Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В мечеть в наушниках

Чтобы не слушать проповеди имама, последователи нетрадиционного ислама приходят в дом Аллаха в наушниках.

Такие факты привели казахстанские теологи в городе Актау, обсуждая вопросы профилактики религиозного экстремизма

и терроризма.

За круглый стол, который состоялся по инициативе Агентства РК по делам религий, были приглашены представители госорганов, НПО, религиозных объединений, научного сообщества и СМИ. Выступающие не только говорили о религиозной ситуации в стране, но и знакомились с исследованиями ученых и давали оценку тем или иным событиям в духовной жизни казахстанцев. Как сообщил модератор круглого стола, заместитель председателя Агентства по делам религий Галым Шойкин, прошло два года, как в республике было создано данное ведомство и принят Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

— Работа новой структуры дает свои результаты, и вместе с тем из-за религиозной неграмотности населения в обиходе появились такие понятия, как радикализм и экстремизм, — говорит Галым Шойкин. – Обстановка намного сложней, чем она представляется большинству. Проблема стала настолько актуальна, что появилось понятие «исламофобия».

Господин Шойкин призвал всех присутствующих никак не связывать ислам с экстремизмом, очередной раз напоминая, что само слово «ислам» переводится как мир.

— Впрочем, ни одна мировая религия не призывает к насилию, — отметил зампредседателя Агентства.

Специально приехавший из Марокко эксперт ИСЕСКО*, доктор Абдел Кадер аль-Идриси, выразив признательность казахстанской стороне за приглашение, поделился своим мнением по поводу понятия джихада в период глобализации.

— Приехал сюда, понимая, что тема ислама и проблемы джихада очень актуальны, — говорит теолог.

– Данный вопрос должен изучаться глубоко и всесторонне. Обыватели не совсем понимают истинное значение слова «джихад». С арабского языка слово «джихад» переводится как отдача сил и возможностей, а также как терпимость. Я приехал из того арабского мира, где проблем более чем достаточно, — продолжил гость. – Арабские страны на сегодня переживают сложные времена. Наши страны тоже страдают от разных ветвей салафизма, поэтому и вам надо бороться с ними.

Директор департамента АДР Бахытжан Кулекеев, отмечая успехи в государственно-конфессиональных отношениях, признал, что все-таки есть ряд проблем.

— Радикальные взгляды некоторых людей превращаются в активные действия. Один из примеров — недавний случай в Атырау, когда мать готовила своего сына к самопожертвованию, — сообщил Бахытжан Кулекеев.

Директор департамента назвал несколько причин такого явления. В первую очередь он указал на религиозную безграмотность населения. Простые обыватели не отличают настоящий ислам от псевдоислама. Немаловажным фактором является также правовая неграмотность людей. Жители просто не обращаются в правоохранительные органы, когда рядом такие же люди, нарушая закон, покушаются на спокойствие общества.

— В стране есть нерешенные социально-экономические проблемы, и в поисках отдушины люди оказываются в стане последователей разного рода течений, — говорит директор департамента межконфессиональных отношений Агентства РК по делам религий Бахытжан Кулекеев.

 

Куда идет

молодежь?

Эксперт комитета по делам молодежи Министерства образования и науки РК Асемгуль Жолбасарова также согласна с тем, что проблемы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма являются актуальными для молодежи.

— По поручению Президента страны в декабре 2012 года министерством проведено более пяти тысяч исследований среди молодежи от 14 до 29 лет, — сообщила эксперт.

По ее данным, из 4,5 миллиона молодых казахстанцев 80 процентов считает религию нужной для развития общества, 60 процентов молодежи являются верующими. Каждый четвертый молодой человек республики часто ходит в молельные дома.

— В результате большая часть молодежи позже становится приверженцами нетрадиционных религий, — говорит Асемгуль Жолбасарова.

Среди них эксперт назвала такие секты, как «Свидетели Йеговы», «Аллааят», церковь «Новая жизнь», «Хизбут-тахрир» и другие. В эти организации входят в основном приезжие из села. Городская молодежь следует тем нетрадиционным течениям, которые распространяются через социальные сети.

