Хромтауский районный суд активно включился в правовую реформу.
В стратегии «Казахстан-2030», в первом Послании Касым-Жомарта Токаева подчеркнуто, что сложные реформы в судебной и правоохранительной системе — ключевой фактор защиты прав наших граждан и усиления их безопасности. Основная задача заключается в эффективном, доступном судопроизводстве, основанном на доверии граждан.
С момента обретения суверенитета в Актюбинской области реализовано немало фундаментальных дел, касающихся независимости судебной системы и ее прозрачности, эти шаги укрепляют правовой демократический статус.
— Судьи внимательно изучают законодательство, которое изменяется и дополняется в соответствии с требованиями времени, обеспечивают высокий уровень защиты прав и законных интересов граждан. Вместе с тем усилились требования к нравственным качествам судьи, возросли его статус и достоинство. Одной из главных задач, поставленных Президентом страны перед судебной системой, является совершенствование способов внесудебного урегулирования спора, — отмечает председатель Хромтауского районного суда Айсултан Балмуханов.
Районный суд, нацелившись на успешную реализацию реформ, работает по пилотным проектам Верховного суда: рассмотрены уголовные, гражданские и административные дела по проекту «Смарт суд», множество административных дел по проекту «Ночной суд». В городе и сельских округах созданы советы биев, проводятся мероприятия по разъяснению сторонам права обращения в первую очередь к медиатору и совету биев.
При районном акимате в рамках проектов «Предварительное урегулирование споров, вытекающих из публично-правовых отношений» и «Процедура судебного и внесудебного примирения» создана рабочая группа по урегулированию споров в организациях и семейная консультация по предварительному урегулированию семейных споров.
— По инициативе Верховного суда в законы внесены многочисленные поправки по смягчению нагрузки судов, продолжается работа по созданию оптимальных условий для них. В этом контексте Хромтауским районным судом проведен ряд мероприятий по совершенствованию способов внесудебного урегулирования споров. Как итог, судьи отмечены благодарственными письмами РОО «Международный правозащитный центр» за содействие в развитии института медиации и примирительных процедур, — продолжил председатель райсуда.
В соответствии с концепцией «Слышащее государство» в райсуде организован регулярный прием граждан для повышения доверия населения к правосудию и судебной системе, а также правовой культуры. Обозначена задача максимально приблизиться к народу. Во время приема выслушиваем жалобы и другие обращения местного населения, чтобы найти пути оптимального решения, принятия оперативных мер. Пришедшие на прием к председателю районного суда имеют возможность поделиться причинами беспокойства, получить ответы, разъяснения требования законодательства Республики Казахстан, получают образцы заявлений, информацию о проводимых в стране реформах судебной системы, а также реализуемых пилотных проектах. Им объясняют преимущества досудебного урегулирования широкого спектра споров в порядке медиации.
Прием граждан направлен на прозрачность и гласность работы суда, является одним из путей обеспечения доступности правосудия и оказания правовой помощи. Установление стабильного диалога между властью и обществом путем оперативного и эффективного разрешения всех конструктивных обращений граждан — единственный путь формирования гармоничного государства, адаптированного к современной ситуации.
Судья районного суда Саягуль Жумашкина сделала акцент на информационных технологиях в судебной системе.
— По инициативе Главы государства ведется активная работа по реализации реформ в рамках плана «100 конкретных шагов: современное государство для всех». Мероприятия в целом направлены на повышение прозрачности работы судебной системы и доверия общества к суду, что позволило систематизировать деятельность, сделать все процессы понятными.
Комплексная работа по внедрению информационных технологий началась с внедрения единой автоматизированной информационно-аналитической системы в виде сервисов «Судебный кабинет», «Ознакомление с судебными документами», гибридной электронной почты, рассылки смс и электронных сообщений, — рассказывает Жумашкина.
Например, гражданин, подавший иск в суд, получает талон и после этого может ознакомиться на интернет-ресурсе суда с смс-сообщениями или судебными актами. Данные услуги активно используются при рассмотрении гражданских дел. Использование сервиса позволяет сэкономить время и финансовые средства.
Принцип работы проекта «Гибридная электронная почта» заключается в направлении извещения в электронном виде в АО «Казпочта», далее они оперативно доводятся до конечного адресата. При этом электронные сообщения суда поступают в почтовые отделения в считанные минуты и принимаются сотрудниками отделений почтовой связи для дальнейшей обработки.
В июне 2014 года был запущен электронный информационный сервис «Судебный кабинет», который позволяет гражданам экономить время и средства. Подача заявлений и дополнительных документов производится в электронном виде через указанный сервис. Кроме того, в «Судебном кабинете» имеется сервис «Отправка административных дел», который призван обеспечить автоматизацию процесса направления административных дел в судебные органы страны.
Одной из главных задач внедрения современных информационных технологий в процесс отправления правосудия является внедрение системы аудио- и видеозаписи, что обеспечивает регистрацию хода судебного заседания, соблюдение принципа судопроизводства, правопорядка и законности при отправлении правосудия, дисциплинирует участников судебного процесса, упрощает порядок судопроизводства, позволяет отслеживать ход судебного заседания.
Участникам судебного разбирательства предоставляется возможность дистанционного проведения заседания, что позволяет сэкономить бюджетные средства и избежать других рисков. Видеоконференцсвязь — аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий удаленное участие лиц в судебном заседании. Она позволяет сохранять правосудие в дистанционном режиме. Данный сервис особо проявляет себя во время пандемии, осуществляя удаленное участие сторон в заседаниях.
У граждан есть возможность направить ходатайства или жалобы через «Судебный кабинет», а участвовать в заседаниях дистанционно и получить решение суда в день рассмотрения через электронную почту.
Формирование электронного правосудия в Казахстане имеет удобства и преимущества для граждан. Внедрение информационных технологий направлено на упрощение и повышение оперативности судопроизводства.
— На наш взгляд, активное использование информационных инструментов в судопроизводстве будет способствовать повышению его оперативности, доступности и прозрачности, устранению бюрократических, административных барьеров и искоренению коррупции. Применение информационных технологий в данной сфере для реализации всех принципов судопроизводства и обеспечения надлежащей защиты прав граждан и юридических лиц является наиболее правильным и кратким путем, — заключила судья.
Сара ТАЛАН