Два года назад по инициативе обкома профсоюза работников образования и науки был проведен опрос среди учителей, в ходе которого опросили 500 педагогов. Получился среднестатистический портрет современного учителя: это женщина лет сорока, семейная, имеет двух-трех детей, педагогический стаж — 15 лет, полная почасовая нагрузка, участвует в олимпиадах и конкурсах, в общественной жизни коллектива и села. Работу учителя считает престижной и необходимой, но малооплачиваемой и при возможности готова сменить ее на более доходную.
Так случилось, что вскоре после нашего опроса была повышена заработная плата работникам бюджетной сферы, для педагогов введены дополнительные надбавки. С сентября 2011 года учителя высшей категории стали получать 100-процентную доплату к базовому должностному окладу. Эти меры направлены на повышение статуса педагогических работников.
Таким образом, обком профсоюза вовремя выявил необходимость улучшения социального положения учителя.
Однако вопросы совершенствования системы оплаты труда в сфере образования по-прежнему остаются актуальными. Остается проблемным улучшение условий жизни работников обслуживающего персонала, наиболее низкооплачиваемой категории людей, которые не пользуются социальной льготой, хотя от их труда в целом зависит работа всего учебного заведения.
Обком профсоюза неоднократно обращался в Министерство труда и социальной защиты населения, а также в Министерство образования и науки с просьбой изыскать возможность и решить вопрос о выплате этой категории работников лечебного пособия при выходе в трудовой отпуск в размере должностного оклада. Областной комитет активно участвовал в обсуждении вопросов реформирования системы оплаты труда работников бюджетной отрасли. Мы внесли предложение о внедрении новой модели оплаты труда педагогическим работникам, где для исчисления должностных окладов использовался бы не базовый оклад, признанный нелегитимным показателем, а минимальная заработная плата как законодательно установленный социальный стандарт.
Для обеспечения эффективного регулирования социальных, экономических и трудовых отношений между управлением образования и обкомом профсоюза образования и науки подписано соответствующее соглашение. В учреждениях образования заключено 566 коллективных договоров. Социальными льготами, предусмотренными в них, пользуются свыше 30 тысяч членов.
Анализ показывает, что предусмотренные законодательством льготы нашли свое отражение в коллективных договорах и соглашениях. Они включают в себя вопросы укрепления материальной базы учреждений образования, соблюдение социальных гарантий членов профсоюза. В коллективных договорах и двусторонних соглашениях предусмотрены меры по оказанию благотворительной помощи, выделение по льготным ценам путевок в санатории. Положительно решен вопрос компенсации коммунальных услуг и ежегодного медицинского осмотра педагогических работников. Сельским педагогам выплачивается 25-процентная надбавка к заработной плате, а проживающим в экологически неблагоприятных условиях – пособие.
Как показывает практика, в результате переговоров удается достичь полного согласия и взаимопонимания между профсоюзными комитетами и администрацией учреждения. Сегодня в них в основном решен вопрос о нормативной нагрузке учителей, своевременной выплате заработной платы, лечебных пособий и оплаты коммунальных услуг.
Системный характер приняла работа по организации договорных взаимоотношений с исполнительными органами власти. Педагогам созданы необходимые условия для развития профессионального уровня, творчества и повышения квалификации.
Наши профсоюзные организации принимают участие в ежегодном общественном смотре по безопасности и охране труда.
Таким образом, профсоюзы области реально стоят на защите прав педагогов, разделяя ответственность за сохранение социальной стабильности в регионе.
Раушан Серикова,
председатель
обкома профсоюза
работников образования и науки