Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Валяная роскошь

Новый мастер-класс, полученный журналистом «АВ», помог не только освоить интересный вид рукоделия, но и получить неповторимые детали гардероба.

Уже давно я заглядывалась на валяные вещи с растущим интересом. И не только заглядывалась, а и гладила их, примеряла, тщательно ощупывала, представляла их теплоту и уют, читала о валянии в интернете. Даже по сравнению с обожаемым вязанием валяние казалось намного более натуральным, близким к природе видом рукоделия.

Душа просила мастер-класса, а осенний плащ — осенних же аксессуаров. И вот, наконец, я решилась позвонить знакомому мастеру и напроситься на обучение.

 

Шерсть цвета осени

и блюдо для мяса

Валяние начинается с подбора шерсти. Свои берет и шарф я заранее представляла как букет осенних листьев — багрец и золото. В магазине нашлось много бордовой и желтой шерсти для валяния в виде длинных пышных хвостов. А недостающие цвета нашлись у мастера Гаухар Жалашевой.

Рабочее место для мокрого (а именно такое мне предстояло освоить) валяния должно иметь ровную, длинную и широкую поверхность. Например, кухонный стол. Гаухар еще называет как варианты пол и ванну с уложенной на нее дверью. Но это уже для крупных вещей типа пальто, а нам пока хватит стола.

Поверхность, которую подкладывают под шерсть, должна быть фактурной. Это либо упаковочная клеенка с пузырьками, либо какая-нибудь гофрированная резина. Весь стол мы застилаем клеенкой и начинаем поиск круглого шаблона для берета. Тарелку Гаухар не берет, крышку от семилитровой кастрюли — тоже. А вот блюдо для бесбармака вполне подходит. Почему такой большой размер? Потому что при валянии изделие будет усаживаться. Так что сантиметров пять со всех сторон уйдет на усадку-усушку-утруску.

 

Слой за слоем

Круг из обычной клеенки вырезан. Начинается укладка шерсти. По примеру мастера я беру шерстяной хвост и, зажав самый краешек между кончиками пальцев и подушечкой ладони, отрываю невесомый клочок. При таком подходе шерсти отделяется ровно столько, сколько нужно. И мы ее выкладываем, как мазки широкой кистью, от центра шаблона к краям и даже немного дальше, чтобы сделать переход на нижнюю часть.

— Надо следить, чтобы шерсть ложилась ровно, иначе потом, после сваливания, появятся слабые места, которые будет очень трудно за-крыть, — советует Гаухар. Конечно, я стараюсь, хотя получается не так ровно и быстро, как у мастера. Но мне еще везет, я учусь на живом примере. А вот сама Гаухар училась на видеоуроках из интернета.

Первый слой выложен, кладем второй. Он уже представляет собой не радиальные лучи, а окружности — от малой до крайней, самой большой, и тоже с запасом.

Третий слой снова по радиусу. Чем жестче изделие, тем больше в нем должно быть слоев. Шапки-шлемы, сделанные «под фетр», говорит Гаухар, готовятся в шесть-семь слоев и очень долго обрабатываются. Валенки, кстати, тоже. Мой берет помягче, но и он должен держать форму и не обвисать.

И вот наступает черед рисунка из других цветов. Снова отрывается кусочек шерсти, закручивается на кончиках и получается листик. Кладем его на бордовый круг, заранее прикидывая, какой будет рисунок. Я с радостью, один за другим, кручу листья — оранжевый, охристый, желтый, зеленый… Гаухар делает веточки и располагает между листиками.

 

Валять так валять!

А потом начинается собственно валяние. На сцене возникают два новых инструмента: мягкая москитная сетка и густой мыльный раствор. Сетку кладем поверх изделия, поливаем раствором и начинаем оглаживать. Именно так. Первый этап валяния — очень нежные и легкие касания, словно гладишь по голове младенца. Как только перестанут вытягиваться отдельные шерстинки — можно нажимать сильнее.

Принцип валяния прост. От трения мелкие чешуйки на шерсти теснее сцепляются друг с другом, а от мыльной воды больше расправляются, чтобы еще крепче схватиться. И вот уже невозможно растянуть в стороны когда-то пушистый и рыхлый слой шерсти. Узор, кстати, приваливается к основе так плотно, словно его нарисовали. Все вместе выглядит совершенно как акварель. Тут подает голос фотокор Максим, до этого снимавший совершенно молча:

— Эх, красота!.. Но некогда же, — вздохнул он, тем самым навсегда отказавшись от радостей валяния.

А мы переворачиваем круг, заворачиваем на обратную сторону запас, оставленный с краев, и снова выкладываем шерсть в три слоя и узор. В процессе валяния становится заметно, что изделие постепенно уменьшается. Вот уже пора вырезать серединку из нижней части, вынимать шаблон и валять на весу, чтобы низ не привалялся к верху.

Тут Гаухар достает нечто неожиданное и не совсем рукодельное — вибрационную шлифмашину. И объясняет:

— Когда надо валять быстро и большие площади, можно брать машинку, она здорово помогает.

Это правда. Десять секунд машинного валяния заменяют полчаса ручного. Завершающий этап выглядит совсем грубо. Изделие заворачивается в сетку и безжалостно мнется, месится и побивается о стенки ванны. Это чтобы довести его до окончательного размера и плотности. Берет готов!

Красиво и тепло

Пока сохнет вымытый берет, приступаем к шарфу. Так как он будет вдвое длиннее, чем мой стол, шерсть мы выкладываем двумя отдельными частями. И снова формируем куски длиннее и шире, с учетом усадки.

В шарфе слоев меньше, зато делаем смену цветов и узор выкладываем с обеих сторон. Это снова листья и веточки. Получается безумно красиво. Единственная сложность в том, что в процессе работы надо соединить оба куска и тщательно уплотнить стык, чтобы он не стал тем самым слабым звеном.

Когда все готово, я невольно сравниваю плюсы и минусы мокрого валяния по отношению к вязанию. Плюсы: выходит дешевле, делается быстрее и выглядит, пока валяные вещи не сильно распространены, намного оригинальнее. Минусы: требует специального рабочего места и много вспомогательных предметов. Вязать можно в любой свободный момент.

Ну а результат одинаковый — красивая и эксклюзивная обновка.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"