриваются важнейшие вопросы глобальной политики, экономики и финансов, обсуждаются и принимаются мировые антикризисные программы и другие документы в адрес ООН, государств и отдельных политиков. Как и другим депутатам Сената Парламента и ученому-экономисту, мне не раз приходилось участвовать в работе АЭФ. Другого такого грандиозного по своей значимости и влиянию международного экономического форума я не знаю. На сайте АЭФ сообщается, что только в ходе подготовки к нынешнему, 7-му по счету форуму АЭФ, на его площадке, начиная с июля 2013 года, аккумулировано 14 тысяч докладов и исследовательских работ, 45 тысяч экспертных обзоров и комментариев ученых, практиков, деловых людей и заинтересованных представителей большинства стран мирового сообщества. Все это позволяет утверждать, что принципы G-Global имеют достаточное научно-теоретическое обоснование и реально востребованы мировым сообществом.

Стратегические инициативы Главы государства по становлению новой модели мировой экономики должны стать не только достоянием политиков и мирового сообщества, но и должны быть доведены до всех граждан Казахстана. Характерно, что в своем выступлении в МГУ им. М. Ломоносова – общепризнанном научно-образовательном центре не только России, но и всего СНГ – Президент Казахстана вновь обратился к вопросам евразийской интеграции. Эта встреча проходила в канун 20-летнего юбилея первого выступления Нурсултана Назарбаева в МГУ, когда он впервые предложил идею создания нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза. Сам этот факт настраивал аудиторию, что называется, на исторический экскурс. Тем более что за эти годы нашим странам удалось в полной мере реализовать предоставленный новейшей историей шанс – строительство многосторонних межгосударственных связей нового типа. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что Евразийский союз стал возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы. А ведь это именно те принципы, которые были озвучены Президентом Казахстана в стенах МГУ 29 марта 1994 года. Таким образом, благодаря реализации идеи казахстанского Президента наша общая история, взаимное экономическое притяжение, тесная взаимосвязь культур и близость людских стремлений получили новое развитие и обогащение.

В ходе своей новой встречи с ведущими российскими учеными Глава государства пошел еще дальше. Он не только отдал дань уважения всеобщей истории, но и тесно связал процесс дальнейшего развития евразийской интеграции с перспективами строительства новой мировой архитектуры. Президент Казахстана отметил, что дальнейшее углубление интеграции – это «не только новые возможности, а общий долг перед нынешним и будущим поколениями граждан». Безусловно, позитивная роль и конкретные результаты евразийского интеграционного процесса имеют огромное значение в развитии всех стран Содружества Независимых Государств. В настоящее время идеи евразийской интеграции практически реализуют такие структуры, как Евразийский банк развития, Евразийский деловой совет, Евразийский медиа-форум, Евразийская ассоциация университетов и многие другие. Успешно работают Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Казахстан, Беларусь и Россия применяют Единый таможенный кодекс, координируют свою макроэкономическую политику.

В рамках СНГ казахстанско-российские отношения всегда были и остаются образцовым примером партнерства. Множество совместных площадок создано на отраслевом, региональном, профессионально-культурном и других уровнях. За минувшие 20 лет мне, например, довелось, что называется, воплощать «евразийские» идеи и на заседаниях Межпарламентской ассамблеи, и в Сенате Парламента РК, и будучи акимом города Актобе и Актюбинской области. И здесь можно привести массу конкретных примеров реального взаимопонимания и взаимоуважения наших народов, даже при решении таких сложных вопросов, как делимитация государственной границы, совместная собственность, проявления национализма и шовинизма и многих других. В начале ХХI века евразийская интеграция получила новую динамику развития, чему способствовало укрепление отношений Казахстана и России. С учетом велений нового времени в прошлом, 2013 году, в Екатеринбурге был подписан уникальный по своему содержанию Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Уже само название этого документа четко ориентирует на его стратегическую направленность и устремленность в новый век.

При всей значимости выше названных аспектов это только одна сторона вопроса, которую нельзя рассматривать в отрыве от глобальных процессов развития мирового сообщества. Как отметил в своем выступлении в МГУ Глава казахстанского государства, глобальный финансово-экономический кризис ускорил процесс регионализации. Этот процесс активно идет в Северной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии, субрегионе Персидского залива и арабо-мусульманском мире, Австралии и Океании, Западной Африке. Складываются крупные региональные системы с едиными алгоритмами межгосударственных экономико-финансовых отношений. Очевидно, что в ХХI веке региональная интеграция становится важным фактором противодействия различным глобальным рискам. Таким образом, в условиях всеобщей глобализации региональная интеграция становится коренным вопросом экономического и цивилизационного развития государств, повышения их глобальной конкурентоспособности. В связи с этим на идеи казахстанского Президента о евразийской интеграции и нам, самим казахстанцам, и нашим традиционным партнерам по СНГ надо взглянуть другими глазами. А именно – с позиций значимости этих процессов в более глобальном масштабе – в контексте развития мирового сообщества.

