Мы привыкли легко и свободно перемещаться в любом помещении, здании, пространстве, особо об этом не задумываясь. Но как быть тем, у кого имеются проблемы пространственного восприятия, нарушены когнитивные способности? Не быть оторванными от жизни им помогут новые научные разработки ученых.
В основу этих разработок легли многолетние труды известных профессоров и ученых. Среди них — доктор психологии университета Мидлсекс Лондона Найджел Форман.
Недавно лондонец побывал в нашем городе и читал студентам Казахско-Русского международного университета курс лекций по исследованиям когнитивного восприятия и их результатам. Профессор согласился рассказать и читателям «АВ» о мировых достижениях.
— В чем заключается цель вашего исследования?
— В изучении когнитивных способностей человеческого мозга для ориентации в пространстве, восприятия пространства и правильного перемещения. Мы помогаем людям, которые не могут правильно ориентироваться в помещении.
— Что натолкнуло вас на изучение подобных отклонений у людей?
— Любой ученый выбирает направление работы, в котором развивается. Так же и у меня. Свое исследование я начал с экспериментов на животных, которое потом переориентировал на людей. Я не могу сказать, что такие отклонения встречаются часто. Но результаты трудов имеют широкий спектр применения. Так, они используются в медицинских целях в качестве реабилитации. В частности, я говорю о таком инструменте развития когнитивных способностей, как виртуальная реальность.
— Нельзя ли подробнее…
— Академическая психология несколькими способами разносторонне влияет на образование, но чаще всего она направлена на улучшение навыков детей по учебным предметам. Мы проводим исследование по использованию виртуальной реальности для улучшения пространственного восприятия у детей с инвалидностью, которая ограничивает их способность передвигаться. Исследования показали, что когда человек не способен самостоятельно исследовать окружающую среду, страдает его пространственное мышление. Если инвалидность ребенка ограничивает автономность его передвижения, к примеру, по зданию школы, у него появляются трудности с определением местонахождения в здании и использованием карт в качестве вторичного источника пространственной информации. В то же время даже самый ограниченный в движениях школьник может управлять каким-либо устройством ввода, позволяющим ему передвигаться по виртуальному пространству. То есть он в состоянии производить очевидное перемещение в трехмерном пространстве (созданном соответствующим программным обеспечением) и наблюдать его на мониторе компьютера, как будто они обследуют реальное здание или пространство.
Используя эту технологию для создания виртуального пространства школы, мы обнаружили, что дети-инвалиды могут получать пространственную информацию достаточно высокого качества с монитора компьютера после недолгого времени виртуального исследования. Систематическое нахождение в виртуальной реальности улучшает их общее пространственно-мыслительные навыки, положительно влияя на их развитие в таких областях образования, как математика, география и других, имеющих сильные пространственные составляющие.
— А нет ли опасности, что дети всецело будут зависеть только от техники?
— Есть опасение, что дети-инвалиды могут быть «дезинтегрированы» из общества, если начнут зависеть от электронных средств или предпочтут виртуальную среду реальной. Этот вопрос важен для развития обучения детей со специальными нуждами. Но в таких случаях можно предоставлять детям-инвалидам электронную связь и обучение в качестве альтернативы нормальному интегрированному обучению.
— Насколько доступны такие устройства?
— Результаты исследований публикуются в научных журналах. Ими могут воспользоваться все, кому они необходимы. Создавая виртуальную реальность, мы старались не использовать сложное оборудование — шлемы, очки и прочее. Необходим только обычный компьютерный монитор. Программы виртуальной реальности доступны в интернете. И даже если они не бесплатные, то стоимость их невелика, можно легко скачать и установить.
Беседовала Баян САРИЕВА