Вместе с тем представитель Министерства образования и науки рассказала о работе комитета по делам молодежи. К примеру, в 15 вузах есть интернет-ресурсы, которые мониторят социальные сети. Также организован молодежный научно-исследовательский центр (НИЦ).

Асемгуль Жолбасарова предложила ввести в программу 9-х классов средних школ предмет «Основы религиоведения», преподавая дисциплину на основе традиционной религии, моральных и историко-культурных ценностей, призывающих к патриотизму.

— Мы должны указать правильный путь заблудившимся. И это обязанность не только духовенства и уполномоченных органов, к этому должна подключиться активная часть населения, все, кому небезразлична безопасность страны, — призвала участников круглого стола Асемгуль Жолбасарова.

— Многие проблемы возникают из-за недостатка воспитания в семье. Последователи нетрадиционных религий появились отчасти оттого, что родители недоглядели. Родители должны знать, куда ходят, с кем ходят дети, какие у них взгляды, — считает Галым Шойкин.

Если лет 15 назад люди радовались, что их чадо посещает мечеть, то теперь они начинают испытывать страх при слове «ислам». Один из участников круглого стола сообщил, что в Афганистане и Пакистане находятся более ста казахстанцев. В то же время специалисты отмечают, что нельзя на всех смотреть как на террористов. Агентство по делам религии предлагает вернуть всех наших граждан, обучающихся в неизвестных учебных заведениях зарубежья.

 

Кто есть кто

Более ясную картину о приверженцах нетрадиционных течений ислама дали теологи, непосредственно работающие с жамагатом. Как сообщил руководитель общественного фонда «Шапагат» из Атырауской области Амре Ерсин, за короткий срок независимости в страну под прикрытием ислама пришло множество нетрадиционных религий. Правда, часть из этих сект закрыта по решению суда, а часть утихомирилась. Но это только на первый взгляд, на самом деле лидеры псевдоисламистов просто ушли в подполье. В качестве примера докладчик назвал действия уроженца Сарыагаша, этнического узбека, который, проживая в арабских странах, по интернету диктует последователям его идеи, как держать себя в общении с теми, которые нетвердо придерживаются всех канонов ислама.

– Доходят до того, что они пытаются не слушать проповеди имамов. Последователи нетрадиционного ислама в мечетях молятся в наушниках, где звучат проповеди своих лидеров. Им внушают, что они могут подпасть под влияние враждебной для них религии, — подчеркивает Амре Ерсин.

Руководитель фонда «Шапагат» призывает не делить салафитов на радикальных и умеренных.

— Будет большой ошибкой, если кто-то считает, что от умеренных салафитов вреда меньше, — предостерегает общественность теолог.

Кстати, по словам пресс-секретаря Казахстанско-египетского исламского университета «Нур» Мукана Исахана, одними из опасных ветвей в движении салафизма являются матхалиды.

— Они держат в тайне свои замыслы, пока не достигнут конечной цели, — разъясняет Мукан Исахан. – Придерживаясь умеренного салафизма и не выступая против существующего государственного строя, матхалиды работают над увеличением численности своих рядов. И придет время, когда их численность достигнет такого количества, что всем нам придется считаться с ними.

Напоследок пресс-секретарь исламского университета напомнил, что согласно ханафийскому мазхабу, если вопросы невозможно решить по шариату, то их нужно разрешить согласно местным законам.

— У кочевников таких примеров уйма. Начиная со времен властвования Чингиз-хана, казахи по сей день почитают такие своды законов, как «Қасым ханның қасқа жолы», «Есім ханның ескі жолы» или же «Жеті жарғы». То есть мы можем смело сказать: наши предки-мусульмане регулировали ситуации, дополняя шариат местными законами, — заключил Мукан Исахан.

Абат КАРАТАЕВ

*ИСЕСКО – (ISESCO) – Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.

Колонка "Взгляд"