Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В объективе — человеческий капитал

Работа учителя — это работа на будущее страны. Высказав слова благодарности педагогам области за преданность благородному делу обучения и воспитания подрастающего поколения, аким области Архимед Мухамбетов поставил ряд задач и дал четкие поручения управлению образования и руководителям организаций образования. Ориентиром августовской конференции стала программная статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

Главное —

конечный результат

В Актюбинской области создаются все условия для предоставления качественного образования, гарантированного Конституцией РК. Строятся новые школы, возводятся детские сады, огромные средства уходят на ремонт и оснащение учреждений образования. Кроме бюджетных средств, эта сфера получает немало вливаний со стороны инвесторов, меценатов. Только акция «Расцветай, край родной!», инициированная главой области, позволила многим школам и детсадам «расправить плечи». Эффективны ли эти расходы? Можно ли говорить, что качество образования и воспитания детей сегодня находится на достаточно высоком уровне? Такие вопросы перед участниками традиционной августовской конференции ставил первый руководитель области Архимед Мухамбетов. Отметим, что на августовское совещание впервые были приглашены акимы районов.

— В рамках реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы для повышения статуса учителя осуществляется доплата за высшую и первую квалификационную категории, — констатировал глава региона. — В области свыше 7 тысяч таких педагогов. Сумма расходов составляет около 440 миллионов тенге. С учетом этого заработная плата отдельных педагогов в районах превышает среднюю зарплату по области, которая, по статистическим данным, составляет 85 тысяч тенге. Это еще не предел, ожидается увеличение зарплаты в будущем. Кроме того, огромные средства предусмотрены бюджетом на осуществление нового формата повышения квалификации учителей. Примерно один миллион тенге будет затрачен на одного учителя. Наряду с этим ежегодно в районах области и Актобе поощряются лучшие педагоги, руководители организаций образования. О наличии высокого потенциала преподавателей области свидетельствуют результаты наших выпускников на ЕНТ этого года. Актюбинская область заняла высокое второе место по республике.

Однако ЕНТ выявило и серьезные проблемы качества знаний наших детей. Это свыше трехсот неудовлетворительных отметок, которые получили школьники, это свыше тысячи учащихся, недобравших пороговый уровень. ЕНТ по сути является оценкой образовательной деятельности за 11 лет ученика, учителя и школы. Говоря экономическим языком, государство вкладывало средства в обучение ребенка, надеясь на положительный результат. И если ученики не набирают даже пороговый минимум, если получают неудовлетворительные отметки, то это говорит о неэффективности вложенных средств. Пришло время, когда мы должны научиться работать на конечный результат, об этом говорил Президент нашей страны.

Качество образования, как отметил Архимед Бегежанович, в полной мере зависит от руководителя организации образования. Имеющие сегодня место вопиющие недостатки в обучении и воспитании подрастающего поколения полностью связаны с управленческой деятельностью руководителя.

— В своей программной статье Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев указал на необходимость пересмотра деятельности директорского корпуса. Чтобы реформа образования состоялась, у нас должны быть сильные, стратегически грамотные, масштабно мыслящие руководители – настоящие лидеры образования. Лидеров, которые могут вести за собой педагогов, сегодня недостаточно. Я думаю, что надо серьезно задуматься над назначением директоров школ, колледжей, заведующих детскими садами, вопросами их профессионального роста. Поручаю областному управлению образования, акимам районов и города Актобе продумать и представить предложения по системе кадровых резервов руководящих работников, аттестации директоров. Мы должны привлечь молодых и перспективных педагогов, чтобы взращивать новое поколение не просто руководителей, а инновационных менеджеров, — поставил аким области задачу перед собравшимися.

Были даны поручения руководителям технического и профессионального образования (ТиПО), сказано о необходимости дуальной системы подготовки кадров, после чего глава области остановился на проблеме социального инфантилизма:

— Некачественное предоставление образовательных услуг, отсутствие системной работы в педагогическом коллективе влечет за собой правонарушения среди подростков и молодежи, уход в деструктивные религиозные организации. Мы не можем этого допустить! За каждого учащегося и студента необходимо бороться, привлекая при этом все ресурсы. Нужны индивидуально-профилактическая работа, активное вовлечение в спортивную и общественную жизнь, в случае необходимости даже материальная поддержка.

