Вот уже на протяжении почти четверти века с того самого дня, когда на Новую площадь Алматы вышла студенческая и рабочая молодежь с призывами к демократии и гласности, национальному суверенитету, общественность страны отмечает знаменательную дату в своей истории. Именно в этот день была прорвана колониальная цепь, удерживавшая народы постсоветского пространства на протяжении сотен лет в зависимости от центра. С истечением времени политологи и исследователи признают, что открытый призыв к суверенитету и демократическому устройству государства в СССР, впервые в ХХ веке прозвучал именно из уст казахской молодежи. А спустя пять лет объективно распалась советская держава, удерживавшая весь мир в своих политических и идеологических тисках. Союзные республики получили юридическую возможность развиваться как самостоятельные государства. В этом ряду Республика Казахстан достойно занимает передовые позиции не только на постсоветском, но и мировом пространстве как в политической, так и социально-экономической эволюции. Как отмечает Глава нашего государства, смысл национальной истории изначально был направлен на решение трех системообразующих задач, как: создание инновационной экономики, формирование эффективного мощного государства, единого толерантного общества.
С 1991 года ежегодно в середине декабря эта дата отмечается как великий праздник в республике. Не является исключением и нынешний год. После провозглашения Независимости началось строительство нового государства, где полярно противоположными были форма собственности, государственное устройство, идеологические установки. И в этом отношении достигнуты реальные экономические, политические, социальные достижения. Как свидетельствуют средства массовой информации, высказывания известных лидеров развитых государств планеты, выводы исследователей, казахстанский путь является самым ярким свидетельством реальных возможностей и потенциала народа. К примеру, на недавно завершившемся Саммите ОБСЕ премьер-министр одного из больших во всех отношениях государств мира Италии Сильвио Берлускони так оценил современный Казахстан: «Из этого прекрасного города Астаны, города толерантности, мы должны направить послание доверия и оптимизма народов, смотрящих в мирное будущее с надеждой… Я уверен, что иначе и быть не могло, поскольку Казахстан и Астана — эти места чрезвычайно важные и чрезвычайно важные с символической точки зрения и полностью совпадают с тем духом, в котором работает ОБСЕ».
За годы после провозглашения суверенитета на древней земле казахов реально сложилось независимое, успешно развивающееся и признанное во всем мире государство. Это бесспорный факт. Если так, то мы с уверенностью и поистине человеческой гордостью смеем утверждать, что к данной дате наше государство идет как никогда сильное в национальной истории. И здесь будет вполне объективным отметить его главную силу как единство нашего общества. За годы независимости республика, объединившая более 140 этносов и 46 религиозных конфессий, состоялась как единая нация, объединенная одной исторической судьбой и общими целями. И именно в этом надо полагать ценность устремлений и гордость казахстанцев. И именно в этом проявляются главная победа, заслуга и основа перспективы казахстанского народа.
Как свидетельствует опыт мировой цивилизации, мощь любого государства определяется его экономическим потенциалом. Экономика Казахстана за годы провозглашения независимости стала одной из наиболее динамично развивающейся составной эволюции. В этом отношении Президент страны дает такую оценку: «В мире не так много стран, которые демонстрируют ежегодный рост в девять-десять процентов или 30-процентный рост ВВП. Нам это удалось». В чем же секрет такого успеха, который удивляет лидеров многих государств мира, в особенности народы постсоветского пространства? Если проанализировать Послания народу Главы государства, в этом отношении на первый план выдвигается пройденный путь республики в годы суверенного развития, которые были насыщены реформаторскими инициативами. Благодаря многопрофильным реформам страна смогла занять на мировом рынке конкуренто-способные ниши по производству углеводородов, металла, зерна. По запасам углеводородов, а в ближайшей перспективе и в их добыче, наше государство может выйти на передовые позиции в мире. Достаточно высокие места оно занимает по годовой добыче угля, железной руды, бокситов, меди и цинка, марганца, серебра, фосфатов, а по экспорту зерна вышло в мировые лидеры. Зерно, выращенное в Казахстане, ныне экспортируется более чем в 40 стран мира.
