Условия домашнего карантина и переход на дистанционную форму обучения показали, что современные родители не могут наладить отношения со своими детьми и взять за них ответственность.
Переход на дистанционное обучение в связи с ЧП выявил не только технические проблемы в виде сбоев во время массовых занятий в интернете. Сбои произошли и в психологическом настрое многих родителей, которые срывались на детей и педагогов, потому что не могли справиться с ролью домашнего наставника. «В школу буду бежать вприпрыжку», — говорит ребенок из шутливого видео, которых в связи с переходом на дистанционное обучение появилось множество в сети. На эту тему мы поговорили с педагогом и психологом Айгуль Байжановой.
— Сами дети тоже продемонстрировали, что в психологическом плане у них не все в порядке. Прежде всего вышла на поверхность такая проблема, как неспособность молодого поколения к самостоятельной работе. Это пробелы в воспитании или общая тенденция в развитии современных детей?
— Дело в том, что в нынешней школьной программе мало заданий на самостоятельность и развитие критического мышления. Дети привыкают, что получают знания в готовом виде. Я бы не сказала, что у современных детей нет самостоятельности, ведь они могут без посторонней помощи овладеть навыками работы с сотовыми телефонами и гаджетами. Несамостоятельность новое поколение проявляет именно в добывании знаний. Зачастую причина в гиперопеке в этом вопросе со стороны родителей. Кроме того, многие родители были не в курсе, как идет процесс обучения, и недо-оценивали то, сколько вкладывается в ребенка в школе, чтобы он пришел уже с готовыми знаниями.
— Еще один негативный момент, который всплыл в результате надомной учебы школьников, это трудности во взаимоотношениях детей и их родителей. Многие взрослые оказались неспособными наладить контакт с собственным чадом и проявить терпение. Как вы думаете, почему так происходит?
— Это действительно так. Причина в том, что современные родители больше заняты зарабатыванием денег и карьерой. Обязанности по воспитанию они переложили на репетиторов и педагогов. Сейчас наблюдается такая тенденция: родители стараются занять детей кружками, лишь бы они поменьше были дома. И теперь, когда все кружки закрылись и дети вынуждены быть дома, родители столкнулись с необходимостью делать то, что, по сути, является их обязанностью. То есть заниматься воспитанием. Поэтому я не считаю это трудностью во взаимоотношениях. Это оказалось стрессовой ситуацией для взрослых: постоянно быть с детьми и чувствовать ответственность за их развитие, а не перекладывать ее на других.
— Правда, нет худа без добра: после того, как родители сами попробовали себя в роли учителей, к труду педагога отношение изменилось. А вообще, какие взаимоотношения должны быть у детей и учителя и как родители должны настраивать своих детей в этом плане?
— Родители только сейчас увидели, насколько педагоги терпеливы, даже если дети не понимают сразу. Они по несколько раз отправляют задания, вынуждены постоянно сидеть в чатах и объяснять. Многие, наконец, увидели этот объем работы и оценили труд. Но есть категория родителей, которая высказывает лишь недовольства и жалобы. Например, что учителя много требуют. То есть некоторые родители поощряют лень в своих детях, безответственность. Есть и такая тенденция. Хотя в данный момент родителям и учителям нужно стать друзьями и помочь ребенку. Никто не виноват, что ввели карантин, что появился вирус. Нужно просто извлечь уроки.
— Какие еще проблемы современных детей, по вашему мнению, выявил переход на дистанционное обучение?
— У самих детей выявились нежелание контактировать со своими родителями, тяга поменьше бывать дома. Это звоночек, который говорит о том, что ребенку некомфортно в кругу семьи. Также стала явной проблема, что у детей нет интересов помимо учебы. Родители не продумали и не научили их проводить свой досуг. У каждого ребенка, помимо образовательных кружков, должно быть хобби. В результате дети не могут организовать свой досуг, считают, что кто-то должен их развлечь и заинтересовать. Кто-то другой, но не они сами. Не лучшую роль здесь играет и гиперопека, желание некоторых родителей делать все за детей, всем их обеспечить, но не задумываться о развитии и психологическом состоянии ребенка.
— Какие бы рекомендации вы дали родителям по взаимоотношениям с детьми и по дистанционному обучению? Особенно с учетом, что данная форма обретает популярность.
— Надо не бояться нового и идти в ногу со временем, приучая к этому детей. С пользой использовать то, что мы получили во время карантина. Это умение находить какие-то новые контакты и ресурсы, больше проводить время с детьми, а не пытаться от них избавиться. Изучать вместе что-то, например, языки. Надо, чтобы родители задумались и начали больше разговаривать с детьми. Стали понимать их чувства, интересы, потребности. Главная рекомендация: проявлять любовь, внимание к детям. Но это должно быть не гипертрофированное внимание, не чувство вины, что что-то не додали, а безусловная любовь. Ребенок это будет чувствовать и будет спокоен. А при нынешней ситуации с пандемией главное — это спокойствие, которое передается от родителей к детям. Создавайте детям дома комфортные условия и любите их.
Алиса МАРИНЕЦ
Фото из открытых интернет-источников