Чуть больше года назад в поселке Шубарши Темирского района появился новый имам, приехавший из Южного Казахстана. В нынешнем году на Ораза айт он получил благодарственное письмо и премию акима области за плодотворный труд с жамагатом. В личной жизни 44-летнего Нуриддина Баймирзаева также случились позитивные изменения — в его семье родился восьмой ребенок. Давно запланированное интервью с ним все время откладывалось, и корреспондент «АВ» специально выехал в Шубарши во время празднования Курбан айта, чтобы застать имама на рабочем месте.
Во мне видели чужака…
С Нуриддином Баймирзаевым мы встретились в мечети. Это его еже-дневная практика — почти полчаса до намаза в обязательном порядке он читает проповедь.
— Такой распорядок, как у муллы, у меня ежедневно в течение вот уже 25 лет. Ничего особенного, — скромно говорит имам.
По его словам, средний возраст жамагата Шубарши — от 16 до 40 лет. Более взрослое население приходит на жума намаз и Айт намаз. Но с тех пор, как он приехал сюда, изменилось многое. Было время, когда последователи нетрадиционных течений не молились вместе с имамом, а читали намаз после него. Они даже не признавали специально приехавших в Шубарши видных теологов страны.
— Из-за социальных проблем эти люди перестали доверять властям, — говорит духовный служитель. — Не скрою, в первое время они смотрели на меня с опаской, все-таки я не актюбинец. В то же время им нужен был человек, который бы примирил обе стороны. Они полноправные члены нашего общества, и за ними никто не стоит. Люди они очень доброжелательные, но, к сожалению, не увидели уважительного отношения к себе, к тому же здесь просто не проводилась необходимая разъяснительная работа о сущности ислама. И моя главная задача — восстановить доверие друг к другу. И сейчас они начали доверять стране и верить в свое будущее.
Имам Шубарши не видит каких-то особых проблем в ношении бороды верующими.
— Как я говорил, главная моя задача на данном этапе — восстановить доверие. Для этого мы должны принимать друг друга как человека и относиться с уважением. И все свое уважение я должен передать теплыми словами и делом. А вопрос: носить или не носить нечесаную бороду, кажется, со временем отпадет сам по себе, — считает Нуриддин Баймирзаев.
— Поверьте, из них выйдут самые образцовые граждане нашего общества, — не устает повторять имам.
Воспитание за пределами мечети
Имам Шубарши часто встречается с местными жителями и на дому. Его постоянно приглашают на всевозможные садака. По его словам, садака для него — это большая целевая аудитория. Да и за дастарханом у казахов принято вести воспитательные беседы.
— Само слово «садақа» означает доказательство того, что человек — мусульманин и щедр во имя Аллаха, — разъясняет имам. — От духовной трапезы, посвященной Богу, большая польза самим мирянам, нежели Всевышнему. Здесь встречаются люди, родственники, очень много хорошего говорят об усопших, читают Коран, беседуют об Аллахе, налаживают отношения. К примеру, многие конфликты в мире хотят решить с помощью разного рода конференций и саммитов, но лучший результат для примирения — садака.
По словам имама, Аллах умеет прощать. Если бы Он нас не любил, не прощал бы ошибки. И эту любовь смогли передать наши великие бии, получив взамен единство и расцвет народа.
— Точно так же должны поступать и мы, и не будет у нас пороков, как в Европе, — считает собеседник. — К примеру, в ряде государств узаконили однополые браки, где-то животных воспитывают вместо детей. Если не проводить разъяснительную работу среди граждан, то и наше общество дойдет до такого состояния. Наше государство только начало бороться с вредными привычками. К сожалению, люди, прекрасно зная о вреде алкоголя, поднимают бокалы за здоровье и счастье. Не думаю, что они после этого вдруг стали по-настоящему счастливыми. Сейчас многие европейцы начали принимать ислам, да и многие наши граждане возвращаются в свою традиционную религию. Они поняли, что у плохого нет будущего.
— Своим детям я всегда объясняю, где польза и где вред, — продолжает Нуриддин Баймирзаев. — Поэтому мои дети сами почему-то никогда не отпрашиваются на вечернюю дискотеку. Они понимают, что от этого нет пользы, и поступают осознанно. Могу привести и обратный пример. Мои родители никогда не пили спиртное, поэтому и мой организм просто не воспринимает алкоголь. То есть воспитание начинается с малых лет, дома.
Построить дом, посадить дерево и вырастить сына
Нуриддин Баймирзаев родился в 1969 году в Ташкенте, но через год семья переехала в Казахстан, в Сарыагашский район Южно-Казахстанской области. Имам Шубарши — седьмой ребенок в семье из девяти детей.
— Сколько помню, родители всегда читали намаз, да и все братья и сестры, несмотря на то, что работали в разных отраслях, не пропускали время молитвы, — говорит собеседник. Кстати, в Узбекистане при СССР мечети не закрывались.
После десятилетки Нуриддин окончил шестимесячные курсы трактористов. Отслужив в армии, поехал на заработки на БАМ, а позже активно занялся бизнесом. В 1994 году окончил медресе в Ташкенте. В 1999 году его выбрали имамом в родном ауле Курама, где он служил до 2006 года. Затем четыре года был имамом Саркандского района Алматинской области.
В 2008 году Нуриддин Баймирзаев совершил паломничество по приглашению короля Саудовской Аравии вместе с дважды Героем Советского Союза Талгатом Бигельдиновым и главным имамом Актюбинской области Абдимутали Дауренбековым. С 2010 года до приезда в Актобе служил наиб-имамом Мангыстауской областной мечети имени Бекет ата. Супруга Фарида Абдирова — уроженка Сарыагашского района, также окончила Ташкентское медресе. Вместе они воспитывают восьмерых детей. Самая старшая, 18-летняя Суммайя, в этом году окончила среднюю школу и поступила в университет «Нур Мубарак». Айша окончила 9 классов и сейчас учится в Сарыагашском медресе. Семиклассник Шубаршийской школы Мухамбет Махти — обладатель цветного пояса по таэквондо. Пакима учится в пятом классе, Захира — в третьем, шестилетний Мухаммед Садык только готовится в школу. Абдулле всего три года, а младшая, Фурайя, появилась на свет в этом году в Шубарши.
Забота о детях в основном лежит на супруге, которая следит за уроками своих детей и учит местных женщин арабскому языку. У устаз (учителя) Фариды более 60 женщин-шакиртов (воспитанниц) разных возрастов, которые приезжают в Шубарши со всех окрестностей.
Глава семьи обычно занят хозяйством. Весной Нуриддин посадил 2 мешка картофеля, а осенью получил урожай в десятикратном размере. Также он посадил 40 саженцев яблони, груши. В планах у имама — построить теплицу, где он будет выращивать томаты и огурцы.
Абат КАРАТАЕВ