Итак, теперь вернемся к тем событиям, на основе которых всенародный праздник Независимости обрел свое полноценное предназначение. В декабре 1991 года Казахстан вместе с другими республиками бывшего Союза вступил на путь самостоятельного развития. Падение союзного центра требовало от руководства срочно определить стратегию и тактику внешней и внутренней политики, отношение к наследию Союза, решить принципиальные вопросы социально-экономического и политического выбора, а также государственного устройства. Таким образом, во времени совпали две сложнейшие задачи: становление новой демократической государственности, социального и духовного возрождения. В новых условиях перед страной открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на практике означало коренное технологическое переоснащение экономики с одновременной перестройкой ее структур за счет активного привлечения инвестиций извне, переориентации отраслей экономики на наукоемкие отрасли.
Осенью 1991 года для политического руководства Казахстана вопрос сводился к тому, чтобы в полной мере, учитывая культурно-историческое своеобразие республики, в кратчайшие сроки и с минимальными потерями перейти к рыночным отношениям. В мировой практике существовало два разных пути движения от командно-административной системы к рыночной экономике — медленно, шаг за шагом, либо через “шоковую терапию”. Первый из них — постепенный — исходил из того, что созданные партийно-государственной системой структуры могут сосуществовать с новыми рыночными образованиями, постепенно врастая в них. Второй — радикальный, который предполагал максимально быстрое включение рыночных регуляторов (свободных цен, либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), решительную ломку многих государственных структур. В первом и втором вариантах для успеха реформ требовалась твердая политическая воля, надежная общественная поддержка.
Между тем у государственной власти и поддерживающих ее демократических сил не оказалось проработанной программы для конкретных экономических и политических преобразований. Растерянность и инертность правительства в первые годы негативно отразились на социально-экономической ситуации. Неясность экономических перспектив, дискуссии о денежной реформе и повышение цен толкнули население на скупку товаров, создание запасов предметов первой необходимости. Из магазинов исчезли практически все товары и продукты. Введение принципа распределения товаров среди населения по талонам, организация распродажи на предприятиях не могли решить сложившуюся ситуацию. В конечном счете все это способствовало усилению тенденции противостояния политических сил.
Вэтих сложных условиях 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента. Одним всеобщие выборы казались формальностью, другим перестраховкой. Находились и те, кто считал их политической игрой, пропагандистским фарсом. В то же время многие полагали, что выборы излишни потому, что избранный Верховным Советом президент и без того пользуется авторитетом, а результаты голосования можно предсказать заранее. Такая точка зрения была не лишена внешней логики; ее отстаивал и Парламент республики. Здесь следует учитывать два обстоятельства: во-первых, президент, избранный Парламентом, становится напрямую от него зависим. Глава государства, избранный всенародно, может проводить свою политику, не оглядываясь на Парламент, который имеет полное право его переизбрать; во-вторых, критическая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республиках бывшей федерации, требовала чрезвычайных, в том числе непопулярных мер с целью стабилизации экономики и осуществления ее радикального реформирования.
В результате выборов за нынешнего Президента отдали свои голоса 98,6 процента электората. Избиратели поддержали программу Президента не в одинаковой степени. Определенная часть населения одобрительно восприняла все направления предложенного стратегического курса, а другая голосовала только за проводимую им политику межнационального согласия, воспринимая лишь отдельные элементы рыночных реформ или начисто отвергая радикальные экономические преобразования.
Взвешенная национальная политика Президента сразу натолкнулась на сопротивление экстремистов и радикалов, и это далеко не случайно. Итоги социологического исследования общественного мнения в середине 1992 года показали, что около тридцати процентов населения Казахстана подвержены национал-патриотическим настроениям, то есть ставят во главу угла интересы какого-то конкретного этноса. Барометром поляризации национал-патриотических сил в обществе стала дискуссия о государственном языке, проходившая в рамках всенародного обсуждения проекта Конституции.
Наше государство с первого дня суверенитета не стремилось экспортировать любую, даже самую удачную модель социально-экономического развития. Создавалась собственная концепция, опирающаяся на совокупный мировой опыт и учитывающая особенности национального характера, обычаи и традиции народов республики.
Выбор социально-экономической модели во многом диктовался тем обстоятельством, что человек с постсоветским менталитетом не может посредством радикальных действий (шоковой терапии) принять в качестве своих идеалов частную собственность и свободное предпринимательство. Поэтому в постепенном переходе к рыночной экономике правители пытались соблюсти меру разумного сочетания свободы личной инициативы и социальных гарантий личности. Поддерживая идею социального партнерства, в качестве ключевого момента выбирался путь формирования широкого слоя собственников, то есть среднего класса, который является реальной опорой современной цивилизации, демократии и общественно-политической стабильности.
