V Международный театральный фестиваль экспериментальных спектаклей «BALAUSA» завершен. В каком состоянии сегодня молодежный театр и стоит ли акцентировать на нем внимание, рассказали члены жюри форума.
Закрытие любого творческого конкурса всегда волнительно вопреки тому, что профессионалы уже знают кто чего стоит.
Ануар Бектас, актер театра имени К. Куанышбаева (Нур-Султан), отметил, что «Балауса» – уникальный опыт, здоровая, живая конкуренция, новые друзья, а точнее, единомышленники:
— Три года служу в этом театре, только в нынешнем сезоне отыграл восемь премьер, но каждый опыт неповторим. Актюбинский фестиваль добавил новых красок, переживаний, за что огромная благодарность организаторам.
Постановка Базила Султангазы «Ұйқым келмейді» по пьесе Оралхана Бокея театра имени Куанышбаева получила специальный приз. Его учредителем является Зауреш Абильханова, вдова известного казахстанского режиссера Кадыра Жетписбаева.
— Посмотрев все спектакли, я поняла, что Базил – не просто очень талантлив, но человек ищущий. Он молод, а пьесу выбрал достаточно сложную и подал ее смело и с достоинством. В некоторых фрагментах я даже увидела руку своего мужа – это удивительно. Если говорить о нынешнем фестивале, то должна выразить респект худсовету, отобравшему для участия восемь спектаклей из двадцати трех заявок – очень грамотная работа. Я – человек искушенный в театральном деле, тем не менее хочу поделиться еще одним переживанием: во время просмотра часто задавалась вопросом: «Почему в молодости я этого не сделала?». Особенно во время просмотра спектакля «Ричард III». Что касаемо эксперимента, то в нем все условно, если отталкиваться от того факта, что любая постановка есть сугубо индивидуальная подача пьесы и ее можно подвести под эксперимент.
Приз зрительских симпатий взял спектакль «Жүт» Жезказганского театра имени С. Кожамкулова (режиссер А. Нигманов); статуэтку за лучший актерский ансамбль – театр имени С. Муканова (Петропавловск; режиссер Б. Абдуразаков). Лучшим режиссером назван актюбинец Мейрам Хабибуллин (спектакль «Ричард III»), а лучшим спектаклем – «Макбет. Иллюзия» в постановке Дины Жумабаевой (Государственный театр кукол, Алматы).
Помимо членов жюри награды вручала также главный организатор фестиваля, руководитель областного управления культуры, архивов и документации Алтынай Юнисова.
Кандидат искусствоведения из Уфы Айсулу Сагитова отметила высокий уровень организации форума и всех спектаклей:
— Выбрать лучшую постановку было сложно: все стильно, самобытно. Фестиваль-лаборатория требует от актеров полной выкладки, и это налицо на «Балауса», но потрясает то, что полная выкладка шла и от зрителей. Констатирую, что современный театр – театр травмы, и у молодых режиссеров своя оценка происходящего в мире и авторское высказывание на свое время. В пример приведу точку зрения спектакля «Iзде» по «Белому пароходу» Чингиза Айтматова: все мы немного Орозкулы. Все режиссеры хорошие – и начинающие, и молодые с определенным опытом, и уже состоявшиеся. Особенно отмечу Дину Жумабаеву и Мейрама Хабибуллина. В Казахстане есть крепкая режиссура, сценография, актерская школа, и в этом я вижу национальную казахстанскую театральную традицию. Скажем, «Ричард III» поставлен по Шекспиру, но видно, что он от этой земли. Казахский театр идет в ногу со временем, но своим путем – самобытным, актуальным, национально идентичным.
Член жюри, сценограф Асия Курманалина (Актобе) отметила минимализм всех спектаклей:
— В атмосферу постановки художник погружает нас скупыми красками и деталями – стильно! Когда думаешь о классике, думаешь, что для нее нужен режиссер в возрасте, но посмотрела «Ричарда» и «Макбета» и поняла, что молодежи все по силам.
Председатель жюри, директор Казахского национального театра драмы имени М. Ауэзова Еркин Жуасбек назвал V «Балауса» открытием:
— Все спектакли грамотно поставлены и успешно отыграны. Слабых не было. Совещались мы недолго: все были единодушны в выборе. Организация фестиваля блестящая. Хотел бы пожелать идущей в авангарде театральной жизни страны Актюбинской области следующий «Балауса» провести в новом здании.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА