Эксперты предложили концепцию будущего Актобе. Транспортный хаб, экспресс, экопарк и креативные молодежные центры – это лишь часть названных проектов, которыми планируют осовременить областной центр.
Второй международный форум урбанистов, прошедший в Актобе, привлек экспертов по планированию комфортной для проживания городской среды. Вместе с вопросами по благоустройству, озеленению, санитарной очистке были обсуждены новые подходы к развитию территорий, жилищной политики, современные тренды общественных пространств, формирование культурного кода города.
Экспресс и транспортный хаб
Новые объекты, которые планируется ввести в ближайшем будущем, назвал глава региона.
– В приоритете – развитие Актобе как транспортного хаба. Универсальностью города является пересечение транспортных потоков в рамках коридора «Западная Европа – Западный Китай». Ежегодно рост трафика через регион составляет десять процентов, что позволяет генерировать грузо- и пассажиропоток. Однако при увеличении грузооборота возникает дополнительная необходимость в оборудованном помещении для хранения товаров и логистики. В этой связи мы заключили соглашение с КТЖ по строительству транспортно-логистического центра класса «А» площадью порядка 60 тысяч квадратных метров и грузооборотом около миллиона тонн в год, – пояснил Ералы Тугжанов.
Реализация проекта повысит эффективность и качество перевозок, снизит транспортные издержки и создаст элементы делового туризма. Аким области акцентировал внимание и на том, что постепенно увеличивается число авиасообщений. В этом году было открыто четыре рейса в Баку, Пхукет, Дубай, Уральск. До конца года в этот список войдут Ташкент и Самара. В планах запустить рейсы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Урумчи, Прагу, а также в Кокшетау, Шымкент, Усть-Каменогорск. Это увеличит пассажиропоток до 850 тысяч человек в год.
Неожиданной новостью для горожан стало решение о запуске экспресса между 41-м разъездом и станцией Жинишке протяженностью 18 км с 11 остановками. По сути, экспресс станет еще одним видом городского транспорта. По обе стороны от железнодорожной линии территорию благоустроят, озеленят, проложат тротуары и пешеходные мосты.
Особое внимание было уделено вопросам экологической безопасности. Большие обязательства по этому вопросу взяло на себя АО «ТНК «Казхром». В период с 2023 по 2027 год компанией будут реализованы проекты на 85 млрд тенге. В их числе – модернизация цехов, на 99% снизятся выбросы твердых частиц, до 2025 года полностью будут утилизированы ферросплавные газы основного цеха АЗФ. Кроме того, в санитарно-защитной зоне высадят 100 тысяч деревьев. Такие же соглашения планируют заключить с другими крупными предприятиями региона.
– В Актобе недостаточно парковых зон, дворы нуждаются в благоустройстве. В планах реконструировать почти 400 дворов за счет бюджетных и спонсорских средств. Также будет благоустроена набережная вдоль реки Илек от моста Кирпичный до моста Заречный. Это будет современный экопарк со спортивной зоной, детскими игровыми площадками, местами отдыха для горожан, – продолжил аким региона.
В целях безопасности по городу установят свыше двух тысяч камер видеонаблюдения и аппаратно-программных комплексов по дорожной безопасности на 94 участках. Возле школ и социальных объектов будут установлены пешеходные переходы.
Для молодежи откроют креативные центры на базе Өнер орталығы и библиотеки имени С. Жиенбаева. В Актобе появится IT-Hub.
Дизайн-код для города
– Формировать облик любого города следует согласно дизайн-коду, – отметил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Идрисов, который также принял участие в работе форума. – Города застраиваются в хаотичном порядке, без учета мнения населения. Возникает много отклонений от нормативных документов. В связи с этим министерство внедряет градостроительный кадастр, в котором будут определены требования и стандарты. В целом мы должны перейти на единый комплексный подход в формировании облика городов, – конкретизировал он, сообщив, что акиматы приступают к разработке дизайн-кода своих городов.
Таким образом, в будущем при проектировании будут придерживаться единого архитектурного стиля оформления улиц, кварталов, общественных зон.
