Дорогие читатели!
Мы планировали подвести итоги нашего конкурса к Наурызу. Но, учитывая, что он стал набирать силу – свидетельство тому ваши многочисленные письма, редакция «АВ» решила продлить его. Итоги конкурса мы подведем 1 Мая – в День единства народа Казахстана.
Итак, конкурс продолжается, и у вас есть возможность рассказать о вещах и реликвиях, которые передаются из поколения в поколение, поведать семейную историю, связанную с ними, и получить приз.
Фотографии и короткое повествование о свидетелях истории найдут свое место в рубрике «Шанырак».
Пишите, звоните, заходите!
Наш адрес: город Актобе,
проспект Абилкайыр хана, 40, здание областного акимата, левое крыло, 5 этаж, каб. 558. Телефоны: 56-08-18, 54-47-07. Электронный адрес: avestnik@mail.ru
В наследство от бабушки
В семье собственного корреспондента республиканского телеканала АО «Агентство «Хабар» Нургуль Конакбаевой хранится застежка для камзола – «қарсы ілгек». По словам Нургуль, эта вещь досталась ей от матери. Мать, Лайла Молдагазиевна, в свою очередь, получила ее от свекрови.
— Моя бабушка по отцовской линии, Калдаш Мырзалина, была дочерью искусного кузнеца, который, помимо работы на кузнице, делал прекрасные украшения, шил сапоги, в общем, был мастером на все руки. Поэтому у бабушки имелись очень красивые украшения из серебра и других драгоценных металлов, — вспоминает Нургуль.
— Застежка для камзола из белого серебра сделана примерно в начале прошлого века. Я помню, что в детстве часто рассматривала бабушкин сундук, где хранились ее украшения – браслеты, кольца, подвески с кулонами. К сожалению, от кого бабушка в свое время получила «қарсы ілгек», я сказать не могу, — рассказывает Нургуль.
От бабушки по материнской линии в семье нашей коллеги остались войлочные ковры ручной работы из овечьей шерсти — текеметы.
И ковры, и застежка для камзола, хранимые у Нургуль, — семейные реликвии, передаваемые из поколения в поколение вот уже более сотни лет.
От богатого приданого остались две монетки
На конкурс «АВ» в редакцию газеты приходят все новые и новые письма из всех уголков области.
Одно из них написала ученица 4 класса средней школы села Карауылкелды Байганинского района Мадина Орысбай. В нем девочка рассказала о монетах, которые хранятся в их семье, и истории семейного наследства. К письму Мадина приложила фотографии семейных реликвий.
«Эти серебряные монеты достались моей маме Багдагуль от ее бабушки Кабиры. Моя прабабушка (по материнской линии) была дочерью зажиточного бая. Ее приданое, состоявшее из посуды и украшений, было изготовлено из серебра и золота. Во время коллективизации все драгоценные вещи наши родственники спрятали в горах. Но из-за незнания местности потеряли ориентиры. Сейчас мы даже не знаем название гор, где спрятано богатство. Так что наследство и по сей день остается в горах. Все, что осталось от богатого приданого моей прабабушки, – две серебряные монеты. По словам мамы, одну из этих монеток, датированную 1926 годом, она использовала как пуговицу для камзола, а другую, датированную 1910 годом, заплетала в косы. Эти вещи в нашей семье хранятся давно и переходят от матерей к дочерям», — рассказала в письме Мадина.
Особенности национальных игр
В условиях борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В ее основе лежали национальные виды спорта и подвижные игры, которые способствовали развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества. Особенно большой популярностью пользовались конно-спортивные игры.
Аламан бәйге. Скачки на длинные и сверхдлинные дистанции проходят на пересеченной местности, изобилующей различными естественными препятствиями. Нередко побеждает не тот, у кого более резвая лошадь, а тот, кто умеет тактически правильно провести состязание, быстро оценить обстановку, хорошо готовить лошадь к скачке.
Бәйге. Один из самых популярных и широко распространенных казахских конных видов спорта. Скачки на короткие и средние дистанции на местности. Вошла как обязательная дистанция на конных соревнованиях.
Бүркіт салу, құс салу. Охота с ловчими птицами. Для проведения соревнования выбирается ровная площадка, на которую выпускаются дикие звери. Победителем считается тот, чей беркут первым поймал добычу.
Жамбы ату. Стрельба из лука в цель. Среди казахов было много метких стрелков, так как меткость наряду с силой, ловкостью и смелостью считалась неотъемлемым качеством настоящего жигита. Стрельба из лука имела несколько вариантов: стрельба, стоя на земле, стрельба, сидя верхом на лошади, и на скаку.
Жаяу жарыс. Бег по пересеченной местности с давних времен входит в программу спортивного праздника. До революции пользовался большой популярностью среди беднейших слоев населения, которые не имели возможности организовать соревнования с дорогостоящими призами.
Жорға жарыс. Соревнования на иноходцах. Своеобразный вид скачек для лошадей, владеющих особой поступью, мягкостью, ритмичностью в своей ходьбе и беге. При иноходи правая передняя и правая задняя (левая передняя и правая задняя) ноги лошади выносятся вперед одновременно. Во время состязаний хорошие иноходцы никогда не переходят на обычный бег. В состязаниях иноходцев участвуют наездники-девушки и молодые женщины в праздничных национальных костюмах.
Көкпар. Конно-спортивная борьба, борьба всадников за овладение тушей козла. Кокпар и в наши дни остается одной из любимых конно-спортивных игр народа, без которого не проходит ни одно торжество и массовое развлечение. Игра имеет два варианта – наиболее распространенным является жалпы-тартыс, когда в игре участвует большое количество всадников, которые борются за овладение тушей каждый самостоятельно. Другой вариант — дода-тартыс, когда борьба идет между группами, состоящими из определенного количества всадников.
Күміс алу. Вид спорта типа жигитовки. Всадник на полном ходу лошади, быстро наклонившись вниз, поднимает то слева, то справа одну за другой монеты, завязанные в платочки. За каждую неудачную попытку засчитывается штрафное время. Тот, кто сумеет в одном заезде взять большее количество платков, считается победителем.
Қыз қуу. Народная игра, проводимая на скаковой дорожке ипподрома на дистанции 300-400 м. На старте ставится два передвижных флажка в 10 метрах друг от друга. У первого флажка стартует девушка. Пересечение линии флажков девушкой дает право жигиту догонять ее. Для удобства нужно подряд пропустить все пары в одну сторону, последовательно одну за другой. Затем обратно в том же порядке, только наоборот – девушке предоставляется право догонять жигита. Содержание игры заключается в том, что в первом случае жигит старается догнать девушку. Если ему удается это сделать, он считается победителем и ему предоставляется право на скаку поцеловать девушку. Если же девушке на обратном пути удается догнать жигита, она считается победительницей и ей предоставляется право бить камчой нерасторопного юношу.
Асық (альчики). Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из них – альчики (асық), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.
Айтыс (состязание акынов). Особенно интересно литературное, театральное соревнование акынов — айтыс. Это зрелищное и душевное восприятие устного мгновенного стихотворно-фольклорного творчества воспринимается людьми с восторгом. Айтыс как классическое народное устное творчество дошло через столетия и развивается в наши дни.
Ақ сүйек (белая кость) – развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь с участием молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать ақ сүйек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстро добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то представители побежденной команды в качестве компенсации развлекают победителей, чаще всего песней.