Воздушный лайнер авиакомпании, зарулив на стоянку, еще несколько минут не глушил двигатель.
В это время пограничники, уже осмотрев прилегающую территорию, готовились к проведению пограничного контроля пассажиров самолета. Двигатели смолкли, и из салона начали выходить первые гости Независимого Казахстана. Так ровно 30 лет назад был принят первый в истории страны международный авиарейс.
– Добро пожаловать в Казахстан! – с гостеприимным радушием встретили стражи границы пассажиров авиарейса «Урумчи — Алма-Ата». – Прошу предъявить документы.
Как и положено, знакомство с недавно появившейся на карте мира страной, началось со встречи с пограничниками.
Длинная живая очередь интуристов выстроилась у окошка кабинки паспортного контроля. Прапорщик Александр Горошко, скрывая волнение, принялся за работу. Вот и первый пассажир предъявил документ.
Сейтпеткалов Абдулсеит 1947 года рождения. Контролер окинул его внимательным взглядом. «Яркая кепка, клетчатая рубашка, серые брюки, ботинки на толстой подошве. В руках рюкзак. Любопытно… На вид лет сорок — сорок пять, а может, и больше. Курносый профиль, чисто выбритое лицо, живые глаза. Держится непринужденно, с достоинством, словно десятки раз проходил границу. Да.. так и есть. Вот штампы других стран. Надо же, почти всю Европу объездил. Надо бы проверить печати и точки посчитать», — так, одна мысль Горошко опережала другую.
Но со стороны его лицо ничего, кроме сосредоточенности, не выражало.
Записав аккуратным разборчивым почерком установочные данные гражданина в журналы регистрации, пограничник, наконец, с доброжелательной улыбкой вернул паспорт пассажиру.
Да, нехватка техсредств, необходимых для качественного и быстрого пропускного режима, доставляла неудобства и приводила к затрате большего количества времени. К тому же приходилось информацию о визах, видах паспортов всех стран держать в голове. Но не зря же прапорщик А.Горошко прошел недавно двухнедельные курсы в Москве на «Шереметьево». Теперь, получив хорошие знания, он смело применял их на практике.
Прошел час напряженной работы по проверке паспортов. Шутка ли, впервые встречать международный рейс с более сотни пассажирами на борту.
И кто усомнится, что служба в пунктах пропуска не менее сложна, чем на пограничных тропах?!
Здесь также требуются недюжие выдержка, бдительность и профессионализм. Правда, служба у контролеров специфическая – «искать иголку в стоге сена». А как еще можно квалифицировать их деятельность в условиях, когда приходится контролировать сотни пассажиров, при этом проявлять не только наблюдательность, но и выдержку, демонстрировать высокие знания различных образцов документов, уметь подмечать необычные детали в поведении и внешности людей, пересекающих границу.
К тому же от поведения, внешнего вида контролеров у иностранцев создается первое впечатление о стране и ее народе. Вот почему от стражей границы требуются не только внимание и высочайшая ответственность, чтобы не допустить возможных нарушений порядка пересечения границы, но и вежливость, гостеприимство и культура общения.
Недаром пункты пропуска на границе всегда выступали в роли своеобразной визитной карточкой государства. Вот поэтому так волнительна для военнослужащих отряда пограничного контроля «Алма-Ата» процедура встречи и проверки пассажиров первого международного авиарейса суверенного Казахстана.
***
Вернув документ крайнему пассажиру, стоявшему в очереди, Горошко огляделся по сторонам.
В соседних кабинках также сосредоточенно выполняли свою работу его сослуживцы – опытные контролеры, которые много лет прослужили в больших международных пунктах пропусков – капитан В. Продедович, старшие прапорщики А. Ткач, В. Решетников, прапорщики Е. Тушин, Б. Хализов и другие.
Чуть в стороне в безупречно отутюженном кителе и белоснежной рубашке с галстуком стоял начальник пункта пропуска старший лейтенант Смирнов. По его одобряющему взгляду было понятно, что службой своего личного состава он остался доволен.
Но расслабляться рано. Впереди пограничников ждут более напряженные будни.
С этого дня поток пассажиров будет постоянно увеличиваться. Оно и понятно: молодая суверенная Республика Казахстан все более утверждается на международной арене. Наплыв загрантуристов и предпринимателей самым непосредственным образом будет накладывать свой отпечаток на работу контролеров.
Демократизация жизни общества сделала Казахстан более доступным для иностранных граждан. И все это со временем стало требовать серьезных перемен в охране границы.
***
Прошло 30 лет. В ночном небе, будто гигантская цапля, спокойно парит авиалайнер. Слегка покачивая своими серебристыми стальными крыльями, он идет на посадку. Внизу в кромешной тьме расстилается море ярких огней ночного города.
Самолёт мягко коснулся колёсами земли и покатил по бетонной полосе. Двигатели сбавили обороты, и гул винтов слегка притих. Самолёт пробежал немного и замер.
Несмотря на поздний час, аэропорт «Алматы» продолжал жить полноценной жизнью. Почти каждые пятнадцать минут на его полосах, освещенных желтыми огнями, взлетают либо садятся огромные воздушные суда разных направлений: Анталья, Дубай, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Пекин, Будапешт, Абу-Даби, Москва, Сеул, Мале, Доху, Кутаиси, Тбилиси и др.
И снова, как и полагается, гостей Казахстана первыми встречают воины в зеленых фуражках. Они строги, подтянуты, безукоризнен их внешний вид, внимателен взгляд.
Десятки кабин паспортного контроля, оснащенные современными техническими средствами для проверки легальности пересечения государственной границы.
– Пожалуйста, предъявите паспорт, – четко, но вежливо обращается к пассажирам пограничник.
Затем он сканирует документ. И на мониторе компьютера сразу выходит полная информация для идентификации личности и проверки на «фальшивость». Не обнаружив нарушений, пограничник возвращает паспорт владельцу.
– Все в порядке, проходите! – приветливо улыбается контролер.
А за окном сверкают огни, совершающих посадку, авиалайнеров, на борту которых тысячи граждан со всего мира. Небо суверенного Казахстана открыто для всех добропорядочных гостей страны.
Пресс-служба КНБ РК