В завершение своей речи Архимед Мухамбетов еще раз пожелал учителям высоких достижений во благо наших детей. Заверил, что педагоги всегда могут рассчитывать на содействие со стороны местных исполнительных органов в решении актуальных проблем и перспектив в системе образования.

 

Дорогу царице наук

Начальник управления образования Жанат Самуратова начала свой доклад «Модернизация системы образования — главный вектор качественного роста человеческого капитала» с позитивных фактов. Так, по области за два года создано около

6 000 новых мест в детских дошкольных организациях. Введено 132 детских сада и мини-центра. Почти в два раза возросло число частных садов. В эксплуатацию до конца года будут сданы 12 школ, строится еще 12. Ведется строительство Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления на 720 мест со спальным корпусом на 120 мест. Растет число учащихся, охваченных организациями дополнительного образования. Наблюдается динамика по преодолению социального сиротства, последовательно решаются вопросы обучения детей-инвалидов. Формируется новая система управления ТиПО.

— По республике будет действовать единый вид учебного заведения — колледж. 15 профлицеев области уже перешли в новый статус. Принято соответствующее постановление акимата, — прозвучало в выступлении начальника управления.

— Вместе с тем имеются проблемные стороны, на которых должны быть сконцентрированы силы, — отметила Жанат Бахитжановна.

Анализ неудовлетворительных отметок по предметам на ЕНТ показал, что увеличилось количество двоек по русскому языку, истории Казахстана, удручающая картина по математике, из 333 двоек 270 приходится на этот предмет. По поручению акима области разработан проект областного плана действий по повышению математической грамотности. В нем особое внимание уделяется шахматной игре.

Итоги проверок различного уровня свидетельствуют о незнании отдельными первыми руководителями нормативно-правовых документов, финансовых требований. Это ведет к различным нарушениям, в том числе коррупционным. В соответствии с приказом министерства предстоит проведение конкурса для всех директоров школ, срок деятельности которых свыше 5 лет. По словам начальника управления, слабо вырисовывается инновационный профессиональный портрет педагога высшей категории.

На сегодня области требуется 21 педагог, до конца не решен вопрос с преподаванием английского языка в 5 школах Хромтауского района. Также докладчик обратила внимание присутствующих акимов районов на вопрос обеспечения школ высокоскоростным интернетом.

 

Историк —

больше чем учитель

Выступившая в прениях директор Хромтауского профлицея № 4 Багдаш Молдашева более подробно остановилась на примере дуальной системы образования, о которой говорил Президент страны.

— Такая система активно внедряется в Актюбинской области. В частности, в нашем учебном заведении, где социальным партнером является ДГОК. Работодатели принимают самое активное участие в подготовке специалистов, контролируют процесс обучения, — отметила она.

Цитата Президента РК Нурсултана Назарбаева «Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса как исторические знания абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота» послужила поводом для выступления учителя истории средней школы № 29 Клары Игликовой. Она рассказала о своем опыте работы, подчеркнув, что учитель истории не может ограничивать свою деятельность по предмету только рамками урока:

— Как человек, разбирающийся во всех сферах общественной жизни, он просто обязан проводить большую просветительскую, пропагандистскую работу по сохранению и укреплению стабильности в обществе, — отметила учитель.

Методист детского сада

№ 15 «Жидек» Асия Усенова внесла предложение о необходимости на уровне области разработать инструментарии мониторинга успеваемости выпускников дошкольных организаций.

Чествование заслуженных педагогов, показавших высокие результаты в своей работе, прошло под занавес мероприятия. Аким области Архимед Мухамбетов под аплодисменты собравшихся вручил нагрудные знаки «Почетный работник образования Республики Казахстан» Розе Аманбаевой, директору средней школы № 19 города Актобе, Алмагул Есбусиновой, заместителю директора школы-интерната имени М. Кусаинова, Жангелды Калкаману, директору профлицея № 1. Три педагога области были отмечены медалью «Ы. Алтынсарин», шесть учителей — грамотами Министерства образования и науки РК, столько же — благодарностью министра образования и науки РК. По итогам прошлого учебного года 9 лучших организаций образования, 82 педагога и 3 педагога-ветерана были награждены благодарственными письмами и грантами акима области.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"