Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В российских школах изучают религию

Об этом стало известно во время международной конференции с участием российских и казахстанских ученых и теологов, которые обсуждали новые пути, способствующие определению духовно-нравственного потенциала общества. Инициатором форума выступил Актюбинский университет имени Баишева.

Богословы и светские ученые из Башкортостана рассказали, какие шаги предпринимаются ими для религиозного просвещения населения, в частности, приверженцев ислама. Данная тема сегодня является актуальной в обществе. К примеру, с четвертого класса в российских школах введена дисциплина «Основа религиозной культуры». Ей отведено 32 часа, по 16 часов в каждом полугодии. На уроках детям рассказывают о культуре исламской, православной, иудейской, буддистской религий без теологических углублений. Новую дисциплину преподают не богословы, а специалисты. Для этого в ряде вузов РФ будущие юристы, лингвисты, историки, социологи и политологи, кроме основной специальности, 500 часов изучают историю культуры ислама.

— Нам часто приходится объяснять, что в государственных вузах готовят не духовных лиц, а специалистов с углубленным изучением истории культуры ислама, — говорит завкафедрой Башкирского государственного педуниверситета имени М. Акмуллы, доктор философских наук Валерий Хазиев. — При этом мы тесно сотрудничаем с исламскими вузами.

На конференцию приехал и декан теолого-педагогического факультета Российского исламского университета Артур Гарифуллин. Духовное учебное заведение насчитывает вековую историю и знакомо казахам как медресе «Галия».

— Нашими выпускниками являются такие выдающиеся личности, как Магжан Жумабаев и Бейимбет Майлин, — отметил Артур Гарифуллин.

Что касается религиозной проблемы, то, по его словам, в советское время эти вопросы обходили стороной. Из-за незнания прошлого и появились наши нынешние проблемы. Но в последнее время в России, хотя государство и отделено от религии, идет некое сближение. Порой оно вызывает удивление у части общества и порождает вопрос: не противоречит ли это закону.

— Я являюсь представителем центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), которое было образовано еще в 17 веке при Екатерине II как Оренбургское магометанское духовное собрание. Осенью мы отмечаем 225-летие со дня образования, и юбилей будет проводиться на государственном уровне. Это говорит о том, что чиновники понимают, что наша страна нуждается в духовности, — говорит Артур Гарифуллин.

Российские теологи сетуют, что в современном мире понятие мусульманства ассоциируется с терроризмом и экстремизмом.

— Такого не должно быть вообще, так как само слово ислам означает мир, — отмечают они.

Вместе с тем выступающие обозначили ряд актуальных проблем, характерных как для России, так и для Казахстана. По данным Артура Гарифуллина, в таких странах как Египет, Саудовская Аравия, Турция, Иордания сегодня обучаются более пяти тысяч молодых людей из России, хотя только 300 из них были официально направлены духовенством. В каких вузах и какой религии они обучаются, известно одному Аллаху.

По мнению заместителя директора медресе Московской Соборной мечети Марата Аршабаева, молодые люди, закончившие вуз за рубежом, должны прийти в муфтият, сдать экзамен и соответственно своим знаниям занять должность в структуре духовного управления мусульман.

— Нам необходимо наладить регулярный обмен имамами из числа выпускников официальных учебных заведений, привлекая их и ученых из стран СНГ к работе по интеграции мигрантов-мусульман, — считает Марат Аршабаев. — Сегодня, когда многие арабские страны охвачены насилием, нам необходимо сконцентрировать внимание на создании центров высшего мусульманского образования. Для уммы России и Казахстана, как и для других стран СНГ, главной проблемой является малочисленность профессиональных образованных кадров. Мы, религиозные деятели, должны приложить все усилия, чтобы наша молодежь могла отличать истинный ислам от ложного.

С особым интересом присутствующие слушали доклад известного актюбинского ученого Азимбая Асарова.

— Мы никогда не должны спорить, нужна ли нам религия или нет. У каждой формы духовного освоения мира есть свое место в обществе, и сейчас, мне кажется, главная теоретическая задача — понять, где это место и как религия должна выполнять действительно духовно-познавательную функцию, — утверждает ученый.

Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"