Сегодня кому-то очень выгодно и удобно ограничивать происходящие в СНГ экономические и общественно-политические процессы рамками регионального масштаба. А то и просто представляя их эксклюзивными и характерными только для данной страны или конкретного макрорегиона, небольшого по своей значимости в международном масштабе. Примеров таких упрощенных подходов со стороны наших коллег из дальнего зарубежья можно привести немало. Президент РК обращает наше внимание на новые стороны характеристики евразийского процесса, его значимости в глобальных процессах мирового развития. И здесь важно понять и оценить возрастание этого процесса как фактора внешнего порядка. Основная значимость этого фактора выражается в том, что евразийская интеграция сегодня может выступать в числе немногих примеров реальной интеграции нового типа.

Эффективность такого типа интеграции государств в новых исторических условиях, по крайней мере на региональном уровне, можно считать доказанной. В связи с этим Президент Казахстана первостепенное значение уделяет рассмотрению дальнейших перспектив развития евразийской интеграции. В первую очередь к числу важных факторов внешнего порядка относится третья промышленная революция, которая происходит в условиях драматического акта смены парадигмы мироустройства в сторону многополярности. Нынешняя глобальная нестабильность – это кризис не только экономики, но и международного права, глобальной политики. Главное отличие третьей глобальной индустриальной революции от предыдущих состоит в том, что подготовка к ней должна стать одним из направлений глобального менеджмента.

А это еще один шаг, который наряду с антикризисной программой может стать предметом изучения

G-Global, и, безусловно, должен учитываться странами-участницами нового экономического союза. Сегодня не только в Казахстане, но и в Российской Федерации и в Республике Беларусь предпринимаются конкретные шаги по развитию модели инновационной экономики. С учетом передового международного опыта Казахстан по инициативе нашего Президента выбрал модель наукоемкой экономики. Развивают свои модели Россия и Беларусь. Предпринимаются шаги по сближению моделей инновационного экономического развития наших стран, о чем говорит обсуждение на недавней сессии МПА модельного закона об инновационной экономике. Принятие такого закона, без сомнения, создает общие предпосылки инновационного развития стран с использованием уже накопленного нами опыта.

Другое направление – развитие «зеленой» экономики. Принятая в Казахстане Концепция перехода к «зеленой» экономике базируется на достигнутых результатах устойчивого развития и может быть полезна другим участникам ЕАЭС, о чем говорилось на предыдущей сессии МПА в ноябре прошлого года. В «зеленом» направлении немало позитивных моментов накоплено в России. В том числе в области развития атомной промышленности, так как уже почти признано, что реальным источником альтернативной энергии будущего может быть только атомная. Хорошие научные наработки в этом же направлении имеет и Беларусь. Вообще, мы считаем, что странам-участницам нового экономического союза следует досконально заняться изучением национального опыта на различных направлениях экономического и социального развития, накопленного за годы независимости наших стран.

Казахстан, к примеру, располагает сегодня уникальным опытом, который не имеет ни одна страна в мире, в сфере государственного стратегического планирования. Это факт общепризнанный в мировом сообществе. В связи с этим он, с одной стороны, должен стать достоянием каждого участника евразийской экономической интеграции. С другой стороны, наличие такого опыта дает нам возможность уже сегодня приступить к разработке концепции эффективного проведения новой промышленной революции с заранее предусмотренными позитивными результатами за счет выполнения мероприятий на комплексной и системной основе.

Подготовка такой концепции на глобальном уровне – возможный объект изучения G-Global, принципы которой полностью адекватны этим целевым установкам. В дальнейшем проект такой концепции мог бы стать предметом обсуждения на одном из ближайших заседаний Астанинского экономического форума, тем более что нами уже накоплен опыт проведения в его рамках Всемирной антикризисной конференции.

