Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Великое благо

 

Амангельды Айталы, доктор философских наук, профессор
Амангельды Айталы,
доктор философских наук, профессор

Независимость в политико-правовым смысле — это верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость во внешней сфере. То есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, неподчинение власти иностранных государств в сфере международного общения.
По разным подсчетам, в мире более трех тысяч этносов, но имеют независимость только около двухсот наций. Обретают они независимость по-разному. Есть страны, чья независимость не имеет даты правозглашения, они независимы очень давно, в силу исторических обстоятельств: Япония, Англия, Швеция, Испания, Россия.
В истории известны случаи получения государственной независимости в результате борьбы зарождающихся наций за свою независимость, например Война за независимость США (1775-1783). Известны случаи образования нескольких самостоятельных государств из одного, частями которого они являлись (республики Югославии, Чехословакии, СССР). Вместе с тем известны и случаи постепенного обретения независимости, как в случае независимости Канады от Великобритании.
Объявление независимости сопровождается принятием Декларации. 16 декабря 1991 года Верховным Советом был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Причем Казахстан стал последней республикой Союза, объявившей свою независимость. Почему?
При всем уважении разных точек зрения, я все же хотел бы обратить внимание читателей на 90 и 91-е годы XX века, которые были действительно судьбоносными. Хотя объявление независимости союзными республиками соответствовало международным правовым нормам, в СССР тогда шла массированная идеологическая кампания против «парада суверенитетов». СМИ Союза пытались доказать, что независимость — это опасная забава, противозаконные попытки националистов к монопольной власти.
В 1966 году был принят «Международный пакт о гражданских и политических правах». Согласно первой статье этого пакта «все народы имеют право на самоопределение».
В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус — «свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Руководство Коммунистической партии Советского Союза считало, что это положение относится к порабощенным колониям европейских империй, но никак не к казахам, литовцам и другим народностям.
А ведь национальное государство рассматривается как фундаментальная категория мировой структуры. Недопущение нарушения прав меньшинств доминирующим национальным меньшинством, на чьей территории они проживают, четко оговаривается 27-й статьей пакта. Она гласит, что «в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими же нациями той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».
И при этом нам не надо было спешить. В апреле 1990 года в нашей стране введен институт президенства, и Президентом Казахстана был избран Н.А. Назарбаев.
25 октября 1990 года — особая дата для граждан Казахстана, символизирующая завершение старого этапа истории и начало новой страницы развития Республики. 25 октября 1990 года — день принятия Декларации о суверенитете, который стал переломным в казахстанской истории. Первым основополагающим законодательным актом страны стал Закон о государственной независимости. Это правовой, политический и идеологический документ, отражающий основные принципы общественности, прав и свобод человека, собственности, политического плюрализма и разделения власти. Эти фундаментальные положения легли в основу Конституции.
Мы постепенно, шаг за шагом шли к независимости, психологически подготовив наше многонациональное население к этому историческому событию.
Казахи составляли в своей же республике лишь около 44 процентов, то есть — меньшинство. Судьба независимости зависела от настроения неказахов. Такой демографической ситуации не было ни в одной республике Союза. Объявление независимости раньше всех означало бы, что многие некоренные народы, чувствовавшие себя гражданами своей страны на всей территории Союза, в независимом Казахстане почувствовали бы себя бездомными. Кстати, такое чувство испытывали и казахи России, Узбекистана и других частей СССР. Поэтому главным было не травмировать национальные чувства.
1990 и 1991 годы были периодом адаптации населения к новым ожидаемым, но весьма сложным изменениям. Казахстанцы постепенно пришли к выводу о том, что спасти Союз невозможно.
И 16 декабря 1991 года Верховным Советом принимается Конституционный закон «О государственной независимости РК». Нужно отдать должное депутатам того времени, которые с огромным уважением отнеслись к чаяниям казахского народа, шедшего к своей независимости несколько веков, проливая кровь и пот. Этот закон ждали все казахстанцы, ибо Казахстан на тот момент оставался единственной республикой, не заявившей о своей независимости.
Кстати, Россия объявила о своем суверенитете еще 12 июня 1990 года. В 2000 году Совет Федерации РФ в Санкт-Петербурге отметил
10-летие этого события. В числе казахстанской делегации был и я.
Республика Казахстан является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране произошли крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден 2-палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица. Не так давно появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот.
Существовавшая система экономики радикально преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах.
Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.
Независимость — великое благо. Казахстанцы изменились и в психологическом плане, мы независимы в своих суждениях и критически можем отстоять свое мнение в любой ситуации и по любым вопросам.
Независимость государства, его политическая организация меняют наше поведение, воспитывают в нас способность принимать самостоятельные решения, давать свою оценку. Мы существуем не для того, чтобы соответствовать ожиданиям  кого-то, другие также мыслят и действуют не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям.
Независимость — это длительный процесс: до полной независимости предстоит еще долгая и тернистая дорога. Как-то один из английских премьер-министров сказал, что «колонии не перестают быть колониями лишь потому, что они получили независимость». Примеров тому много и на современном постсоциалистическом пространстве. Когда речь идет о независимости, мы говорим о позитивной и «независимости для» в отличие от негативной «независимости от». Независимость — эта огромная ответственность, добившись ее, нам надо думать об ответственности перед настоящим и будущим. У каждого времени свои задачи, проблемы, трудности. Послание Главы государства 30 ноября 2015 года народу Казахстана является конкретизированным руководством дальнейших действий по достижению поставленных целей, качественно нового этапа развития нашего государства. В условиях глобальных вызовов современного развития, турбулентности мировой экономической и финансовой систем Глава государства в очередной раз продемонстрировал выдающиеся качества оперативно принимать решения стратегического характера при высоких темпах перемен.
Вступление республики в ВТО открывает новые возможности как для наших экспортеров, так и для ино-странных инвесторов, которые придут в ключевые сектора нашей экономики.
Перестроиться необходимо всем нашим предпринимателям, в том числе работающим в аграрном секторе. По сути, нам предстоит побороться за новые рынки сбыта, выдержав конкуренцию с зарубежными производителями товаров и услуг. Только на первый взгляд кажется, что будет трудно. На самом деле, у казахстанцев есть свои очевидные преимущества. К примеру, в большинстве своем мы производим экологически чистую продукцию, используя минимум всевозможных искусственных добавок. Взять то же молоко — натуральный продукт из наших хозяйств доставляется прямо на столы потребителей, тогда как во многих других странах его изготавливают из молочного порошка.
Но и в других отраслях казахстанцы могут составить мощную конкуренцию. И здесь Нурсултан Назарбаев прав, предлагая использовать в качестве драйверов  роста новые сектора экономики, создаваемые в рамках инновационной индустриализации. Глава государства привел примечательные цифры: за пять лет обрабатывающая промышленность выросла в 1,3 раза, химическая промышленность и производство строительных материалов — в 1,7 раза, выпуск продукции машиностроения увеличился в 2,2 раза, а экспорт — в 3 раза. Реализовано более 800 индустриальных проектов. В этом году металлургическая промышленность выросла сразу на 15 процентов, химическая — на 3,2 процента. К тому же Всемирный банк и Азиатский банк развития прогнозируют для Казахстана более высокие темпы экономического роста в 2016 году.
Получается, мы готовы работать в условиях ВТО, в условиях экономического кризиса. Главное сегодня — эффективно управлять экономикой, охватить рабочими местами незанятое население. Президент уверен, что все это станет возможным, если каждый гражданин страны приложит все свои усилия для выполнения поставленных задач.
Мы переживаем поворотный  момент в истории государства. Важнейшим богатством нашей страны являются не природные богатства, а ум, знания, здоровье, терпимость и согласие, это бесценный капитал.

Колонка "Взгляд"