Представители исторически немусульманских народов, приняв ислам, примыкают к радикально настроенным группам.
Для решения вопросов искоренения религиозной безграмотности населения специалисты призывают к сотрудничеству этнокультурные объединения. Поэтому областное управление внутренней политики организовало круглый стол с участием директора общественного центра «Ансар» Аскара Сабдина.
— В последнее время наметилась тенденция принятия ислама людьми, исповедовавшими другие религии. Проблема в том, что в итоге они оказываются приверженцами радикальных направлений, — констатирует известный теолог. – К примеру, в Атырауской области этнический кореец Сергей Ли принял ислам и создал свою группировку, которая была ликвидирована два года назад. Что касается нашей области, буквально месяц назад я проводил реабилитационную беседу с молдаванином по национальности. Он вместе с супругой и младенцем был настроен выехать в Сирию для участия в вооруженной террористической деятельности.
Такая же очень острая проблема есть и в РФ, где самые ярые радикалы вышли из среды немусульманских народов. Всем известно имя одного из идеологов экстремистского течения Саида Бурятского.
– К сожалению, вести беседу с ними очень сложно, — продолжает Аскар Сабдин. – Их мировоззрение и религиозное воспитание не могут понять даже близкие родственники. Да и мы, исповедующие традиционный ислам, не можем понять до конца, где они получили такое учение, от кого заразились подобной радикальной идеологией.
Одной из причин, по мнению теолога, является отсутствие у таких людей возможности общения с представителями традиционного ислама ввиду языковых или культурных барьеров. Из-за этого в мечети они не всегда могут поговорить с имамом. Как правило, почти всю информацию они получают через интернет и в результате радикализируются до крайности. Да и в сети проповедники с призывами присоединиться к военным действиям выступают на русском языке.
— В этом плане этнокультурные объединения должны каким-то образом выявлять таких людей и работать с ними, — считает директор общественного центра «Ансар».
По словам Аскара Сабдина, такие лица часто встречаются в исправительных учреждениях. К примеру, в колонии-поселении отбывает наказание русский парень, принявший ислам. Во время реабилитационной беседы он сказал, что считает грабежи, разбой и религиозную дань дозволенными. В Жеме есть один осужденный, который относится к абсолютно сектантскому меньшинству среди последователей нетрадиционных течений в самом исправительном учреждении. (В то же время теолог отметил, что в последнее время идет снижение количества осужденных по статьям экстремизм и терроризм).
Сабдин призывает этнокультурные объединения совместно искать выход из ситуации.
— Еще раз повторю, кто-то этими вопросами должен заняться. К нам они не примыкают, видимо, из-за тех же языковых барьеров и оказываются под влиянием каких-то террористических течений. Думаю, этнокультурным центрам необходимо поработать с ними, навести мосты, объяснить позицию, что живем в едином многонациональном и многоконфессиональном государстве. Как руководитель ОО могу сказать, что нам не нужны ни Саиды Бурятские, ни Сергеи Ли и подобные. Тема открытая, проблема есть, я ее озвучил. И мы готовы сотрудничать и оказывать всяческую помощь, в том числе и в реабилитации этих лиц. В то же время у нас нет задачи сделать из них казахов. Они должны признавать свою нацию. Об этом даже написано в Священном Коране: «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамения для знающих». Но если все-таки они изъявили желание стать правоверными, мы можем дать информацию, чтобы они не заблудились и не примкнули к течениям. Также не устаем повторять, что в исламе убийство одного человека равно убийству всего человечества, — завершил беседу директор общественного центра «Ансар» Аскар Сабдин.