Алмаз Идрисов сконцентрировал внимание и на теме дорожного строительства, отметив, что на законодательном уровне готовится ряд проектов по ужесточению требований к технадзору по ремонту и строительству дорог. Принятые меры, как заметил спикер, должны повлиять на улучшение качества проводимых работ. Рассказал он и о том, как будет развиваться дорожная инфраструктура области в целом.
– Население часто поднимает вопрос о состоянии дороги по направлению Актобе – Улгайсын. В планах построить там четырехполосную трассу. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Предстоит ремонт дорожного полотна на участке Шалкар – Кандыагаш. В следующем году приступим к ремонту, всего приведут в порядок 30 километров дорог, – конкретизировал он.
Приглашенные на форум урбанисты Аркадий Гершман из России и Ерлан Аукенов обратили внимание на некоторые недочеты, которые мешают городу стать комфортным. Речь шла об отсутствии тротуаров, остановочных павильонов, нецелесообразности разбивки широких парковок вдоль дороги. Говорили также о маломобильности улиц, нередко встречаются препятствия для пешеходов. Эксперты указали на то, что неудачная обшивка фасадов зданий может испортить облик улицы, отметили ряд других факторов, предлагая свое видение будущего Актобе.[divider]
Доступ к комфорту
Жилищный вопрос по-прежнему остается проблемным для большей части населения. Несмотря на то, что динамика по вводу нового жилья увеличивается из года в год, мечта о собственных квадратных метрах для половины казахстанцев так и остается заветной.
Придерживаться дизайна
На форуме, в ходе обсуждения вопросов урбанистики, были рассмотрены и новые подходы к жилищной политике. На пленарной сессии эксперты делились мнениями о том, как налаживать инфраструктуру при плотной застройке городов, как развивать окраины.
Известно, что в предстоящие семь лет по поручению Президента РК в стране планируется ввести 111 миллионов квадратных метров жилья. Понятно, что планы предстоят масштабные. Но как бы они не привели к хаотичной застройке и не создали дополнительную нагрузку на городскую среду в виде некомфортного жилья. Ведь тогда пострадают новоселы, как отметили участники форума.
Заместитель председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК Бауыржан Кабдол заверил, что при градостроительном планировании будут учтены стандарты комплексной застройки, которые и позволят избежать беспорядка. К тому же при возведении новых жилых массивов будет учитываться и строительство социально значимых объектов в пешеходной доступности. А городской дизайн-код позволит правильно расположить эти объекты.
В свою очередь председатель ассоциации застройщиков Казахстана Виктор Микрюков высказал мысль, что микрорайоны, где строят социальное жилье и расселяют уязвимые слои населения, не стоит превращать в обособленные кварталы.
– Об этом свидетельствует мировая практика. Территория, где строится социальное жилье, со временем превращается в гетто-районы. Отсутствие инфраструктуры, беспорядочное скопление автотранспорта – все это сказывается на неблагоприятных условиях проживания. Нельзя концентрировать такую категорию в одном месте. В столице мы уже пришли к подобному результату. Нужно учитывать этот фактор при проектировании в каждом регионе, – сказал спикер.
Также Виктор Микрюков предложил проектировщикам придерживаться идеи «двор без машин». В Астане это практикуется при застройке жилых кварталов.
– В Актобе тоже не мешало бы строить дома с запретом въезжать во двор с подземными паркингами, где размещался бы автотранспорт. От этого жители домов только вы-
играют, – добавил он.
По мнению спикера, проблему участившихся ДТП во дворах и на улицах города решили бы пешеходные зоны. Поэтому актюбинцам нужны улицы без машин, по которым люди могли бы свободно передвигаться пешком. Он выдвинул предложение по решению проблем с заброшенными зданиями. После реконструкции в них можно размещать креативные клубы для молодежи либо спортивные секции.
