Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Вдохновение приходит во время творчества»

Разговор с ярчайшим композитором современного Казахстана состоялся после концерта в областной филармонии. Выступления выпускников, учащихся и профессиональных исполнителей объединяло авторство: все произведения были пера Абдинурова. Как можно было убедиться, этот композитор способен наполнить своим творчеством почти все жанры академической и эстрадной музыки.

Композитора Серикжана Абдинурова актюбинским музыкантам представлять не надо. Его сочинения, особенно написанные не для эстрадного исполнения, отличаются сильнейшей тягой к корням. В них звучит древний, доисламский Казахстан, который еще не был и не назывался Казахстаном как таковым. Абдинурова хорошо знают не только состоявшиеся музыканты, профессионалы. Он – почетный гость музыкального колледжа, где не в первый раз возглавляет государственную экзаменационную комиссию.

— Серикжан Куттымбетович, как часто вы бываете в нашем городе?

— С Актобе у нас взаимная симпатия и крепкая дружба. Я приезжаю сюда уже в третий раз на госэкзамены в музыкальный колледж. У меня тут много друзей – и ребята, с которыми я учился, и творческие коллективы, исполняющие мою музыку.

— Как вы оцениваете уровень наших выпускников по сравнению с выпускниками других музыкальных колледжей?

— Я считаю, что актюбинский колледж крепко стоит на ногах. Созданы хорошие условия для того, чтобы музыканты могли спокойно работать. Чувствуется большая работа нынешнего и предыдущего руководства. А самое главное – огромный потенциал студентов и выпускников. Этот год особенно урожайный на лауреатов республиканских конкурсов и олимпиад, и я вижу, что колледж уже может выступать на международном уровне.

— Как вы оцениваете уровень сегодняшнего концерта? Вам понравилось, как прозвучали ваши произведения?

— Я думаю, что концерт удался. Мне очень приятно, что в вашем городе есть отзыв на мое творчество – это, я считаю, главный стимул для любого композитора. Об уровне студентов и коллективов я уже говорил – он высок. Еще очень приятно, что у концерта хорошая организация. Хочу сказать спасибо директору филармонии Канату Айтбаеву за предоставленный зал и своему другу, директору музколледжа Аманжолу Исмагулову за организацию. Вы знаете, организовать концерт – это такой тяжелый процесс, композиторы его боятся…

— Композитор не может быть своим продюсером?

— У нас в Казахстане такая картина. Есть шоу-бизнес, там все более или менее отлажено: артисты творят, продюсеры их продвигают. До академической музыки это пока не дошло. Хотя хорошо бы иметь своего продюсера, чтобы голова была занята творчеством, а организационные вопросы решал тот, кто умеет это делать.

— Есть ли музыкальный жанр, который вы никогда не станете слушать?

— Я слушаю всю музыку. Дело не в жанре, а в качестве произведения и исполнения. Можно и простую песенку очень хорошо написать, аранжировать и исполнить. А иногда услышишь современный романс и понимаешь: нет у автора ни вкуса, ни ума, ни совести.

— Некоторые выпускники консерватории работают в эстрадных и поп-коллективах. Например, скрипачка Аида Аюпова из группы «Улытау». Как вы считаете, для академического музыканта это шаг назад?

— Совсем нет. Такие коллективы – это требование времени. Более того, это огромный вклад в музыкальное воспитание молодежи. Благодаря тем же «Улытау» подростки знают казахские мелодии и стремятся играть на народных инструментах. Это же прекрасно! Так что, если это качественная игра, я только за.

— Как приходят мелодии? Вы их создаете сами или воспринимаете откуда-то?

— Как сказал Чайковский, вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Вдохновение приходит во время творчества. Поэтому профессиональный композитор должен сидеть и работать, а потом суметь поймать мелодию, которая пришла, и быстро записать ее. Да, мелодии приходят откуда-то сверху. Композитор с одной стороны – приемник информации. А с другой он использует уже свой опыт, свое образование и творческий багаж, чтобы из мелодии вытащить тему, мотив, фразу и, наконец, произведение. Поэтому четкую грань – где Божий дар, а где ремесло человека – трудно провести.

— Вы избегаете политики или участвуете в ней?

— Активно не участвую, но и в стороне оставаться не могу и не имею права как современный информированный человек и патриот. Приходится отзываться на то, что происходит вокруг.

— Каково ваше отношение к трагедии на погранпосту «Арканкерген»?

— Я сам служил в армии. Знаете, я был возмущен тем, что это вообще стало возможно: граница, то есть защитники нашей страны, которые первыми должны принимать на себя любой удар со стороны – и вдруг такой кошмар. Просто так этого быть не могло. Это же пограничный пост, а не спящий аул! Но в любом случае надо ждать точных фактов, не изобретать дикие версии и не поддаваться на провокации.

— Вы считаете себя настоящим казахом?

— Я очень надеюсь, что это так.

— А какие качества должны быть у настоящего казаха – безупречное знание языка, например?

— Язык в совершенстве знать очень трудно, даже невозможно. Главное – знать историю и культуру своей страны, знать людей, которые сыграли судьбоносную роль в истории. И иметь желание сделать нашу Родину лучше.

— Нарисуйте портрет вашего слушателя. Каким должен быть человек, чтобы понимать музыку Абдинурова?

— Неожиданный вопрос. Думаю, что это должен быть человек интеллектуальный. Он должен знать повороты казахской истории, чтобы услышать их отражение в музыке. Необязательно ему иметь музыкальное образование. Но опыт слушания музыки должен быть, это точно. Мой слушатель должен быть культурным настолько, чтобы с легкостью воспринимать самые разные жанры.

 

Досье «АВ»

 

Ф.И.О. Абдинуров Серикжан Куттымбетович.

Образование, место работы: 1985-1990. КНК им. Курмангазы. Композитор, доцент КазНУИ.

Звания и достижения: «қр мәдениет қайраткері» (2001 г.); Государственный грант Министерства культуры и информации РК; 1-я премия Всесоюзного конкурса композиторов, г. Москва (1987 г.); 1-я премия Республиканского фестиваля творческой молодежи «Жігер-88»,

г. Алма-Ата; Международный фестиваль, г. Дрезден (1996 г.); Международный фестиваль им. Л. Бернстайна, г. Иерусалим (1992 г.); Государственный грант Министерства культуры и информации РК (1997 г.); 1-я премия Национального конкурса «Астана-Бәйтерек» (2007 г.).

Сочинения: «Дала», «Дастан», Соната для фортепиано, «Айжан би», «Симфоническая поэма», «Атамекен», «Заман шеру», «Жер ана» (кюй для оркестра народных инструментов), «Книга-симфония», «Прелюдия» для фортепиано и виолончели, «Қос қарлығаш», «Мұрагерлер» (музыка для спектакля), Симфония (1996 г.), Кантата (1998 г.), «Ордабасы» для струнного квартета (1999 г.), «Поэма» (2000 г.), «Наурыз» для фортепиано (2002 г.),  «Отан-Ана» (2004 г.),  «Тілек-дастан», «Көшпенділер» (2005 г.), «Шежіре», «Көкпар» (2006 г.), «Сақтар» (симфонический кюй), «Светлая печаль», «Көкбөрі», балет (2007 г.).

 

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"