Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Виолончелиада в Актобе

В Актобе впервые в истории региона прошел конкурс-фестиваль виолончелистов под эгидой всероссийской музыкальной газеты «Играем с начала». Его инициатором стала первая в Актобе профессиональная исполнительница и педагог по классу виолончели Айымжан Гильманова. Участвовали в конкурсе учащиеся, студенты и молодые преподаватели.

Конкурс собрал более двух десятков музыкантов от 8 до 28 лет из Актобе, Алматы, Уральска, Астаны, Орска, Бузулука и Москвы. В жюри работали доцент Российской Академии музыки им. Гнесиных Александр Загоринский, главный редактор «Играем с начала» Игорь Евард, доцент КазНУИ Сауле Омарбекова и другие педагоги. Игорь Евард, кроме своего участия в жюри, также предоставил памятные призы от газеты «Играем с начала».

Участники расположились в гостевых домиках комплекса «Тау», на сцене которого проходил конкурс. Первыми выходили к слушателям самые юные конкурсанты, в возрасте от 8 до 13 лет. Большинство этих детей инструмент держали очень крепко и уверенно, хоть и были росточком не намного больше самой виолончели. Сразу стало ясно, что маленькие музыканты из Алматы идут на шаг впереди своих ровесников из других городов Казахстана.

Хорошие результаты там, где давние традиции и опытные педагоги. Это подтвердилось и при прослушивании участников средней группы, от 14 до 18 лет. К примеру, будущий победитель из Алматы показал такую игру, что если не видеть за виолончелью подростка, то можно подумать: играет взрослый зрелый человек.

А в старшей группе, где играли участники от 19 до 28 лет, включая педагогов, разыгралась серьезная борьба. Тут и конкурсанты почти все были опытными, с немалыми достижениями. И репертуар у них был под стать: концерты, полные сюиты, сложнейшие произведения. И в этой группе первенство уверенно взяли москвичи, воспитанники Гнесинки.

Был момент, который вызвал некоторое недоумение. Это репертуар участников. Когда одни и те же произведения игрались по нескольку раз в одной группе и даже в разных группах, возникал вопрос: это инерция педагогов или конкурсный репертуар для виолончели настолько ограничен? Словно большинство участников договорились, что будут играть одну и ту же сюиту Баха и «Романс» Ахмета Жубанова.

Итоги фестиваля таковы: первое место среди младших занял Бакытжан Толжума из Алматы, в средней группе — Эльдар Айтбеков, тоже алматинец. Сильнейшим среди старших назвали москвича Николая Егорова. Лучшим педагогом стала Айжан Джулмухамедова из Алматы. А лучшими концертмейстерами признали сразу двух Дин — Дину Ниязову из Актобе и Дину Давлетьярову из Уральска.

Свои впечатления о конкурсе коротко высказал председатель жюри Александр Загоринский:

— Мне было очень интересно. Я во многих конкурсах участвовал, но возглавлять жюри на этом фестивале было очень приятно. Тем более что я работал бок о бок с замечательными музыкантами. Два моих ученика даже не пожалели собственных денег, чтобы приехать сюда, настолько им было интересно увидеть эту страну, узнать ее народ. И нам очень понравилось ваше гостеприимство! Все было на очень профессиональном уровне. Мне понравилось, как играют участники из Алматы и Астаны. Я бы даже присмотрел себе кое-кого. Но вопрос в том, а не захотят ли они учиться где-нибудь в Лондоне или Париже, почему бы и нет? Эти дети вполне смогут.

Насчет повторов одних и тех же произведений на конкурсе Александр Игоревич высказался так:

— В конкурсах есть определенные условия. К примеру, исполнить одно произведение национального композитора. И музыка Жубанова, очень виолончельная, очень удобная для детей, идеально подходит. Бах тоже обычное условие для соревнований. Но именно на этом конкурсе таких условий не было. И лучше выглядел тот участник, кто отошел от традиционной программы и выбрал другие сочинения… Репертуар для виолончели на самом деле очень богат, просто это небольшая недоработка со стороны педагогов.

На другой день после конкурса там же, в «Тау», состоялся форум. Его основной темой стали проблемы и задачи образования в музыкальных школах, колледжах и вузах. Также обсудили возможность обучения казахстанских выпускников в музыкальных вузах Москвы. Более того, вдохновленные атмосферой конкурса, Айымжан Гильманова и ее помощники в этот же день провели семинар для директоров музыкальных школ всей области.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"