Сложность определения внутренней политики заключалась в основном и в том, что Казахстан получил в наследство народное хозяйство с глубоко деформированной отраслевой структурой, высокой инерционностью и ресурсоемкостью, всецело зависимое от импорта товаров народного потребления. Свыше 90 процентов экспортной продукции Казахстана приходилось на сырье, материалы и полуфабрикаты: нефть, газ, уголь, цветные металлы, продукцию химии и др.
В этих условиях был выбран курс на реформу отношений собственности, который законодательно был закреплен в Конституции РК, законе о собственности и других законодательных актах. Была принята Государственная программа поддержки и развития предпринимательства. Для ее ускоренной реализации, преимущественно в сфере частного бизнеса, развития конкуренции и инфраструктуры рынка, был создан республиканский фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, его территориальные отделения.
В 1991-1992 годы проводился первый этап приватизации, в ходе которого было приватизировано свыше 7 тысяч государственных предприятий. Общая оценочная стоимость приватизированных предприятий в ценах 1990 года составила свыше 40 миллиардов рублей. В 1993 году приватизированные и негосударственные предприятия производили 40 процентов продукции в аграрном секторе, 6 процентов в промышленности и на транспорте, 9 — в строительстве. К началу 1993 года удельный вес приватизированного жилья составил около 40 процентов от общего количества. В сельской местности на базе приватизированных хозяйств было создано 784 коллективных предприятия. В 1993-1995 годы проводился II этап Национальной программы разгосударствления и приватизации.
Одновременно проводился курс на формирование альтернативных форм хозяйствования. К 1 апреля 1993 года в республике действовали 13,6 тысячи малых, 9 тысяч частных, 3,7 тысячи кооперативов и 11,2 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. С участием иностранных фирм были созданы 674 совместные предприятия, из них 139 — по оказанию услуг населению, более 40 государственных концернов, корпораций, компаний, ассоциаций и других органов хозяйственного управления. В целях развития конкуренции и реализации государством антимонопольных мер были приняты законы о развитии конкуренции и ограничения монополистической деятельности и о защите прав потребителей.
Стали проводиться кардинальные реорганизации системы управления в стране.
Изменилась концепция распределения бюджетных дотаций и субсидий предприятиям, а сам бюджет стал формироваться с учетом новой налоговой политики.
Существенно изменились подходы к социальной защите населения, образовались фонды — пенсионный, социального страхования, занятости. Средства пенсионного фонда стали собираться за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан. В качестве главных задач пенсионного фонда были определены: обеспечение полного учета и регистрации плательщиков обязательных страховых взносов, аккумулирование средств и обеспечение финансирования расходов на выплату пенсий и пособий, взаимодействие с органами налоговой службы по контролю за полнотой поступления средств на пенсионное обеспечение, организация учета поступлений расходования указанных средств по целевому назначению.
Экономические и структурные преобразования не всегда давали свои позитивные результаты. В связи с этим к концу 1992 года в стране была разработана программа не-отложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ на период стабилизации экономики и перехода к рынку. Программа предусматривала меры по усилению мотивации к труду и наращиванию производства, государственной поддержки предпринимательства, ускоренные темпы разгосударствления и приватизации.
В тяжелейшей финансовой ситуации государство выделяло значительные средства на нужды армии, развитие культуры, науки и искусства. В условиях глубокого экономического кризиса выделялись немалые средства на содержание театров, профессиональных творческих коллективов, издательств и Союза писателей. В эти годы была увековечена память выдающихся казахских личностей, было организовано празднование юбилея Абая и создан его фонд.
Осуществляя структурно-инвестиционную политику, призванную устранить сырьевую направленность экономики республики, правительственная программа предусматривала протекционистские меры при помощи налоговых, кредитных, ценовых льгот, субсидий, дотаций и других форм финансовой поддержки. Таким образом пытались устранить перекосы, допущенные на начальном этапе реформы, когда основными видами предпринимательства стали биржевое дело и посредническая деятельность, элементарная перепродажа товара, а само производство и инвестиции отошли на второй план.
Одним из важных приоритетов экономики было развитие агропромышленного комплекса. Правильность курса подтвердила уборка рекордного урожая 1992 года собственными силами.
Серьезные меры проводились по углублению реформы банковско-финансовой системы, стабилизации товарно-денежного обращения и борьбе с инфляцией, ускорению создания и развития рыночной инфраструктуры, упорядочению внешнеэкономической деятельности в целях защиты интересов республики. Уже в этот период впервые принимается правительственная программа по борьбе с коррупцией, экономической и уголовной преступностью.