Еще одним важным шагом в этом направлении является проведение в Астане Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017». Подготовка к этому событию в Казахстане ведется основательно и является значимым фактором для всех стран-участниц евразийского интеграционного процесса. В этих целях принято специальное законодательство, созданы организационные структуры, выделено место и разработан проект архитектурного ансамбля выставки, который станет еще одним центром украшения столицы Казахстана. Аналогичные примеры и сферы деятельности, в той или иной степени определяющие результативность третьей промышленной революции, а главное – управляемость ее проведения, безусловно, есть в каждой стране.

Если же вернуться к Республике Казахстан, то нужно отметить, что здесь уже накоплен опыт управления процессами индустриализации страны на национальном уровне. Это связано с реализацией таких документов, как Стратегия индустриально-инновационного развития (до 2009 г.), а в дальнейшем – ГП ФИИР (2010-2014) и ее продолжения на новом этапе развития государства до 2020 года, а также многочисленных подпрограмм в ее рамках (Карта индустриализации, «Дорожная карта бизнеса-2020», «Производительность-2020», «Занятость-2020» и другие). Аналогичными наработками, как нам известно, располагают наши белорусские и российские партнеры. Следовательно, вопрос заключается в том, чтобы адаптировать национальный опыт на макрорегиональный уровень евразийской экономической интеграции. Говоря о значимости предстоящего подписания документа о создании ЕАЭС, следовало бы не умалять значения и таких вопросов, как официальное закрепление Дня евразийской интеграции и определение ее столицы. Принятие отдельной даты и ее признание странами – участницами интеграционного процесса, безусловно, будет подтверждать их ответственное и адекватное отношение к происходящим процессам глобальной интеграции.

Признание членства в данной организации, понимание ее роли в дальнейшем экономическом и социальном развитии наших стран, а также укрепление внутреннего и внешнего имиджа ЕАЭС, безусловно, связаны с установлением такой даты и будут способствовать углублению содержательности данного процесса у населения. А это породит и стремление к осознанному участию в нем наших сограждан, что даст высокий синергетический эффект. Принятие такого решения имеет также важный политический и идеологический смысл в реальных процессах переустройства глобального мирового сообщества.

Астана как инициатор и практический реализатор идей евразийства, а также как одна из новейших столиц мира в большой степени подходит для того, чтобы стать столицей Евразийского экономического союза. В Астане уже накоплен большой опыт проведения различных международных мероприятий, она легко узнаваема и в меньшей степени политизирована, что дает определенные преимущества при выборе места для размещения наднациональных органов. Размещение центра евразийской интеграции в сторону Урала и Сибири выгодно всем партнерам по ЕАЭС. Для Казахстана оно выгодно еще и тем, что путь в Азию для Европы становится более комфортным с точки зрения преодоления традиционных разногласий между Восточной и Западной Европой и других мировых держав. Казахстан также сможет лучше позиционировать такие мегапроекты, как «Западная Европа – Западный Китай». Кроме того, принятие такого решения установит некоторый противовес для ЕС, с которым участники евразийской интеграции намерены не только серьезно конкурировать, но и тесно сотрудничать.

К важным преимуществам нового интеграционного образования относятся также различные факторы внутреннего порядка – наличие общей истории и культуры, языка межнационального общения и делопроизводства, менталитета населения, образовательных систем и используемых технологий. С переходом к рынку и государственной самостоятельности наших стран эти факторы ослабили свое значение и в дальнейшем могут выступать сдерживающими факторами для решения задач национального саморазвития, так как требуют применения дополнительных средств обеспечения национальной безопасности. Однако с точки зрения региональной и глобальной интеграции они становятся дополнительным преимуществом для каждого из государств, так как не требуют значительных средств на внедрение соответствующих проектов и реализации программ.

Стоит задача согласования мер поддержки каждого из указанных направлений и более эффективного управления как процессами децентрализации, так и интегрирования названных сфер. С другой стороны, центр евразийской интеграции должен успешно адаптироваться в мировое сообщество, признавать его культурно-языковые ценности.

В Казахстане уже не одно десятилетие на государственном уровне осуществляется политика полиязычности, предполагающая на равной основе знание государственного, русского и одного из иностранных, преимущественно английского, языков. Поэтому не случайно Нурсултан Назарбаев предложил разместить наднациональные органы Евразийского экономического союза в Астане, находящейся в самом сердце Евразии. Мы поддерживаем это предложение, так как считаем, что оно вполне целесообразно. На протяжении столетий не только в Астане, но и в Казахстане в целом компактно и дружно проживают представители более 130 национальностей. Поэтому Астана – наиболее подходящее место для размещения центра евразийской интеграции.

