В честь Национального дня домбры в областном историко-краеведческом музее открылась тематическая выставка.
Напомним, в 2014 году искусство исполнения кюев на домбре внесено ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. В 2018-м учрежден праздник домбры, отмечаемый в первое воскресенье июля.
Выставку «Үкілі домбыра» посетить нужно обязательно. Завсектором хранения фонда Жанылган Данабаева (на фото) и экскурсовод Бахтияр Нурпеисов расскажут, почему женская половина юрты – левая от почетного места (төр), а мужская – правая, как отличить сандық от кебеже, почему так много разновидностей ковров и ковриков, устилающих полы, какие значения имеют цвета баскуров, желбау и шашакбау. Да, у каждого предмета в юрте свое сакральное место, но главное занимает домбра.
Домбры в экспозиции разделены на три группы: принадлежавшие выдающимся кюйши региона, изготовленные местными прикладниками и те, на которых играли известные актюбинцы. В первой группе инструменты Балтурсын Сарыбаевой (Иргиз), Момына Байганина (Актобе), Бакыта Басыгараева (Шалкар), Айсы Шарипова (Уил). Во второй – домбры, изготовленные Карамуканом Басшиным; обладателем знака качества ЮНЕСКО и лауреатом конкурса «Шебер-2013» Еркосаем Абиловым; серебряным призером республиканского конкурса «Үкілі домбыра-2021» Кутымом Касеновым. Хозяевами третьих были генерал-лейтенант Жансен Кереев и писатель Умбетбай Уайдин. Три экспоната из имеющихся – бас-домбра, шынкелдык и трехструнная – подарены музею областным центром народного творчества.
Чтобы увидеть копию инструмента легендарного Казангапа, нужно подняться в зал этажом выше. Да, эта домбра уникальна даже своим видом, и актюбинцы обязательно должны посетить музей хотя бы для знакомства с нею, изготовленной прикладником из Алматы Бакытжаном Дельмановым.
– Оригинал хранится в Алматы, в музее музыкальных инструментов имени Ыкыласа, – прокомментировал Бахтияр.
Он рассказал, что первое упоминание о домбре датируется периодом неолита. Наскальный рисунок с изображением людей, танцующих под инструмент, напоминающий казахскую домбру, в 1989 году обнаружен экспедицией под руководством профессора Кемаля Акишева на плато Майтобе в Алма-Атинской области.
– Также во время раскопок на территории древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмские двухструнки, которым не менее 2 000 лет, схожи с домброй и были одними из распространенных инструментов среди племен, кочевавших на территории современного Казахстана. Безусловно, похожие инструменты, в том числе по звучанию, есть у многих народов, и у них тоже являются главными этническими атрибутами. Замечу, что на домбре могут играть и женщины, и мужчины, и вообще нет никаких ограничений для желающих овладеть этим инструментом. (Кстати, у казахов не возбранялось участие женщин и в битвах, а духу у казашек для этого хватало). Пословица же «Настоящий казах — это не сам казах, настоящий казах – домбра» подчеркивает, что человеку, полюбившему народный инструмент, доступно самое сокровенное того или иного этноса, – добавил он.
Одним из важных факторов национальной идентификации является интерес к культуре. В авторскую программу «Мұрагер», составленную известным домбристом и директором Алматинской школы «Көкіл» Абдулхамитом Райымбергеновым, обучение игры на домбре входит в число обязательных на уроках музыки в школах с государственным языком.
– Инструмент очень простой, наблюдается активный интерес к нему среди детей и молодежи. Все чаще и чаще мы слышим домбру в эстрадных композициях. Особенно преуспел в пропаганде казахского инструмента Димаш Кудайберген, – поделился с «АВ» Абдулхамит Искакович. – На съезде учителей в этом году и в беседе с министром образования я говорил, что один час домбры в неделю – катастрофически мало. Нужна система, то есть минимум два часа, и не с пятого класса, как пытаются внедрить, а с первого и постепенно. Все это обусловлено физиологически, а с физиологией не поспоришь.
На наш вопрос о том, как быть, если человек лишен музыкального слуха, педагог ответил:
– Я обучил 16 000 детей и знаю, что слух развивается: до 90 процентов ребят домбру освоили хорошо. В подтверждение приведу пример выдающегося дирижера Фуата Мансурова, которого планировали исключить из консерватории в силу отсутствия слуха. Он его развил до абсолютного! У Дмитрия Кабалевского были проблемы с пением, он тоже их преодолел и сегодня входит в плеяду выдающихся композиторов ХХ века. А если говорить о нашем опыте, то около 80 казахстанских школ уже отработало 12 лет по моей программе, и результаты замечательные.
Программа «Мұрагер» способствует усвоению родного языка, культуры и искусства, знанию казахских обычаев и традиций, формированию творчески активной личности. Исходя из этого, уроки хореографии, рисования и домбры не задвинуты на задний план (их по два часа в неделю), у педагогов стоит задача научить воспитанников исключительному владению домброй.
Абдулхамит Райымбергенов считает, что обновленная программа, введенная в казахстанских школах, противоречит традициям этнопедагогики:
– Нарушается связь поколений, дети отрываются от корней, живут, уткнувшись в гаджеты, не развиваются. Уроки домбры могут стать спасением, и тому подтверждение – умения и навыки учащихся школы «Көкіл». Мне предлагали ввести в авторскую программу, скажем, наследие Гершвина, творчество Фредди Меркьюри, но я заметил, что к этой музыке приобщается любой современник, важнее сохранить этнические традиции. Как результат – наши школьники легко готовят проекты по творчеству любого музыканта.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Хайредена РАУШАНОВА