Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Виртуальный шопинг

Почему кому-то везет с покупками в Сети, а кому-то нет? Есть ли универсальные правила интернет-покупок? Какому закону подчиняются магазины и аукционы, не имеющие витрин, прилавков и торговых залов? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашем материале.

Кто есть кто, или добавь в друзья Натяжные Потолки

Следует сразу разделить пространства, на которых происходит торговля в интернете. Во-первых, это интернет-магазины. Чаще всего они прикреплены к реальным торговым площадям и брендам. Почти каждую известную фирму сопровождает сайт-магазин, на котором все товары можно посмотреть, обсудить и заказать.

И закон там действует тот же, что и в физическом мире, то есть Закон РК «О защите прав потребителей». Как действуют и все его положения, из которых нам нужны следующие: полное соответствие продаваемого товара рекламируемому (то есть картинке и описанию на сайте) и право покупателя на возврат денег в течение 14 рабочих дней.

Если магазин расположился в доменной зоне другого государства, читайте правила самого магазина, либо Закон «О защите прав потребителей» той страны.

Второй вид торговой площадки — это интернет-аукцион. От магазина он отличается так же, как реальный магазин он реального аукциона: не продает то, что производит или привозит. Лишь предоставляет место для встречи продавца и покупателя, следя за тем, чтобы сделка прошла со взаимным удовлетворением и пользой для аукциона.

Правила на аукционах разные, и, как правило, за действия продавцов хозяева площадок не несут ответственности. Но и совсем в стороне не остаются. Опять же — казахстанцам с казахстанскими аукционами работать легче и проще.

Ну и третий вид, упорно переходящий в нечто самостоятельное, — это странички в соцсетях. Как правило, их заводят либо небольшие фирмы, либо физические лица, которые пока не могут или не хотят оплачивать создание и аренду собственного сайта. Думаю, у каждого пользователя соцсетей есть в друзьях Бижутерия из Китая, КамАЗы из Казани и тому подобные нечеловеческие образы.

К примеру, актюбинка Клара В. уже три года занимается тем, что заказывает для других пользователей товары с крупнейшего восточного аукциона Taobao. Начала покупать для себя, потом недорогими и, очевидно, качественными вещами заинтересовались знакомые. Так появился небольшой бизнес, приработка к основному занятию, и так появился пользователь «Наши цены вас приятно удивят». Как говорит Клара, ответственность за качество товара лежит только на продавцах, то есть на китайской стороне. Поедет ли кто искать правды в Китай, неизвестно. Но так как бизнесу уже несколько лет, то и китайцы у Клары уже свои, и требовать возврата бракованного товара вполне можно.

 

Бди!

Интервью о специфике торговли в интернете удалось взять у генерального директора крупного аукциона Allegro.kz Алексея Коваленко.

— Алексей, каким образом аукцион обеспечивает безопасность покупок на своей территории?

— Первый этап, с которым сталкиваются и продавцы и покупатели, — это привязка личного счета к номеру сотового телефона. Нам это помогает определить продавцов, которые находятся не в Казахстане. Дело в том, что в таких странах, как Нигерия, Ирландия, Великобритания уже сложились целые мошеннические группировки, которые используют популярные ресурсы.

Второй этап — система рейтингов. Мы просим наших покупателей оставлять отзывы о продавце, с которым они работали. Каждая покупка сопровождается шкалой оценок, из которых видно, насколько удобно было работать с этим продавцом и удовлетворила ли покупка клиента.

Третий этап — подключение администрации аукциона — начинается, когда идут подозрительные сведения со стороны продавца. Или это необоснованно низкая цена товара, или странные регистрационные данные, или несоответствие товара и его описания. Таких продавцов мы берем «на карандаш», и если подозрения подтверждаются, пользователь блокируется. Администрация аукциона может затребовать у продавца копии документов, подтверждающих личность, копии накладных на товар.

— Вы можете задействовать для поиска продавца органы внутренних дел?

— Да, такая возможность у нас есть, мы сотрудничаем с ними в сфере кибер-преступности. Но в большинстве случаев нам удается обойтись без помощи полиции, самим отыскать продавца и убедить его возместить убыток.

— Существует ли «черный список» продавцов?

