Повар-универсал Юрий Куликов во время пандемии пересел с автомашины на мопед и намотал уже более 8 000 км. Своего двухколесного коня он не поменяет даже на шикарный Rolls-Royce. Почему? Об этом актюбинец рассказал читателям газеты «АВ».
Из слесарей – в повара
45-летний Юрий Куликов – энтузиаст от рождения. Дружба со спортом у него началась с пяти лет. Сначала гимнастика, поездки на соревнования и получение звания кандидата в мастера спорта.
Перелом произошел в начале 90-х годов. Уличные хулиганы с ножом отобрали у 13-летнего гимнаста фирменную спортивную куртку. После этого Юрий понял: сила – главное, и ушел из гимнастики в карате. Потом для разнообразия освоил еще и таэквондо. К 16 годам парень мог дать сдачи любым хулиганам.
Кризис середины 90-х годов стал испытанием другого порядка для всего населения постсоветского пространства. Диплом слесаря по ремонту промышленного оборудования, который был в те годы в кармане Юрия, оказался безнадежно устаревшим – стали внедрять компьютеры. Парню пришлось искать новое место под солнцем.
– В те годы каждый выживал как мог, – вспоминает Юрий Куликов. – Отец с матерью работали, но с зарплатой было тяжело. Отцу на мясокомбинате платили зарплату колбасой. Принесет он домой два мешка этой зарплаты, и нам еще приходилось на вокзал ездить, колбасу продавать.
По-всякому зарабатывали. Когда встал один из хлебозаводов, второй не успевал покрывать потребность города в хлебе. Спрос рождает предложение – появилось много частных хлебопекарен.
Я стал экспедитором. Куплю мешок хлеба, до «Молодежки» донесу и там распродам. Домофонов тогда еще не было, стучал в квартиры и предлагал хлеб. Потом куплю второй мешок, донесу до «Космоса» и там пройдусь по подъездам, продам. Имел с каждой булки по 7 тенге навара. Экономил на автобусе, ходил пешком. Тогда проезд стоил 15 тенге.
– А как вы стали поваром?
– Как-то пришел за хлебом, а мне говорят: «Пекарь не вышел. Можешь помочь?». Я и пошел помогать. Постепенно научился. Сначала пек хлеб, потом пряники, коврижки и коржики. Затем отучился, начал узнавать больше о тесте, совершенствовался в приготовлении блюд… Около шести лет проработал поваром в ресторане «Очаг». Потом сам взял в аренду кафе, готовил гостям разные блюда. Сейчас я повар-универсал, работаю по специальности.
Часто люди спорят, какая профессия самая древнейшая. На мой взгляд, это повар. Люди еще не умели лечить, а ели всегда. И кухня поваров-мужчин всегда особенная. Ведь для нас это не обыденное дело, а призвание с ответственным и чувственным отношением к поварскому искусству. Сегодня готовлю все, что просят клиенты, освоил японскую кухню и массу диетических столов.
– Зачем вам знание диетических столов?
– До пандемии я работал в «Правильном питании». Вечером мы готовили, раскладывали еду по пакетам, на следующий день развозили. Это была суточная норма еды вместе с перекусами, расчетом калорий и персональным подбором продуктов. Мы готовили спортсменам, людям после операций, диабетикам. Так и выучил все диеты.
Спрос на правильное питание был хороший, тогда я создал службу доставки из 30 человек, один не справлялся с развозкой. Мои курьеры ездили на велосипедах, брал всех желающих старше 16 лет.
Для великов не существует пробок
– Почему не организовали службу доставки на автомашинах?
– У меня были автомашины, я проездил почти 10 лет за рулем. Сначала занимался на «Ниве» батареями. Потом пересел на «Жигули», BМV… Пробовал разные автомашины, но все они ломались, на запчасти и бензин уходило много денег. Годовое обслуживание автомашины выливалось в миллион тенге(!), плюс транспортный налог и риск быть оштрафованным.
С начала пандемии я пересел за руль электровелосипеда и понял, что это мое. Во-первых, он практически не ломается. Во-вторых, трехчасовой электрической зарядки хватает на 40 километров, а если использовать режим езды с педалями, то можно проехать и 60-70.
– Электровелосипед развивает скорость максимум полсотни километров в час. Автомашины ездят намного быстрее…
– Это может быть применимо на шоссе. В городе в часы пик совсем другая картина. К примеру, от пятого микрорайона до ГАИ доезжаю на велосипеде за шесть минут, а в час пик на этом участке на автомашине можно потерять 40 минут жизни. Есть разница?! За четыре года я проехал на своем железном коне свыше восьми тысяч километров.
– Как быть в мороз или в дождь?
– В году есть лишь две недели ранней весной, когда колеса тонут в снегу и я хожу пешком. Все остальное время велотранспорт справляется с природными причудами. Зимой сейчас многие ездят на велосипедах, надевая маски для лица.
Я ездил на велосипеде даже в 40-градусный мороз. Помните, в этом году дня три держалась такая температура? Так только инеем ресницы покрывались, а в остальном все нормально, не замерз. Что касается дождя, у меня есть водонепроницаемая одежда и обувь. А на моем электровелосипеде все водонепроницаемое: от фонарей и спидометра до портативной колонки…
О наворотах, которые есть на велосипеде Юрия, можно написать отдельный материал. Автор пыталась вникнуть во все эти рассеивающие, мигающие и далеко бьющие светом фонари, музыку для безопасности прохожих, видеорегистратор на каске, программирование бегущей строки и картин на колесах, супербагажник и многое другое. Но вовремя поняла – в велосипед нужно сначала влюбиться, потом тонкости прокачки железного коня станут доступны пониманию.
Качественные дорожки и соблюдение ПДД
Во время пандемии велосипедисты города стали объединяться в ватсап-группы. Сейчас есть две группы, в которых примерно по 200 любителей. Они добиваются строительства качественных дорожек, парковок, ратуют за соблюдение правил дорожного движения, езду в касках. К сожалению, они тоже попадают в аварии. И при столкновении с автомашинами велосипедист практически ничем
не защищен.
– Один раз я ехал вдоль пробки, передо мной открыли дверь автомашины. Тогда вывихнул руку, на две недели остался без работы, на велосипеде сломалась фара за
12 тысяч тенге.
Второй раз попал в ДТП в 9 часов. Что удивительно, на дороге были только мы двое: водитель автомашины и я. Водитель умудрился в меня врезаться, хотя я ему сигналил. Для таких случаев нужен видеорегистратор.
Его установил на каску, чтобы он снимал там, куда я поворачиваю голову. С помощью этого прибора мне удалось доказать свою невиновность в авариях.
Сообщества велосипедистов выступают против езды в пьяном виде. Ведь если водителей автомашин за вождение подшофе лишают прав, то велосипедистов не наказывают. А пьяный на дороге – преступник.
– Насколько популярны сейчас велосипеды как средство передвижения?
– В подъезде нашей многоэтажки есть колясочная. Только в ней по вечерам стоит 15 велосипедов. В соседнем подъезде тоже, наверное, штук 10 стоит, в соседнем доме также. Сейчас многие пересаживаются на велосипеды, дети ездят на них в школу. Если бы в городе было больше велопарковок и качественных велодорожек, этот транспорт использовали бы еще чаще. Таким образом, велосипеды скоро вполне могут потеснить дорогой бензиновый транспорт.
Татьяна ТОКАРЬ
Фото и видео Аслана МУСЕНОВА