Одним из главных событий в области внутренней политики стало принятие первой Конституции независимого Казахстана (28.01.1993 г.). Работа над проектом Основного Закона велась более двух лет, в ходе которых он прошел глубокую проработку специалистов, включая независимую экспертизу. После одобрения документа в первом чтении восьмой сессией Парламента, он был вынесен на всенародное обсуждение. Факт принятия Конституции Казахстана свидетельствовал о том, что наша республика законодательно подтвердила свою приверженность международным нормам, созданию демократического правового государства, и тем самым провозгласила себя неотъемлемой частью мирового сообщества.
В Конституции однозначно было заявлено о том, что идея мира и согласия, равноправия всех наций и народностей, совместно проживающих в Казахстане, является конституционной нормой нашей страны. При этом гарантировались сохранение этнической самобытности и национально-культурного многообразия. Все это рельефно подтверждает то, что фундаментальным положением внутренней политики прежде всего выступает принцип межнационального консенсуса. Далее, впервые в отечественной законодательной практике закрепляется первичность прав и свобод человека, унитарность нашего государства, его территориальная целостность и неделимость.
Республика находилась лишь в начале нового пути. Утверждение правового государства не ограничивалось принятием Конституции. Позже постепенно разрабатывались и принимались законы, соответствующие подзаконные акты и процессуальные нормы, регулирующие и регламентирующие правовые процедуры взаимоотношений гражданина с обществом и государством, обеспечение их соблюдения. Среди них: закон о выборах, о Парламенте на профессиональной основе, об органах местного самоуправления. Главное кредо всех юридических нововведений сводилось к обеспечению полной свободы. Это прежде всего ответственность перед собой и окружающими людьми, борьба с анархией, эгоизмом и беззаконием. Все это должно было обеспечить смену общества диктатуры класса на новый диктат закона и права.
Значительную роль в реформах государственного строя сыграл Указ “О мерах по повышению эффективности правовой реформы в Республике Казахстан” (16.06.1993 г.). Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции Казахстана 30 августа 1995 года, по которому высшая законодательная власть была передана двухпалатному Парламенту, состоящему из Сената (по два депутата от каждой области) и Мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 года в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента РК Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. В 1997 году произошло важное событие в жизни Казахстана — перенос столицы в Акмолу, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.
Осуществление радикальных экономических и правовых реформ возможно было при наличии определенной идейной платформы, подкрепленной массовой поддержкой населения. Новая идеология должна была вобрать в себя новую систему своих ценностей. Целью идеологического обновления была провозглашена идея вхождения Казахстана в русло мировой цивилизации с опорой на общечеловеческие, общепланетарные ценности, консолидирующиеся с национальными традициями казахстанцев и общественно-государственной спецификой. Стержнем новой системы общественных ценностей провозглашались восстановление базовых нравственных ценностей (честь, честность, порядочность, гуманизм, совесть), экономическая, политическая и духовная свобода личности, гармонизация интересов человека, коллектива и общества.
В эти же годы стали формироваться общественно-политические объединения и политические партии.
Наше государство в 8 статье Конституции 1995 года четко определило основополагающие принципы внешней политики. Следует отметить, что Казахстан придерживался этих принципов с первых дней обнародования своей независимости: уважение принципов и норм международного права; сотрудничество и добрососедские отношения; равенство и невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное разрешение споров; отказ от применения первым вооруженной силы.
Строгое соблюдение данных принципов позволило стране приобрести определенный авторитет на мировой арене. К 1993 году независимость Республики Казахстан признали 110 государств, а 81 из них установили дипломатические отношения. В Алматы стали функционировать дипломатические представительства 22 стран и 4 международных организаций. Республика стала членом ООН, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, Международного валютного фонда.
Хельсинкская встреча глав государств стран-членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (июль 1992 года) проходила в условиях существенно изменившейся географии СБСЕ. При этом его территориальные рамки остались прежними, в то время как число членов общеевропейского совещания ощутимо возросло. Однако подписание Заключительного акта государствами Средней Азии и Казахстаном отнюдь не означало простое увеличение числа участников СБСЕ. Оно было гораздо весомее, поскольку знаменовало собой начало распространения Хельсинкского процесса с Европейского на Азиатский континент.
