Министр образования и науки Куляш Шамшидинова встретилась с директорами школ и колледжей, заведующими библиотеками, а также многодетными педагогами Кобдинского района. Мероприятие проходило в райцентре на базе школы-гимназии имени Исатая Тайманова.
- Главная задача, поставленная Президентом страны, — всемерная социальная поддержка и защита казахстанцев. Все мероприятия направлены на улучшение благосостояния населения. Потому намеченное на июль повышение размера адресной социальной помощи семьям стартует уже с апреля. При этом существенно упрощена процедура назначения социальной помощи и сократилось количество документов, необходимых для сдачи в социальные службы, — подчеркнула министр.
После этого кобдинцы во главе с министром обсудили накопившиеся проблемы и внесли свои предложения. По информации главного педагога области Ляззат Уразбаевой, 40 процентов регионального бюджета, а это 86 миллиардов тенге, выделяется именно образованию. Поэтому Актюбинская область демонстрирует неплохие результаты по многим показателям. В то же время она обозначила и существующие проблемы. К примеру, в регионе до сих пор существуют аварийные и трехсменные школы. Для их решения в прошлом году начато строительство 27 школ, сданы в эксплуатацию 15 новых.
- Но Актюбинская область – один из регионов, где наблюдается динамичный демографический рост. Ежегодно в среднем число школьников растет на 3-4 тысячи, в результате чего образуется дефицит ученических мест и мы вынуждены обучать их в три смены, — призналась Ляззат Уразбаева.
По ее словам, подана бюджетная заявка в профильное министерство на строительство пяти объектов на 1 840 мест со сметной стоимостью 5,8 миллиарда тенге. Правда, одобрение получил только один проект.
Как подчеркнула министр, решение вышеобозначенных проблем зависит от финансирования. За годы независимости в стране построены 1 972 школы. Только за последние три года сдано 190 школ.
- Они строятся для снятия проблем с аварийными трехсменными школами. Туда же входят и строящиеся в Актюбинской области 8 школ, — пояснила Куляш Шамшидинова.
Одной из насущных тем, прозвучавших в ходе встречи, была оплата труда работников образования. Стало известно, что зарплата низкооплачиваемых работников повысится на 30 процентов. К ним относятся психологи, воспитатели детских садов, их младшие помощники, делопроизводители и другие. А вот директоров школ, которые также посетовали на невысокий оклад в размере 90 тысяч, пришлось огорчить. Кстати, увеличение оплаты труда, точнее, надбавку заведующим кабинетами и лабораториями, классным руководителям просили и директора колледжей.
- В целом, зарплата работников образования, в том числе учителей школ повышается систематически. И теперь оплата труда педагогов будет зависеть от их профессионального мастерства. Учитель высшей категории со стажем более 15 лет должен получать не менее 180 тысяч тенге, — пояснила министр образования и науки РК.
На совещании поднимался вопрос и качества образования. По словам министра, оно напрямую зависит от квалификации и педагогического мастерства учителей. Поэтому курсы по повышению квалификации и переподготовки будут усовершенствованы. В ближайшие три года их пройдут 144 учителя, в том числе школьные психологи и классные руководители.
- Еще один вопрос касается преподавания в старших классах предметов химии, биологии, физики и информатики на английском языке. В этом плане нам не стоит торопиться, необходимо внедрить только после того, как самих учителей подготовим должным образом. На сегодня по республике более 150 школ начали работать в данном направлении, и мы должны изучить их опыт, — сказала министр.
По словам Куляш Шамшидиновой, в обучении детей акцент необходимо сделать на том, насколько знания, полученные ребенком, востребованы в обществе, использует ли он потом их в жизни.
- Надо научить детей анализировать, систематизировать, самостоятельно делать выводы, — посоветовала главный педагог страны. — Если раньше новые профессии появлялись раз в 30 лет, то сейчас картина на рынке труда меняется каждые 2-3 года. И необходимо изучать, какие профессии востребованы ныне. Сегодня требования к учителями предъявляются иные: мало дать только знания, необходимо воспитывать в ребенке разносторонность и целеустремленность. При внедрении образовательного стандарта мы изучали труды Ыбрая Алтынсарина, Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова. Все поднимаемые нами вопросы они досконально изложили еще в начале ХХ века. При обучении и воспитании детей мы не должны забывать свою ответственность перед родителями, обществом и государством. И раз мы сами выбрали данную профессию, надо выдержать все трудности, — заключила министр образования и науки РК Куляш Шамшидинова.
Также главный педагог страны приняла жителей района по личным вопросам, а также ознакомилась с деятельностью Кобдинского многопрофильного колледжа.
Абат КАРАТАЕВ, Кобдинский район
Фото предоставлено райгазетой «Қобда»