— Да, такой список есть. И он содержит данные не только казахстанских продавцов. Allegro имеет свои сайты в более чем 20 странах, и если в одной из стран выявляется нарушитель, то автоматически его проверяют и блокируют и в остальных. В Казахстане, надо сказать, из стран бывшего Союза мошенников меньше всего. У нас строже с документированием, с созданием банковских счетов, и это упрощает поиск.

— Как распознать мошеннический сайт?

— Первое, на чем играют мошенники — это людская слабость к халяве. «Купи три айфона по цене одного!» — вот типичный пример обмана. Схем очень много: платная регистрация, «приведи друга — получи скидку» и так далее.

Как обычно действуют мошенники? Во-первых, они подстегивают покупателя, чтобы он перевел деньги как можно быстрее. Как правило, банк при этом указывается зарубежный. Деньги отданы — товара нет. Со стороны продавца начинаются объяснения: мол, товар застрял на таможне, и, чтобы его сдвинуть, нужно оплатить какой-то документ ценой еще долларов 300-500. После этого, как правило, если человек попался во второй раз, что-либо предпринимать бесполезно.

Вторая схема такова. Системы типа Western Union допускают выдачу перевода без удостоверения личности. Мошенники предлагают сделать перевод на имя своего родственника, супруга и просто показать им копию квитанции — чтобы убедиться в платежеспособности покупателя. Надо ли говорить, что если этот перевод будет сделан, то его запросто снимут по поддельным документам где-нибудь в Ирландии?

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

 

P.S. Торговля в интернете настолько удобна и проста, что неизбежно проникнет во все дома, где только он есть. Наша задача — быть готовыми к виртуальным отношениям с реальными товарами и деньгами. Удачных вам покупок!

 

Что стоит брать

по интернету?

1. Разнообразные товары из Китая. Для жителей Казахстана выгода очевидна. А уж для занимающихся перепродажей товара в розницу просто бросается в глаза. Сэкономить – равно как и заработать – можно в два-пять раз.

2. Детская одежда, даже присланная из Европы, обойдется дешевле, так как мало весит и не требует много расходов на доставку. Цена будет примерно как в недорогом секонд-хенде, то есть в два-три раза дешевле бутиковой.

3. Новехонькие гаджеты. Пока они дойдут до наших краев официальным путем, то вздорожают раз в — надцать. У производителя их можно купить по изначальной цене.

4. Расходные материалы для хобби. Множество увлечений требует специальных инструментов и материалов, которые не производятся у нас. Можно только представить, какую накрутку делают магазины на всяких мелочах типа бусин или ниток – от 200 до 900 процентов.

5. Легкие запчасти для старых или редких авто. Так как товар штучный, то привезут его сюда с огромной наценкой. Почтой выйдет намного дешевле.

 

Полезные

советы

Договоритесь с продавцом или магазином о весе упакованной посылки и о некоторых деталях, например, фирменном скотче или вкладышах. Попросите прислать вам трек-код – номер почтового отправления. Он позволит вам отслеживать путь посылки на почтовых сайтах. Запросите фото упакованного для отправки товара. Если при получении покажется (или окажется), что товар вскрывали где-то по пути, то будет легче это доказать. Не подписывайте ничего на почте, пока не убедитесь, что вид и вес посылки точно такие, как вам сообщили раньше.

* * *

Не платите за товар через системы, которые обозначают перевод как «материальную помощь» — Western Union, MoneyGram. Никто вам не вернет ваши деньги, если что-то окажется не так: банки за вашу благотворительность не отвечают.

* * *

Сохраняйте всю переписку с продавцом или магазином. Сохраняйте банковские квитанции от денежных переводов, особенно те, на которых есть данные получателя. Все это – козыри в ваших руках.

* * *

Когда находите в сети сайт-магазин или аукцион, или частного продавца, не поленитесь спрашивать. Ищите форму обратной связи, физический адрес, телефоны, свидетельство о регистрации и любые возможные документы. Уверенный в себе продавец вам эти документы с легкостью предоставит.

Обратите внимание на доменный адрес сайта. Если вы встретили магазин брендовой одежды, который находится на «вася-пупкин.народ.ру» — это должно насторожить.

Колонка "Взгляд"