Поиск оптимальной формулы существования всего мирового дома, столкнувшегося с радикально обновившимися геополитическими ситуациями, стал лейтмотивом первого выступления Президента Республики Казахстан в Организации Объединенных Наций, которое, по мнению прессы, явилось событием мирового масштаба. В своей внешней политике Казахстан выступал за создание всеобъемлющей системы международной безопасности, рассматривая ее как концепцию долгосрочной цели. Эта программа сопровождалась принципиальной и последовательной линией республики. В этой связи Казахстан первым в мире закрыл испытательный ядерный полигон близ города Семипалатинска, за сорок лет существования которого было произведено 470 ядерных взрывов, в том числе 27 наземных и 87 воздушных.
Заключив в мае 1992 года оборонительный договор с пятью партнерами по СНГ и получив соответствующие гарантии безопасности со стороны США, НАТО, ЕЭС, других международных институтов, Казахстан стал участником Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Республика Казахстан первой из стран СНГ, на территории которой находилось ядерное оружие, ратифицировала этот документ особой важности. В формировании системы национальной обороны и безопасности республикой учитывались особенности геополитического положения, этнодемографический состав населения и уровень экономического положения. Все это предопределило главенствующую роль в обеспечении безопасности не военных, а политических средств. Республика решительно заявила о приверженности сбалансированным, деидеологизированным подходам к строительству отношений со всеми государствами ближнего и дальнего зарубежья.
В стратегии взаимоотношений с государствами бывшего Советского Союза определяющее значение для республики имели отношения с Россией. Казахстан и Россия уже в начале “постсоветской эры” подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, приняли ряд межправительственных соглашений по развитию научно-технических и культурных связей, товарообмена. С марта 1991 года на совместных встречах правительственного уровня, а также руководителей приграничных регионов обоих государств стали приниматься решения по многим жизненно важным вопросам. Так, на встрече президентов в городе Кокшетау было принято совместное заявление и состоялся обмен ратификационными грамотами Договора о дружбе. Была создана межправительственная комиссия по координации торгово-экономического сотрудничества двух государств.
Важное место во внешнеполитической стратегии отводилось взаимоотношениям с государствами Средней Азии, связи с которыми укреплялись по мере дезинтеграционных действий ряда членов Содружества Независимых Государств. На межправительственных встречах Казахстана и республик Средней Азии принимались соглашения, позволяющие обеспечить достаточно тесное экономическое сотрудничество стран региона, взаимный контроль за ходом реализации заключенных соглашений. К середине 90-х годов ХХ века определились конкретные направления взаимовыгодного сотрудничества, создания центральноазиатского альянса.
Широкие горизонты многопланового сотрудничества открылись перед Казахстаном со странами дальнего зарубежья. Здесь был избран курс, по которому Казахстан видел свою уникальную роль в качестве континентального связующего моста между Востоком и Западом. Важная роль отводилась взаимосвязям с Соединенными Штатами Америки, и не случайно именно посольство этого государства стало первым на территории Республики Казахстан. Постепенно налаживалось многостороннее сотрудничество с Англией, Францией, Австрией, Германией, другими европейскими странами. Здесь следует отметить заметное превосходство в налаживании отношений с Казахстаном как европейских, так и стран других континентов планеты.
Укреплению позиции Казахстана в мировом масштабе способствовали и внешнеэкономические связи, которые вновь формировались и развивались со дня провозглашения суверенитета. В страну стали направляться крупные инвестиции западных компаний. Были подписаны крупномасштабные контракты по разработке нефтегазовых месторождений с известными фирмами и компаниями мира. В эти же годы создается правовое пространство для бизнеса. Последовательно принимаются и реализуются законы “О собственности”, “О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства”, “О разгосударствлении и приватизации”, “О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности”, “Об иностранных инвестициях”.
Таковы изначальные вехи истории стабильного, сильного, динамичного и уважаемого во всем мире Республики Казахстан. Как видно даже из достаточно ограниченного материала, путь наш был, с одной стороны, полон оптимизма и веры в будущее многонациональной республики, с другой стороны, насыщен весьма сложными, ранее неизведанными трудностями и многоплановыми задачами. Как гласит народная мудрость, дорогу осилит идущий. Смелые и выверенные шаги государства во главе с признанным национальным и международным Лидером Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым накануне самого дорогого для каждого соотечественника праздника – Дня Независимости вселяют в душу каждого из нас объективную надежду на благоприятное будущее суверенного, демократического, правового государства.
Нуртаза АБДУЛЛАЕВ, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории Казахстана АГПИ