Ипотека – не единственное решение
Плавно вопросы благоустройства перетекли к жилищной проблеме. Участники пленарной сессии высказались об обеспечении жильем населения, ипотечном кредитовании и внесли свои предложения по этим двум вопросам. Доля городского населения в каждом регионе непрерывно растет. Только за последние пять лет число жителей в Актобе выросло на 20%. Вместе с этим отмечается большой спрос на жилье. Представители центра прикладных исследований «Талап» подсчитали, что средняя семья из двух человек сможет накопить на жилье (без ипотеки) минимум за семь лет. При этом ограничивая себя в тратах. Заместитель директора центра Аскар Кысыков считает, что жилье в стране распределяется неравномерно и не у каждого есть возможность за наличный расчет приобрести недвижимость.
– Согласно нашим исследованиям, 717 тысяч казахстанцев владеют двумя и более квартирами. Этот сегмент сконцентрирован в руках зажиточной части населения. В аренду сдается 55 тысяч квартир по стране. Значит, жилье есть, но не все имеют возможность его купить. Поэтому спрос на квадратные метры остается таким высоким, – констатировал он.
Социальной проблемой вырисовывается и рост цен на недвижимость. С 2016 года цены на квартиры и дома выросли на 74%. Большой скачок произошел в последние два года. Причем, как отметил эксперт, не только снятие пенсионных накоплений стало причиной роста цен на недвижимость. Сыграло роль и повышение стоимости на стройматериалы, и возникший в начале года дефицит на некоторые из них. Также на цене сказывается большой спрос на недвижимость.
– Ипотека остается единственной возможностью приобрести жилье, но, как показывает практика, не для всех. В Казахстане доля ипотечных кредитов по отношению к ВВП составляет 4 процента. Для сравнения: в России этот показатель превышает 10, в Европе – свыше 20 процентов. Несмотря на то, что государство предоставляет инструменты отдельным категориям граждан в получении кредита, доля ипотеки остается низкой. Причина в высокой процентной ставке. Заемщик, оформивший ипотеку, вынужден переплачивать в два, а порой и в три раза больше фактической стоимости жилья. Это несоизмеримые траты, – считает спикер.
Председатель правления Отбасы банка Ляззат Ибрагимова на этот счет заметила, что банк также повысил ставки вознаграждения по промежуточным займам. Сделано это с целью научить потенциальных заемщиков копить средства на депозитах. Так, чтобы снизить ставку по займу, клиенту банка нужно копить деньги на депозите не менее шести месяцев. Также банкир посетовала на то, что программа субсидирования арендного жилья не смогла доказать своей эффективности. Проблема оказалась в том, что арендаторы не соглашаются заключать договоры со съемщиками через банк, чтобы не войти в общую базу данных. Напомним, программа субсидирования была разработана с целью помочь лицам, стоящим в очереди на жилье от акиматов. Речь идет о многодетных семьях и семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, также людях с инвалидностью 1, 2 группы и сиротах. Государство возвращает им половину стоимости арендной платы. Учитывая высокие цены на аренду жилья, такая поддержка государства семьям была бы достаточно значимой.
Решение насущного вопроса с жильем предложили представители Казахстанской жилищной компании.
– Мы обратились к мировому опыту, чтобы понять, как сделать доступными квадраты. Речь идет о социальном арендном жилье. Сдавать его может как частный застройщик, так и жилищный кооператив, владеющий собственностью. Арендная плата устанавливается ниже рыночной стоимости и остается неизменной на срок действия договора. Договор о съеме заключается между собственником и арендатором. Такая практика в Казахстане действует между государством и социальной категорией граждан. А мы предлагаем сдавать жилье в найм любому лицу, нуждающемуся в крыше над головой, – пояснил заместитель председателя КЖК Рустам Исаев.
Ставку в этом вопросе делают на социальных предпринимателей. Инициаторы идеи также предложили ввести льготы для таких строительных компаний и субсидирование проектов. Подобные меры позволят привлечь больше инвестиций в социальный проект. В то же время аренда на этих условиях станет выходом для семей, не имеющих возможности оформить ипотеку.
В ходе форума его участники сошлись в одном: необходимо задавать новые стандарты в развитии любого города. Ведь строительство продуманных, экологичных и комфортабельных микрорайонов в стране откроет новую главу в жизни горожан.
Над Главной темой работала Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА