В прошлом году сферу деятельности неправительственных организаций в Казахстане коснулся ряд нововведений.
Это дополнительные формы финансирования в виде грантов и премий, введение в работу Базы данных неправительственных организаций, создание оператора грантового финансирования, определение уполномоченного органа в сфере взаимодействия
с НПО, наделенного функциями реализации и мониторинга
применения перечисленных новшеств.
О приоритетных задачах, ключевых направлениях и планах
профильного ведомства мы поговорили с председателем Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Галимовой Алией Кайратовной.
— Алия Кайратовна, расскажите, какая работа проводится Комитетом с момента его образования?
— За четыре месяца работы профильного Комитета (с 4 ноября 2016 г. – прим. автора) проделана значительная работа. Сформулированы цели и задачи ведомства, определены следующие основные приоритеты дальнейшей работы в сфере гражданского общества, среди которых:
— дальнейшее развитие различных форм взаимодействия государства и НПО, создание новых диалоговых платформ и совершенствование действующих площадок;
— повышение правовой, организационной и финансовой устойчивости НПО;
— расширение участия НПО в процессе принятия решений, мониторинг и анализ деятельности общественных советов;
— а также совершенствование процедур государственного социального заказа.
К примеру, в рамках организации общенационального диалога Комитетом проведены такие мероприятия, как VII Гражданский форум Казахстана, заседание Координационного совета по взаимодействию с НПО при уполномоченном органе, серия заседаний рабочих групп по взаимодействию с НПО. По итогам VII Гражданского форума неправительственными организациями выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государства и неправительственного сектора. В результате обсуждений НПО и госорганами выработанных рекомендаций на заседании Координационного совета заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан утвержден план мероприятий по их реализации.
Государственный социальный заказ продолжает оставаться одним из системных механизмов государственной поддержки неправительственного сектора. Объем финансирования социальных проектов НПО по республике в рамках госсоцзаказа, по данным Министерства финансов, с 2003 по 2016 годы составил 42 392,1 млн тенге. При этом объем госссоцзаказа на местном уровне составил 30 814,8 млн тенге, а на центральном – 11 577,3 млн тенге.
Наблюдается тенденция увеличения объема финансирования по госсоцзаказу. Так, по данным Министерства финансов, по сравнению с 2015 годом (7 143,9 млн тенге), в 2016 году объем госсоцзаказа возрос на 20% и составил уже 8 878,6 млн тенге.
Кроме увеличения объема финансирования, начиная с 2003 года, ведется работа по расширению отраслевого принципа реализации государственного социального заказа. И министерством в данном направлении также продолжена активная работа.
К примеру, в текущем году госсоцзаказ реализуют 8 центральных госорганов: министерства по делам религий и гражданского общества, здравоохранения, труда и социальной защиты, информации и коммуникаций, внутренних дел, энергетики, национальной экономики, Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. На местном уровне в 2017 году госсоцзаказ размещают порядка 300 отраслевых подразделений местных исполнительных органов.
Кроме того, в целях повышения и укрепления финансовой устойчивости НПО в 2016 году в рамках Плана нации – «100 конкретных шагов» в Казахстане впервые стали выделяться гранты для неправительственных организаций. Это новая форма финансирования НПО, не основанная на государственных закупках.
Первые гранты выданы в 2016 году оператором в сфере грантового финансирования в форме НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» на реализацию 11 социальных проектов на сумму 208 млн тенге.
Как результат, к концу прошлого года успешно завершены первые грантовые проекты НПО: к примеру, разработка карты медиаторов, открытие Национального контакт-центра по правам ребенка «111» и др.
В этом году объем грантового финансирования составляет уже
612 млн тенге, гранты охватывают более 10 направлений социальной сферы и содержат 47 тематик, которые были отобраны по отраслевому и территориальному принципам, а также по видам и долгосрочности грантовых проектов.
Как вы знаете, в 2016 году в целях расширения участия НПО в процессе принятия решений заработал новый механизм – общественные советы. Нормативную правовую базу деятельности общественных советов составляет Закон РК «Об общественных советах», постановление Правительства РК «Об утверждении типовых требований к порядку организации и проведения общественных слушаний».
Сегодня по республике работают 227 общественных советов. В их деятельности задействовано более 4-х тысяч человек, 75% которых – это представители гражданского общества.
Общественными советами используются все формы общественного контроля в рамках решения актуальных вопросов социально-экономического развития на центральном уровне и в регионах. Так, в 2016 году советами рассмотрено порядка 5 700 НПА, по наиболее важным вопросам проведено около 450 общественных слушаний, заслушаны отчеты более 1 000 руководителей государственных органов различного уровня.
В данном направлении министерством организован системный мониторинг и анализ деятельности общественных советов, обобщение лучших практик по проведению общественного мониторинга, подготовка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию общественного контроля.
В целях дальнейшего укрепления системного диалога между государством и гражданским сектором мы продолжаем работу по оптимизации нормативно-правовой базы в сфере деятельности общественных советов. В настоящее время собраны предложения госорганов, общественных советов, международных организаций, НПО по совершенствованию Типового положения об общественных советах.
Кроме того, в текущем году в целях создания единой диалоговой площадки, а также повышения потенциала советов министерством планируется проведение Первого республиканского Мажилиса общественных советов.
— Каковы дальнейшие планы Комитета в данном направлении?
В Послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства подчеркнул важность активного участия гражданского сообщества в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, формировании в обществе нулевой терпимости к любым радикальным проявлениям, принятии дополнительных шагов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
В рамках расширенного заседания Правительства РК по обсуждению вопросов взаимодействия государства и НПО, состоявшегося в январе т.г., министр по делам религий и гражданского общества Н.Б. Ермекбаев доложил Правительству о проведенной работе в сфере развития гражданского общества и определил основные задачи в данном направлении на предстоящий период в соответствии с приоритетами, обозначенными в рамках Послания.
Так, в целях повышения устойчивости НПО в текущем году значительно увеличен объем грантового финансирования НПО и спектр тематических направлений проектов. На сегодняшний день этап формирования и подачи конкурсных заявок на гранты завершен. В этом году рассматриваются около 400 заявок по 47 темам.
В текущем году впервые будет проведена оценка нужд и потребностей населения по регионам, включая сельские регионы. По итогам комплексного исследования по выявлению потребностей населения предусмотрена выработка рекомендаций и формирование карты нужд и потребностей населения страны.
Тема одного из других грантов посвящена подготовке методологии по проведению исследования и разработке показателей, отражающих вклад НПО в социально-экономическое развитие страны на основе международного опыта стран ОЭСР.
В текущем году в целях оптимизации механизма грантового финансирования мы проводим работу по дальнейшему совершенствованию правил предоставления грантов для НПО. В последующие годы к формированию тематик и объемов грантов также планируется привлечение центральных госорганов.
В целях дополнительного стимулирования, мотивации, повышения устойчивости неправительственного сектора1 июля 2017 года впервые будет объявлен конкурс на соискание премии для НПО. В этом году на премии для НПО предусмотрено 68 млн тенге.
Также сейчас мы активно работаем в направлении развития взаимодействия НПО и бизнес-сообщества. Государство всегда было заинтересовано в сильных, устойчивых, конкурентоспособных НПО, в развитии их организационной, правовой и финансовой устойчивости.
С другой стороны, свою социальную роль бизнес мог бы раскрыть именно через партнерство с неправительственным сектором. В связи с этим в целях обсуждения актуальных вопросов и решения задач социального предпринимательства нашим министерством инициировано проведение специальной диалоговой площадки.
Что касается результатов в области развития взаимодействия бизнеса и НПО, то они уже есть. И подтверждением этого является прошедший недавно I Форум корпоративной благотворительности, участниками которого стали представители бизнеса, международных организаций и НПО.
Полагаю, что подписанный в рамках Форума меморандум о сотрудничестве в области реализации совместных социальных проектов дал старт активизации отношениям бизнеса и НПО. Уверена, что мы достигнем больших положительных результатов через сплоченное, солидарное сотрудничество государства, бизнес-сообщества и НПО.
Еще одно важное направление – это деятельность нашего министерства как уполномоченного органа в рамках принятого в прошлом году Закона Республики Казахстан «О волонтерской деятельности».В рамках утвержденных регламентов наш комитет осуществляет координацию работы центральных госорганов по ведению реестра учета волонтерской деятельности, мониторингу реализации волонтерских программ, проектов и волонтерских акций, а также работы местных исполнительных органов по мониторингу волонтерской деятельности в целом.
В текущем году запланирована разработка методических рекомендаций по организации работы с субъектами волонтерской деятельности в рамках волонтерских программ, проектов и акций.
Кроме того, в целях изучения потенциала развития отечественной волонтерской деятельности планируется проведение масштабного исследования с последующим анализом состояния волонтерства в Казахстане.
Также в рамках законопроектной деятельности на 2017 год разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности некоммерческих организаций».
Изменения в рамках законопроекта направлены на повышение эффективности, открытости и прозрачности реализации государственного социального заказа, а также на оптимизацию перечня организаций, представляющих сведения в Базу данных НПО. Так, в рамках проекта Закона предлагается введение таких новых понятий, как «формирование государственного социального заказа», «оценка результатов государственного социального заказа».
К законопроекту подготовлены соответствующие проекты подзаконных актов, регулирующие формирование, реализацию, мониторинг и оценку госсоцзаказа, стандарты услуг НПО.
— Алия Кайратовна, вы упомянули о Базе данных неправительственных организаций. Скажите, какими документами и регламентами должна руководствоваться неправительственная организация при подготовке сведений о своей деятельности для Базы данных НПО?
— Первый и основной документ – это Закон РК «О некоммерческих организациях». В соответствии с данной нормой некоммерческие организации в форме учреждений, общественных объединений, фондов, объединений юридических лиц, акционерных обществ, а также в иных организационно-правовых формах, которые не указаны в статье 17 Закона, и филиалы, и представительства иностранных и международных НПО, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, должны ежегодно до 31 марта предоставлять сведения о своей деятельности в Министерство по делам религий и гражданского общества.
Второй документ – Правила предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формирования Базы данных о них, утвержденные приказом № 51 от 19 февраля 2016 года.
В данных Правилах изложен подробный порядок формирования сведений и отчетная форма для заполнения.
Третье – Методические рекомендации о порядке предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формированию Базы данных о них и памятка по Базе данных НПО.
Вся нормативно-правовая база, регламентирующая формирование Базы данных НПО, а также вспомогательные документы размещены на сайте Министерства по делам религий и гражданского общества в рамках специальной рубрики «База данных неправительственных организаций» (http://www.din.gov.kz/rus/baza_npo).
Также хочу отметить, что отчетность НПО перед государством – специальными уполномоченными органами в сфере налоговой деятельности, статистики, юстиции – существует на протяжении вот уже 16 лет в рамках Закона «О некоммерческих организациях» (статья 41 – прим. автора).
Норма об отчетности НПО является требованием сегодняшнего дня, ведь для того, чтобы у государства был четкий вектор развития, единые цели и задачи, необходим порядок и учет всех его сфер.
В рамках поправок в отраслевой Закон «О некоммерческих организациях» от 2 декабря 2015 года был уточнен формат отчетности и предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о некоммерческих организациях.
В целом База данных неправительственных организаций – это специализированный отраслевой информационный ресурс, направленный на размещение информации о проектной деятельности НПО в Республике Казахстан.
— Какая работа проводится по переводу Базы данных в электронный формат? И какими преимуществами уже сейчас обладают НПО, зарегистрировавшись на infonpo.kz?
— С 1 марта 2017 года в работу запущен интернет-портал Базы данных НПО по адресу http://infonpo.kz/.
Теперь НПО могут заполнять и самостоятельно загружать, а также обновлять сведения о своей деятельности через электронный портал. Для авторизации на сайте нужен ключ ЭЦП, который можно получить в любом Центре обслуживания населения.
Также на самом сайте размещены Руководство пользователя интернет-портала infonpo.kz и обучающий видеоролик по процедуре регистрации и загрузке сведений в Базу данных НПО. На мой взгляд, вся информация изложена достаточно ясно и просто, у организаций не должно возникнуть сложностей при работе с сайтом.
В настоящее время министерством совместно с местными исполнительными органами при участии информационно-ресурсных центров проводится широкая информационно-разъяснительная работа по соблюдению законодательных норм о формировании Базы данных НПО, предусмотренных в рамках статьи 489-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Хотелось бы еще раз обратить внимание НПО о важности формирования Базы данных. Эффективность любого механизма проверяется лишь на практике. Поэтому нужно повсеместно принять участие в тестировании нового механизма в виде Базы данных, чтобы в дальнейшем совершенствовать систему государственной поддержки НПО, в том числе через введение определенных льготных условий, создать конкурентоспособную среду в неправительственной сфере.
Что касается преимуществ, то в соответствии с действующим законодательством нахождение в Базе данных дает НПО дополнительный балл при прохождении конкурса по госсоцзаказу. Кроме того, регистрация на infonpo.kz дает возможность НПО участвовать в конкурсе на получение гранта; НПО, не зарегистрированные в Базе данных, не могут претендовать на грантовое финансирование от государства.
— Спасибо за содержательную беседу.