Названные преимущества казахстанской столицы могут быть адекватно использованы, особенно на первом этапе интеграционного процесса, в целях интенсивного обеспечения процесса управления средствами нормативно-законодательного обеспечения. Несмотря на то, что в этом направлении уже многое сделано, в том числе силами МПА, потребность в принятии таких документов будет возрастать, как и в их своевременной модернизации в соответствии с тенденциями развития мировой экономики. Со сменой поколений в мононациональных государствах названные выше факторы могут быть утрачены, что потребует дополнительных средств на перевод, инфраструктуру информационного обслуживания, правовых консультаций и другие нужды. Следует обратить внимание, что и в дальнейшем значимость этих вопросов не снизится. По мере укрепления потенциала ЕАЭС и его влияния как одного из важных региональных центров развития мирового сообщества повысится его участие в разработке нормативно-правовых документов цивилизованного глобального управления. Отсутствие таких документов в настоящее время способствует так называемому «теневому» регулированию, с помощью которого учитываются интересы только отдельных стран и сторон. В альтернативу этому нужно будет создавать нормативно-законодательную основу глобального управления, у нас и у наших парламентариев имеется достаточный для этого опыт законотворческой работы.

Идея Евразийского экономического союза получила широкую общественную поддержку. Она нашла достаточное научно-методическое обеспечение в трудах казахстанских и зарубежных ученых. Но самое главное в том, что эта идея стала стратегической программой практических действий для стран СНГ. Как отметил Президент РК, в ХХI веке мы стали свидетелями феномена сжатого исторического времени. Поэтому вопросы евразийской интеграции нельзя рассматривать без учета тех вызовов, с которыми сталкивается сегодня весь мир. Потенциал нового интеграционного образования заставляет с уважением относиться к его участникам и проектам. Согласно уже опубликованным данным, совокупный объем экономик только трех стран-участниц составляет 2,2 трлн. долларов. Объем выпуска в 2013 году промышленной продукции – почти 1,5 трлн. долларов США. Перспективный интеграционный эффект, отметил Нурсултан Назарбаев, в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 900 млрд. долларов. При этом свою заинтересованность участвовать в работе Евразийского экономического союза выражает ряд других стран.

Подписание исторического договора о создании нового крупного регионального интеграционного объединения состоялось в год 20-летия идеи создания Евразийского экономического союза. Говоря о перспективах будущего Евразийского экономического союза, Президент РК подчеркнул, что евразийская интеграция обеспечивает его участникам «общее стратегическое преимущество накануне грядущей третьей глобальной индустриальной революции. И все же, каковы основные цели и задачи евразийской интеграции на современном этапе? По мнению Нурсултана Назарбаева, главная миссия Евразийского экономического союза в первой половине ХХI века заключается в том, чтобы стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира. Евразийская интеграция должна обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира. Евразийский экономический союз должен иметь систему индикаторов, измеряющих влияние евразийской интеграции на рост уровня жизни населения, производительность и конкурентоспособность экономики. Весь процесс евразийской интеграции должен быть функционально и практически подчинен именно решению этой важнейшей миссии.

Согласно видению казахстанского Президента, ЕАЭС в своем стратегическом развитии на ближайшие 15-20 лет должен предусмотреть ряд приоритетов. Прежде всего это формирование базовых условий для ускоренного инновационного технологического прорыва национальных экономик и всего пространства евразийской интеграции. Важно разработать и принять программу евразийского инновационно-технологического взаимодействия на период до 2025 года. Во-вторых, территория Евразийского экономического союза должна стать передовым звеном общеконтинентальной инфраструктуры. В-третьих, основу общеевразийской экономики должен составить малый и средний бизнес. Данный вопрос является важнейшим в обеспечении гибкого реагирования на всевозможные глобальные вызовы экономического характера. В-четвертых, по мнению

Н. Назарбаева, важно определить инновационные модели менеджмента, отвечающие уникальной миссии ЕАЭС. В-пятых, экономическая интеграция сделает более глубокими культурно-гуманитарные связи, а ХХI век сделает культурный сегмент важнейшей составляющей национальных экономик, который будет способствовать росту ВВП. При этом образовательные услуги особенно важны для инновационно-индустриального развития и систем управления.

С подписанием документа о создании ЕАЭС в самом центре Евразии появится крупный макрорегион, который будет формироваться на инновационной основе и окажет существенное влияние на построение современной архитектуры глобальной экономики.

 

Елеусин САГИНДИКОВ,

депутат Сената Парламента РК,

доктор экономических наук

 

Колонка "Взгляд"